новости
  на главную

English
   

ПИЛОТИРУЕМАЯ КОСМОНАВТИКА
ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОЙ

Севастьянов Николай Николаевич
Президент,
генеральный конструктор
Ракетно-космической корпорации "Энергия"
имени С. П. Королёва.

 

 

 

 

Нынешняя встреча проходит в условиях продолжающейся реструктуризации ракетно-космической отрасли. Сейчас принимаются важные решения, которые определят облик отечественной космонавтики на ближайшие годы и стратегическую перспективу. Недавно принята Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, а довольно скоро Роскосмосу предстоит выбрать для реализации проект перспективного пилотируемого корабля. Поэтому первые вопросы к руководителю "Энергии" - о перспективах корпорации в нынешнюю "эпоху перемен".

Какой Вы видите роль РКК "Энергия" в условиях концентрации промышленности и создания крупных интегрированных объединений?

Корпорация "Энергия" реализует крупные интеграционные проекты в области пилотируемых, автоматических и ракетных космических систем. Для этого корпорация взаимодействует со многими предприятиями и организациями страны, в том числе и других отраслей, привлекая их научно-технический, технологический и производственный потенциал. Формы интеграции могут быть различными - от обычной кооперации соисполнителей до организационного слияния. Но решения по этому вопросу должны приниматься с учетом организационно-экономической целесообразности.
В настоящее время в состав Корпорации входят Головное конструкторское бюро, Завод экспериментального машиностроения, авиакомпания "Космос", Волжское КБ в Самаре, инвестиционная компания "Развитие", ортопедическое предприятие "ОИМЭ" и др.

Не приведет ли работа предприятия одновременно по разным направлениям космической техники к развитию внутриотраслевой конкуренции?

Внутриотраслевая конкуренция при получении заказа на поставку ракетно-космической продукции или услуг должна существовать, поскольку попытка отказаться от неё в итоге приведет к технологическому регрессу. Однако она должна быть управляемой. По каждому виду ракетно-космической продукции должно существовать не менее двух предприятий, в каких-то случаях - трех. Если останется по одному предприятию, начнется технологическое отставание, потому что тогда соревнования за заказы не будет, а, значит, не будет стремления улучшать технологический уровень и повышать экономическую эффективность продукции.
Хороший пример: это российский прорыв в области космической связи. В 1997 - 1998 гг. было принято решение российского правительства об организации государственного конкурса на создание спутников связи. Победителями этого международного соревнования стали две российские компании: "Энергия" (с проектом "Ямал-200") и НПО прикладной механики с проектом "Тройка". Такая мобилизация, в результате, позволила РКК "Энергия" создать орбитальную группировку на базе спутников связи нового поколения "Ямал", а НПО ПМ развить производство, перейти на модель спутников нового поколения "Экспресс-АМ". Благодаря этой конкуренции сегодня страна имеет на геостационарной орбите современную по мировым нормам группировку российских спутников связи гражданского назначения. А ведь ещё пять лет назад была угроза ее потери.


Спутник связи "Ямал"

Ваше отношение к практике назначения головных компаний ("головников") по направлениям деятельности и организации холдингов когда, например, объединяют производителей какого-то вида продукции?

Назначение "головных" компаний - это форма управления программами. Государственный заказчик вправе формировать под свои программы головные организации. Это повышает ответственность и снижает риски государственных инвестиций.
Объединение активов нескольких космических компаний в один холдинг может быть целесообразным, когда, такое слияние позволит повысить конкурентоспособность продукции этих компаний на рынке.

А где в области космической деятельности есть рынок?

Сегодня он существует в государственном, коммерческом и зарубежных секторах.
Сейчас очень развит рынок ракетных услуг по выведению спутников на орбиту, и на нём ведется активная работа.
Другой рынок - в области космической связи. Сегодня, например, РКК "Энергия" производит спутники связи и предлагает их на рынке - "Газкому", Государственному предприятию "Космическая связь", странам и компаниям ближнего и дальнего зарубежья. И конкуренты на этом рынке есть российские и зарубежные.
Начал развиваться рынок в области пилотируемой космонавтики.
Федеральное космическое агентство получает заказы на пилотируемые полеты. Среди заказчиков - НАСА, космические агентства других зарубежных стран, частные компании. И это тоже рынок. Здесь Корпорация "Энергия" работает в рамках корпоративной структуры Роскосмоса. Агентство представляет зарубежным партнерам полётные возможности, а "Энергия" реализует полетную миссию - производит космический корабль, обеспечивает его запуск, космический полет и посадку. Здесь также могут скоро появиться конкуренты. Китайцы ещё только пробуют, но уже видно, что скоро они могут выйти на рынок пилотируемых космических услуг, как в свое время вышли на рынок ракетных услуг по запуску спутников. Недавно НАСА объявлена программа по созданию нового транспортного пилотируемого космического корабля CEV.

Пилотипуемый корабль "Союз ТМА"
на завершающей стадии
подготовки к пуску
Старт РН "Союз"
с кораблем "Союз ТМА"

Россия также, в свою очередь, планирует усилить свои позиции на пилотируемом космическом рынке за счет создания нового многоразового корабля, по которому сейчас проводится конкурс Роскосмосом. РКК "Энергия" предлагает новый многоразовый корабль "Клипер", который позволит в три раза снизить себестоимость полета космонавта и значительно уменьшить нагрузки во время полета по сравнению с космическим кораблем "Союз". Это даст существенное преимущество на рынке космических пилотируемых услуг, что позволит российской пилотируемой космонавтике перейти на самоокупаемость.


Пилотируемый космический корабль "Союз ТМА "


Пилотируемый многоразовый космический корабль "Клипер"

А какие формируются на космическом рынке секторы для пилотируемой космонавтики?

В настоящее время на рынке в области пилотируемой космонавтики формируются четыре сектора, которые рассматривается в нашем бизнес-плане по "Клиперу".
Первый из этих секторов - обслуживание нужд государства в рамках Федеральной космической программы России. Для Государственного заказчика значительно снизятся затраты на полёт на "Клипере" каждого космонавта на орбиту по сравнению с полетом на корабле "Союз".
Второй сектор - космические агентства развивающихся стран, да и агентства стран-участников программы МКС, когда они заказывают полёты у российской стороны.
Третий сектор рынка - это правительственные и неправительственные исследовательские организации различных стран, учёные которых хотят самостоятельно проводить в космосе дорогостоящие эксперименты и исследования, но не могут быть доставлены на МКС или орбиту "Союзами" из-за существующего уровня цены и высоких требований к здоровью космонавтов. "Клипер" позволит доставить на орбиту кроме двух профессиональных космонавтов еще и четырех непрофессиональных, а также снизить физические нагрузки на человека и время подготовки непрофессиональных космонавтов к полёту до трёх месяцев вместо нынешних полутора лет. Благодаря "Клиперу" ученые смогут активно летать на Международную станцию для исследовательской работы.


Посадка возвращаемого аппарата корабля "Клипер"

Ну и, наконец, космические туристы. Этот сектор рынка начал создаваться уже при полетах космических туристов на кораблях "Союз" и должен значительно развиться на кораблях "Клипер".
Создавая "Клипер", мы стремились проектировать систему, ориентируясь на потребителя, то есть предложить не уникальное техническое изделие, а промышленную многоразовую транспортную систему, которая доставляла бы на околоземную орбиту ежегодно несколько десятков человек. Это позволит государству развивать пилотируемую космонавтику за счёт экономии собственных средств и получения коммерческих доходов от продажи услуг другим потребителям. Многоразовая транспортная космическая система "Клипер" экономически будет эффективна и по норме рентабельности не будет уступать "земным" проектам.

Каковы, по-вашему, перспективы проекта "Клипер" в свете, когда Министерский совет ЕКА пока не принял решение открыть финансирование совместных работ в 2006 году? Как повлияет неопределенность с европейским финансированием на проектный облик - крылатую форму, в частности?

Во второй половине прошедшего 2005 года была сформирована новая концепция "Клипера". К проекту были предъявлены требования потребителей космического рынка. Поэтому вопрос о крылатой форме не связан с появлением тех или иных партнёров по проекту. Это вопрос создания именно промышленной многоразовой системы с высокой экономической эффективностью. Начальный вариант проекта - с несущим корпусом - экономически значительно менее эффективен, хотя технически и реализуем.
Что же касается взаимоотношений с европейцами, важно иметь в виду, что сегодня в Федеральной космической программе проект открыт как инвестиционный. Определенная сумма, инвестируемая в него государством, недостаточна для создания полноценной промышленной системы. Поэтому проект строится на принципах привлечения дополнительных, внебюджетных инвестиционных средств. В свое время ЕКА обратилось в Роскосмос с предложением об участии в проекте европейских компаний при финансовой и организационной поддержке европейского агентства. Сегодня технико-экономические характеристики проекта таковы, что инвестиции могут быть привлечены независимо от европейского участия. Тем не менее, мы готовы сотрудничать с европейскими компаниями, если по результатам конкурса выберут нас. Такой опыт у нас уже есть: мы взаимодействуем и по проекту "Ямал", и по проекту создания ATV - европейского транспортного корабля для МКС. Да и Совет министров стран-участниц ЕКА не отказался от участия в проекте - было принято решение о дополнительном рассмотрении в ближайшем будущем.

Как РКК "Энергия" участвует в космических проектах других стран?

По пилотируемым космическим системам мы поставляем стыковочные узлы, ряд систем и агрегатов для производства европейского грузового корабля ATV. Недавно НАСА объявило конкурс по доставке на МКС коммерческих грузов. В принципе, российская сторона может и здесь оказывать определенные услуги. Но по условиям конкурса американские компании являются головными, а мы можем быть только в кооперации.
По направлению автоматических космических систем мы участвуем в совместном белорусско-российском проекте "БелКА". В 2006 году должны запустить на орбиту космический аппарат наблюдения. Провели переговоры с Казахстаном, который планирует создать орбитальную группировку спутников связи и наблюдения.
По ракетным системам РКК "Энергия" в рамках международных программ по пусковым услугам предоставляет свой космический разгонный блок типа ДМ для ракет-носителей "Протон" и "Зенит-3SL", отвечает за эксплуатацию ракетного сегмента ракетно-космического комплекса морского базирования "Морской старт".
В основном международную деятельность РКК "Энергия" осуществляет в рамках международной деятельности Федерального космического агентства.


Запуск спутника с платформы "Одиссей" комплекса "Морской старт"

Как РКК "Энергия" участвует в выполнении государственных заказов по космической тематике? Какие ведутся конверсионные разработки?

Корпорация участвует в выполнении государственных заказов в рамках Федеральной космической программы в основном по пилотируемой космической тематике. Это строительство и эксплуатация российского сегмента МКС, транспортные операции на базе кораблей "Союз" и "Прогресс", обеспечение и реализация программы космических экспериментов и исследований на борту станции.
Некоторые проекты осуществляются в рамках Федеральной космической программы на внебюджетной основе, - такие проекты, как вышеупомянутый проект "БелКА", проекты "Ямал-ГК" и "Смотр" для ОАО "Газпром" и др.
Ряд проектов осуществляется по ракетной тематике, в том числе разработка следующей модификации разгонного блока ДМ.
Конверсионная часть нашей деятельности - выпуск протезно-ортопедической продукции на базе передовых технологий. РКК "Энергия" - один из лидеров на рынке в этой области.

Каким Вы видите будущее МКС и пилотируемой космонавтики в целом?

Международная космическая станция должна приобрести статус постоянного действующего искусственного спутника Земли. Мы пытаемся сформировать такое мнение у всех участников этого проекта.
Все партнеры программы МКС видят необходимость ее развития в будущем. Мы должны строить станцию вместе, потому что это позволит наиболее эффективно использовать инвестиции. Цель МКС - постоянное присутствие человека в космосе для проведения фундаментальных исследований и отработки новых космических технологий в интересах промышленности и экономики Земли.
Сегодня это направление основное. Как пример: "Прогрессом М-55" в конце 2005 года на станцию доставлено японское оборудование для проведения эксперимента по выращиванию кристаллов к лазерным системам, которые позволят на порядок увеличить быстродействие и скорость передачи информации. Если это получится, то эффект будет колоссальный - можно приступать к организации производства таких кристаллов в космосе.
Другое направление, которое сейчас планирует реализовать НАСА на МКС, - это отработка будущих длительных межпланетных экспедиций и оборудования для таких космических полётов.


Перспективы развития МКС

Сегодня мы также выступили с новой концепцией создания транспортной системы для перелётов "Земля-Луна-Земля", которая позволит значительно уменьшить затраты и технические риски таких экспедиций. В основе концепции - использование серийных ракет, разгонных блоков и космических кораблей, обладающих высокой надежностью. Российский сегмент МКС может стать производственной площадкой сборки межорбитальных комплексов для полётов к Луне.
Так как в российский сегмент МКС государством вложены большие инвестиции, наша задача - сделать, чтобы он работал эффективно и на постоянной основе. Для этого следует при создании новых модулей максимально реализовывать потребительские качества. Это позволит предоставлять на российском сегменте услуги для других государств, что в принципе может сделать финансовые вложения окупаемыми и создать внебюджетную финансовую основу для развития российского сегмента МКС.
В настоящее время МКС является международным космическим портом, точкой опоры мировой пилотируемой космонавтики.
В целом перспективы мировой пилотируемой космонавтики широкие и они связаны с актуальными задачами и проблемами Человечества. Одна из серьезных проблем - энергетическая. По мере развития земной цивилизации растет количество потребляемой энергии. Сегодня на Земле 90 процентов энергии вырабатывается за счет углеводородов, то есть газа и нефти. По экспертным оценкам, при существующих темпах потребления, запасов углеводородов на планете хватит до середины или конца текущего века. Кроме того, сжигание углеводорода вызывает негативный экологический эффект, так как в результате образуются парниковые газы, что приводит к увеличению средней температуры Земли. Уже за последние 40 лет эта температура возросла на 0,5 градуса. По прогнозам, если средняя температура на планете увеличится еще на полтора градуса, начнутся необратимые процессы, придётся тратить много энергии для снятия парникового эффекта.
Необходимо изучать возможные направления решения этой проблемы, в том числе и направление по созданию экологически чистой термоядерной энергетики на основе реакции "дейтерий" + "гелий-3". На нашей планете "гелия-3" очень мало, а на Луне его запасов, по оценкам ученых, хватит для обеспечения потребностей Земли более чем на тысячу лет. Необходимо уже сейчас прорабатывать вопрос в части космических технологий его добычи и доставки на Землю.
Приведу аналогию из Российской истории. В 30-е годы прошлого столетия в стране развивали полярную авиацию. Эту деятельность подвергали критике. В 50-е годы полярная авиация стала основой для изучения заполярных месторождений - газа, нефти. В 70-80-е годы именно полярная авиация помогла освоить полярные месторождения углеводородных энергоносителей. Сегодня газовая отрасль России является энергетическим и экономическим фундаментом страны.
Освоение энергетических ресурсов космоса - это одна из задач пилотируемой космонавтики будущего. Надо последовательно решать задачу создания экономически эффективных транспортных и пилотируемых космических систем.

Чувствуете ли Вы на предприятии кадровый голод, нехватку молодых специалистов?

В такой организации, как РКК "Энергия", молодых специалистов всегда не хватает, так как для реализации новых космических проектов нужны не только глубокие знания, но энтузиазм и энергия, свойственные молодым. Но само по себе наличие молодежи не является достаточным условием начала новых проектов. Главное - это обеспечить от проекта к проекту передачу опыта и системы знаний молодым специалистам через их совместную работу с опытными специалистами. Научно-технический уровень тех, кто сейчас работает в Корпорации очень высокий. Здесь, в "Энергии", всегда была сильная научно-техническая школа. А привлечение молодых - процесс постоянный, он не должен прерываться.

Удалось ли за период после Вашего избрания Президентом РКК "Энергия" создать команду управленцев, объединенных единой целью?

Думаю, да. Корпорация закончила 2005 год без убытков, это достигнуто впервые за прошедшие четыре года. В "Энергии" всегда были сильные специалисты. Все они остались после моего избрания, но пришли и новые. И всего за шесть месяцев нам всем вместе удалось вывести компанию из финансового кризиса.

На Вашем предприятии находится уникальный архив исторических материалов практически всех периодов развития отечественной космонавтики, включая письменные документы, КД, видео- и фотоматериалы. Какие планируются меры по их сохранению и вводу в научный оборот?

Полагаю, что надо развивать средства информирования общественности по космической тематике, в том числе целесообразно создать и телевизионный "космический" канал, а материалы - архивные и текущие - должны стать максимально доступны людям. На мой взгляд, широкое информирование населения страны о космической деятельности, её программах и результатах, необходимо для успешного развития отрасли. Это также будет способствовать повышению интеллектуального уровня общества.

Какой Вы видите перспективу развития российской пилотируемой космонавтики на ближайшие 25 лет?

В рамках программы развития российской пилотируемой космонавтики в этот период должны быть реализованы следующие фазы:

  • промышленное освоение околоземного пространства на базе развития Российского сегмента МКС и его потребительских свойств,
  • создание экономически эффективной транспортной космической системы "Клипер",
  • реализация лунной программы, которая положит начало промышленного освоения Луны,
  • осуществление пилотируемой исследовательской экспедиции на Марс.

Все эти фазы между собой связаны, так как каждая предыдущая закладывает технологическую основу для последующих.
Дальнейшее строительство Российского сегмента МКС должно обеспечить максимальную технико-экономическую эффективность его возможностей. Это надо делать, начиная с многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), который планируется запустить в конце 2008 года. С этой целью на модуле должно быть использовано современное оборудование систем служебного борта и обеспечена оптимизация компоновки с размещением на борту универсальных рабочих мест под научные и прикладные эксперименты. Это позволит получить в будущем существенный доход от услуг предоставляемых российским и, прежде всего, зарубежным пользователям по проведению экспериментов и исследований, что в свою очередь позволит обеспечить создание новых модулей на внебюджетной финансовой основе. Стыковаться МЛМ должен к российскому служебному модулю МКС, чтобы обеспечить эффективное техническое и экономическое развитие российского сегмента в будущем.
Такая схема организации работ по развитию Российского сегмента МКС должна придать ему статус полноценного промышленного объекта в космосе.
Создание экономически эффективной транспортной системы предусматривает две составляющие: модернизацию космических кораблей "Союз" и "Прогресс" в период до 2010 года, параллельную разработку и ввод в штатную эксплуатацию многоразовой транспортной космической системы "Клипер" до 2015 года.
Модернизация кораблей "Союз" и "Прогресс" связана с необходимостью перехода на современную элементную базу и дальнейшего совершенствования цифрового бортового комплекса управления. Это позволит провести летную квалификацию бортовых систем, которые будут использованы в проекте "Клипер".
Многоразовая космическая система "Клипер" должна интегрироваться в существующую наземную космическую инфраструктуру эксплуатируемой сегодня транспортной системы как технологически, опираясь на существующие производственные мощности по изготовлению кораблей "Союз" и "Прогресс", так и организационно, включая использование стартовых комплексов модернизированной ракеты "Союз 2-3" и перспективной ракеты "Ангара", существующего наземного комплекса управления, аэродромного посадочного комплекса орбитального корабля "Бурана" и инфраструктуры средств подготовки космонавтов.
В результате предусматривается построить флот многоразовых пилотируемых кораблей "Клипер" для полетов как на МКС, так и для реализации автономных задач с возможностью полетов как с космодрома Байконур, так и с Плесецка.
Именно проект "Клипер" должен в полной мере обеспечить окупаемость пилотируемой космонавтики.
Первый этап пилотируемой лунной программы эффективно осуществлять с использованием кораблей "Союз", серийных ракет-носителей и разгонных блоков типа ДМ. Российский сегмент МКС при этом должен использоваться как сборочная площадка для межорбитального космического комплекса перед его полетом к Луне. Экипаж космонавтов от Луны будет возвращаться непосредственно на Землю со второй космической скоростью. Такой подход позволит уже в ближайшее время реализовать высадку первых экспедиций на Луну и отработать в полной мере организационно-технические принципы полетов к Луне, что значительно снизит технические и экономические риски.


Первый этап Лунной программы
на базе кораблей "Союз" и разгонных блоков ДМ

На втором этапе лунной программы должна быть создана постоянно действующая многоразовая лунная транспортная система. В ее составе: пилотируемые космические корабли, созданные на базе корабля "Клипер" и межорбитальные буксиры с жидкостными реактивными двигателями для организации перелетов пилотируемых кораблей между околоземной и окололунной орбитальными станциями, а также буксиры с электрореактивными двигательными установками и крупногабаритными солнечными батареями для "медленной" транспортировки больших грузов. На этом этапе должна быть создана постоянная лунная орбитальная станция как космический порт (по аналогии с околоземной орбитальной станцией) с базирующимся на ней многоразовым лунным взлетно-посадочным модулем, который обеспечивает транспортировку людей и грузов между ней и поверхностью Луны.
На следующем, третьем, этапе должна быть создана постоянная база на Луне с целью начала промышленного освоения поверхности Луны.
Пилотируемая экспедиция на Марс консолидирует технологии, созданные на предыдущих фазах, включая долговременные орбитальные модули, межорбитальные буксиры на электрореактивной тяге и корабли "Клипер". Сама экспедиция будет реализована в три этапа. Первый - это отработка марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) на ближних расстояниях при полете к Луне, во время перехода его на окололунную орбиту и возврата на околоземную орбиту. Второй этап - полет МЭК на околомарсианскую орбиту с экипажем космонавтов, но без их высадки на поверхность планеты. На этом этапе должна быть осуществлена с борта МЭК посадка автоматов на поверхность Марса с целью более детального изучения планеты и отработки принципов возврата экипажа с поверхности планеты на МЭК. На третьем этапе может быть осуществлена высадка космонавтов на Марс.


Общий вид марсианского экспедиционного комплекса

Доставка экипажа и грузов с Земли на борт МЭК и возвращение людей и результатов экспедиций на Землю после прибытия МЭК на околоземную орбиту будет реализовываться с помощью системы "Клипер".
Таким образом, РКК "Энергия" предлагает программу дальнейшего развития пилотируемой космонавтики, основанную на обеспечении экономической эффективности и промышленном освоении космоса. Это позволит Человечеству не только открыть для себя новые знания, но и получить доступ к новым ресурсам планет Солнечной системы в интересах развития цивилизации.

Беседу вели
Татьяна Драгныш, Ярослав Нечёса, Дмитрий Пайсон

Внимание: Для получения разрешения на перепечатку (копирование) статьи или заказ номеров журнала обращаться по электронному адресу rk@roscosmos.ru на имя главного редактора журнала "Российский космос" В.П. Савиных.

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru