новости
  на главную

English
   

КОСМИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС РОССИИ

Сергей Хаустов

Космические корабли и станции, спутники и навигационные системы – все это давно перестало быть для нас чем-то необыкновенным. В последнее время даже космический туризм вышел из разряда фантастики: есть большие деньги – лети на доброе здоровье, любуйся планетой с высоты птичьего… нет, звездного полета.
 А тогда, 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин поднялся в космос со своим классическим "Поехали!" - планета замерла в благоговении. Покорили космос! Человек преодолел земное притяжение!
 И сегодня уже довольно много народу поднимается в немыслимую высоту и проводит там огромную работу, преодолевает невесомость и прокладывает дорогу среди звезд. Еще больше людей трудится на земле – чтобы космические корабли бороздили вселенские просторы. Предприятий такой направленности особенно много в нашем регионе, который считается промышленной базой отечественной космонавтики.
И кто знает, может быть, благодаря всем этим труженикам звездные края станут доступнее и для нас с вами.

Королевские корабелы

7 апреля с космодрома Байконур в Казахстане стартовал пилотируемый корабль "Союз ТМА-10". Он доставил на орбиту сотого нашего соотечественника. Летчиком-космонавтом № 100 в нашей стране стал Олег Котов, который полетел на МКС в компании с Федором Юрчихиным и американцем Чарльзом Симони. Почти все из нашей "звездной" сотни, а некоторые и не по разу, стартовали на космических кораблях, построенных в Подмосковье. Место рождения российского космического флота – город Королев, корпорация "Энергия".
В преддверии Дня космонавтики о перспективах развития известного предприятия рассказывает президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева Николай СЕВАСТЬЯНОВ.

Фото РКК "Энергия"

Николай Николаевич, как рождаются космические корабли?

Строительство одного корабля "Союз" или грузового "Прогресса" продолжается около двух лет. В кооперации с РКК "Энергия" трудятся десятки предприятий. Это тысячи конструкторов, инженеров, техников, рабочих, чей труд интегрируется в цехах "Энергии". Кстати, цеха эти особенные. В них поддерживается стерильная, почти медицинская чистота. В помещениях, где собираются корабли, за сутки несколько раз меняется воздух, который прогоняется через мощные фильтры. Все это делается для того, чтобы отладке бортовых систем не могли помешать, образно говоря, ни соринка, ни пылинка.
После того как "Союзы" и "Прогрессы" покидают наши сборочные цеха, начинается новый этап их жизни – корабли доставляются на Байконур, где многочисленные расчеты специалистов в течение нескольких месяцев готовят корабли и ракеты-носители к старту. РКК "Энергия" имеет свой филиал на Байконуре. Большие группы наших специалистов командируются в Казахстан на время проведения запусков.

Начиная с гагаринского "Востока", а потом "Восходов" и первых "Союзов" принципиальная схема кораблей, разработанная под руководством Сергея Павловича Королева, практически не менялась. РКК "Энергия" готова предложить в этой области что-то новое?

Во-первых, модернизация космических кораблей идет постоянно. Это видно даже по обозначению пилотируемых машин. Вначале это были "Союзы", потом "Союз Т", "Союз ТМ", сейчас "Союз ТМА". Образно говоря, первые "Союзы" отличаются от современных кораблей, как автомобили "Победа" 50-х годов от легковых машин современных марок. И работа в этом направлении продолжается.
В РКК "Энергия" разрабатывается программа по созданию космической транспортной системы нового поколения "Клипер", основанной на современных цифровых технологиях. Работы планируется вести поэтапно. На начальном этапе – глубокая модернизация корабля "Союз", которая обеспечит значительное улучшение его эксплуатационных характеристик и некоторое увеличение полезных объемов.
Новые корабли с помощью разгонных блоков смогут даже доставлять космонавтов к Луне и обратно на Землю. Специальный вариант такого "Союза" с использованием модернизированной ракеты-носителя "Союз-2" мог бы стартовать не только с Байконура, но и с космодрома Куру во Французской Гвиане. Такая возможность уже рассматривалась Роскосмосом и Европейским космическим агентством.
Второй этап – разработка принципиально новой космической транспортной системы с многоразовым кораблем "Клипер". Мы считаем, что эта система даст новое качество российской пилотируемой космонавтике. Этот корабль отличается от предшественников тем, что имеет так называемую "крылатую" конструктивную схему.
Убежден, что правильно было бы иметь к 2015 году как "Союзы" с расширенными возможностями, в том числе и для полетов к Луне, так и "Клипер". Эта система должна будет обслуживать сложные космические промышленные объекты, которых, мы надеемся, будет довольно много на орбите к тому времени.
Есть еще один чрезвычайно важный аргумент в пользу того, чтобы не откладывать начало разработки новой системы. Дело в том, что европейцы сейчас создают корабль "Жюль Верн", или АTV. Японцы делают корабль НTV. В США начали разработку корабля "Орион", который после 2009 года должен заменить устаревшие "Шаттлы". Я уже не говорю о космической программе Китая, которая развивается стремительно, с прицелом на создание к 2030 году китайской обитаемой научной базы на Луне. У нас же в России решения по созданию нового корабля пока не приняты. Если решение здесь затянется еще на пару лет, то Россия может сдать свои лидирующие позиции в пилотируемой космонавтике.

Но, может быть, важнее сделать ставку на автоматические космические станции и беспилотные аппараты и туда направить средства?

Никто не собирается оспаривать ту истину, что промышленное освоение околоземного пространства с помощью автоматических систем, например спутников связи, наблюдения, навигации – это очень актуально. Эти системы обеспечивают нужды наземной промышленности, транспорта, в конечном итоге нас с вами. Но и развитие пилотируемой составляющей в освоении околоземного пространства не менее важно. Нужно развивать как автоматические, так и пилотируемую системы.
Специалисты знают, что сегодня человечество достигло некоторого порогового предела в развитии автоматических космических систем в части полезных нагрузок. Мы подошли вплотную к тому, чтобы начать строить в космосе крупные промышленные объекты для отработки новых технологий и получения новых материалов в условиях невесомости. При обслуживании этих систем без человека уже не обойтись.
Красноречивый пример – американский космический телескоп "Хаббл". Эта дорогостоящая астрофизическая лаборатория, выведенная на орбиту, помогла ученым США сделать немало научных открытий. Но когда робот-телескоп вышел из строя, для его ремонта потребовалось послать к нему пилотируемый "Шаттл" с экипажем, который и устранил неисправность. Сейчас телескоп вновь работает. Чтобы провести дополнительную настройку "Хаббла", НАСА запланировало полет к нему еще одного "Шаттла".
Так что без человека в космосе никак не обойтись. Наши космонавты по этому поводу шутят: человек в космосе нужен хотя бы для того, чтобы исправлять ошибки, которые делает автоматика.

Хорошо, но так ли уж необходимы полеты на Луну, Марс?

К сожалению, в настоящее время в Федеральной космической программе, принятой до 2015 года, лунная программа не предусмотрена. В то же время о планах поэтапного освоения Луны уже официально объявили США, европейские страны, Китай, Индия и Япония. Реализация перспективных программ позволит, по мнению ученых этих стран, иметь независимый доступ в космос в интересах безопасности, получения новых энергетических и других ресурсов, а также даст мощный импульс развитию фундаментальных и прикладных наук, образованию, обновлению промышленности и технологических активов.
Почему же Россия должна отставать на этом пути от других стран? Ведь она открыла дорогу в космос другим. Шанс остаться космической державой у нас есть. И будет очень неразумно не воспользоваться имеющимися наработками. Проектанты, конструкторы РКК "Энергия" сегодня прорабатывают вопросы подготовки пилотируемых полетов на Луну и Марс.

Говорят, в очередь за "Союзами" встали уже и американцы?

Действительно, идут переговоры между Роскосмосом и НАСА по вопросу закупки в России нескольких кораблей "Союз". Корпорация "Энергия" принимает в них участие как технический интегратор. Наши корабли понадобятся НАСА после 2009 года, когда прекратятся полеты "Шаттлов", а Международная космическая станция будет полностью достроена и начнется ее полноценная эксплуатация. Экипаж станции будет увеличен с сегодняшних трех человек до шести. В этих условиях, как минимум до 2012 – 2014 годов, когда в США будет создан корабль "Орион", обеспечить функционирование МКС смогут только "Союзы" и "Прогрессы".
НАСА уже заказало два "Прогресса" на 2007 – 2008 годы. В эти годы в общей сложности наши "грузовики" должны будут доставить около пяти тонн различных грузов для американского сегмента МКС.
Ожидается, что НАСА закажет у Роскосмоса на 2009 – 2011 годы по два "Союза" и по два "Прогресса" в год. Для РКК "Энергия" это означает, что мы должны будем перейти от производства 5 – 6 кораблей в год к строительству 10 – 11. Для этого мы должны расширить производственные мощности. За два года мы эту работу осуществим.

Фото РКК "Энергия"

Судя по всему, без работы РКК "Энергия" в ближайшие годы не останется. Справится корпорация с новыми задачами?

Да, "Энергия" не только создает и запускает пилотируемые "Союзы" и грузовые "Прогрессы", но и отвечает за строительство и эксплуатацию российского сегмента Международной космической станции, производит спутники связи и телевидения "Ямал", разгонные блоки ДМ, которые помогают выводить спутники на высокие и геостационарные орбиты. Например, до 2015 года по нашим планам необходимо будет изготовить 118 разгонных блоков ДМ.
В 2007 году корпорация планирует осуществить 6 пусков по пилотируемой космической программе и участвует в восьми пусках по другим проектам. Подготовлена долгосрочная производственная программа на 2006 – 2015 годы. Уже к 2009 году мы планируем удвоить производство не только кораблей "Союз" и "Прогресс", но также спутников и разгонных блоков. С этой целью в 2007 году на модернизацию и расширение производственных мощностей запланированы капитальные вложения в объеме 1 млрд. 788 млн. рублей.
В 2006 году мы вышли в лидеры отрасли по экономическим показателям. По сравнению с 2005 годом доходы корпорации, где работает около 15 тысяч человек, выросли на 38%, чистая прибыль превысила 500 млн. рублей. Стоимость акций РКК "Энергия" за год между собраниями акционеров возросла с трех тысяч до восьми тысяч рублей.
Успешно решаются социальные вопросы, на предприятии выросла средняя зарплата.

Проблема с кадрами есть?

Как и во всей отрасли. Но мы пытаемся ее решать. Кроме зарплаты есть и другие факторы, влияющие на кадровую политику. У нас, к примеру, внедрены программы негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного медицинского страхования. Теперь каждому работнику может быть оплачено лечение. Решаем мы и жилищный вопрос. Разрабатываем программу для молодых специалистов. Мы по-новому выстраиваем работу с вузами. Студент, будучи на 3 – 4-м курсе, попадает к нам на практику, включается в проект и таким образом начинает у нас работать.
Будем приглашать примерно по 500 студентов-практикантов в год. После защиты дипломов примерно каждый пятый будет принят на работу в штат. Естественно, будем принимать тех, кто работает с отдачей.

Спасибо за интервью. С Днем космонавтики!


Еженедельная газета"Подмосковье. Неделя" №14 (310)
11 апреля 2007 г.

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru