ELEVENTH CREW REQUIRED RESOURCES EIGHTH RUSSIAN VISITING CREW ENEIDE ISM PROJECT IMAGE VIDEO

 
homepage
INTERNATIONAL SPACE STATION
EXPEDITION ELEVEN (ISS-11)
ISS-11 PRIME CREW

russian
   

RGNIITsPK picture

Sergei Konstantinovich KRIKALEV

ISS Commander,
Soyuz TMA transport spacecraft Commander,
Cosmonaut-Researcher,
S.P. Korolev Rocket&Space Corporation Energia, Russia

DATE AND PLACE OF BIRTH: August 27, 1958, Leningrad (now St. Petersburg).

EDUCATION: In 1981 he graduated from the Leningrad Mechanical Institute (Voyenmekh), the machine building department specializing in the Flight Vehicle Design and Manufacturing; got the honours diploma in Mechanical Engineering.

MARITAL STATUS: Married.
Wife: Yelena Yuryevna Terekhina born in 1956, works as engineer at RSC Energia.
Daughter: Olga Sergeevna Krikaleva, born in 1990, goes to school.

AWARD AND RANKS: Hero of the Soviet Union, Hero of the Russian Federation, the USSR Pilot-Cosmonaut. Awards: Gold Star Medal of the Hero of the Soviet Union; Order of Lenin; Gold Star Medal of the Hero of the Russian Federation; Order of Friendship of the Peoples. Awards from foreign countries: officer of the Legion of Honour (France), the NASA Space Flight Medals (1994, 1998, 2001); the NASA Distinguished Service Medal. Awards of scientific and social organizations: Order of Eagle First Class (Association of the Russian Manufacturers).

HOBBIES: Aerobatic flying, swimming, scuba diving, Alpine skiing, tennis, windsurfing, ham radio (X75M1K).

WORK EXPERIENCE: Since 1981 he has been working as engineer of NPO Energia's PDB. He was engaged in developing cosmonauts flight manuals, the proposals for operator's data imaging on panels and displays of the Mir orbital complex; updating flight documentation of the Salyut-7 station. In January 1984 he was selected by the test results as a candidate for the NPO Energia's cosmonauts team.
On September 2, 1985 he was taken on the staff of NPO Energia cosmonauts by the State Interdepartmental Committee’s resolution.
On November 10, 1985 he was appointed a candidate for test-cosmonauts of NPO Energia's cosmonauts team by the Order of the Minister for General Machine Building.
On February 11, 1987 he was appointed test-cosmonaut of NPO Energia's cosmonauts team.
Since April 7, 1992 he has been instructor - test-cosmonaut, NPO Energia Deputy Head of Department.
He was employed at Mission Control Center (MCC), at first as a radiogram developer, then as a specialist in crew actions and flight documentation throughout several long-duration expeditions. After loss of communication with the Salyuit station in February 1985 he was involved in the team developing and testing the procedure to fly to the uncontrollable station. Before the prime crew (Dzhanibekov - Savinykh) trainings started, he had tested various options of the procedures as part of the support crew (Viktorenko - Krikalev).
As part of his work in the Department Krikalev took part in cosmonauts training at CTC and Baikonur. After joining the cosmonauts team he kept on working in the same Department as Team Lead and then as Deputy Head of Department. During 1985-1986 he took the course of basic space training at CTC after Y.A. Gagarin. In 1986 he was qualified as test-cosmonaut by the Interdepartmental Qualification Committee’s solution.
In 1986-1988 he took part in the cosmonauts team training under the Buran Program.
On March 22, 1988 as member of the crew (4th crew with Schukin) he replaced A. Kaleri discharged from the training because of the health problems, in the prime crew of the Soyuz TM-7.
During March 22, 1988 through November 11, 1988 he received training as the Soyuz TM-7 prime crew flight engineer under the Prime Crew-4/Aragats Program at the Mir OS along with A. Volkov and Jean Loup - Chretien (France).
He got training as the main tester for the first test of Extravehicular Maneuvering Unit (EMU).
Together with A. Volkov he made arrangements for the new Kvant-2 module acceptance and initial operational use. Under the Flight Program they received training in space walks.
His pioneer flight took place from November 26, 1988 to April 27, 1989. He flew as a flight engineer onboard the Soyuz-TM-7 space vehicle and Mir OS under the Prime Crew-4/Aragats Program. The flight duration was 151 days 11 hours 08 minutes 24 second.
In 1990 he got training as a flight engineer of the Soyuz TM-11 backup crew under the Prime Crew-8 Program and the Joint Soviet-Japanese flight onboard the Mir OS together with A. Artsebarsky and R. Kikuti (Japan).
From December 1990 through April 1991 he received training as a flight engineer of the Soyuz TM-12 prime crew under the Prime Crew-9 Program onboard the Mir OS along with A. Artsebarsky and H. Sharman (Great Britain).
From May 18, 1991 through March 25, 1992 he took part in the second space flight as the Soyuz TM-12 and Mir OS flight engineer under the Prime Crew-9 and Prime Crew-10 Programs. During the flight he performed 7 space walks with a total duration of 36 hours 29 min. The flight duration was 311 days 20 hours 00 minutes 54 seconds.
From November 1, 1992 through January, 1994 he got training at L. Johnson Space Center (NASA) as a flight expert of crew No 4 carried by the Discovery Orbiter under STS-60 Program. He completed the training and was certified to operate the Shuttle manipulator (for grappling free-flying satellite, including handling the satellite with loss of orientation).
From February 3 through February 11, 1994 he took part in the third space flight as an STS-60 crewmember onboard the Discovery Orbiter in the capacity crew-4 flight specialist. The flight duration was 8 days 07 hours 09 minutes 22 seconds.
From April 1994 through January 1995 he got training at L. Johnson Space Center as a backup cosmonaut of V. Titov, flight specialist of the Discovery crew-4 under STS-63 Program. Concurrently with the trainings as a backup crewmember under STS-63, he along with NASA Astronauts Office got down to the work related to a new international station. After studying the US EVA spacesuit and passing the corresponding test Krikalev with the spacesuit donned worked in neutral buoyancy laboratory on developing the procedures to assemble the future station in space. Prior to flight he was involved in MCC-H operations assisting in the cooperation with two MCCs.
On February 3, 1995 he was a backup specialist of the Discovery Orbiter flight 4 under STS-63. During the flight he was appointed Lead of the 1st Consultative Team (the group of experts from MCC intended to work at MCC-H). In the most critical flight phases he worked in the main operations management room assisting in establishing communication between the two MCCs and two crews. He performed similar services during flight STS-71, 74 and 76. As a representative of the Lead Operational Control Team he participated in the RSA/NASA talks on the work breakdown.
Since January 1996 he was appointed the Prime Crew Flight Engineer of the of the first Expedition to the International Space Station (ISS-1). The launch was scheduled for May 1998. From October 1996 he got training together with Yu. Gidzenko and W. Shepherd (USA) as a Flight Engineer of the ISS-1 prime crew.
In July 30, 1998 he was assigned to the Endeavour Orbiter crew under STS-88 Program.
From September 17 through November 1998 he received training at L. Johnson Space Center (USA) as a crewmember under STS-88.
From December 2 through December 14, 1998 he performed the fourth space flight as a specialist of the Endeavour flight 4 under STS-88 Program.
It was the pioneer manned flight under the International Space Station Assembly Program. During the flight toward the Zarya Functional Cargo Block the US NODE 1/Unity Module was docked. He and the Shuttle Commander R. Cabana were the first to open the hatches of the ISS. He took part in the activities onboard the ISS. The flight duration was 11 days 19 hours 17 minutes 55 seconds.
From 1999 till October 2000 Krikalev proceeded with his training as a Flight Engineer of the ISS-1 prime crew along with Yu. Gidzenko and W. Shepherd (USA).
From October 31, 2000 through March 21, 2001 Krikalev performed his fifth space flight under the ISS (ISS-1) first Prime Crew Program as the ISS Pilot, Commander of the Soyuz TM-31 spacecraft and specialist of the Discovery flight 3 under STS-102 in the recovery stage. The ISS-1 crew reactivated Service Module Zvezda and Functional Cargo Block Zarya, received three Shuttle Orbiters, whose crews docked to the station Solar Array R6 Module and Destiny Laboratory Module. The Destiny and Unity Modules were reactivated, two Progress M/M1 cargo vehicles and Leonardo cargo module were received and unloaded, scientific investigations under the Russian and American Programs were initiated. The station was handed over to the Expedition-2 Prime Crew. The flight duration was 140 days 23 hours 38 minutes 55 seconds. Currently he is in the process of preparation for the next space flight as the Commander of ISS-11 Prime Crew.

SPORTING RECORDS: A first-grade swimmer; Candidate for all around combined tournament Master of Sport (at Leningrad Championship in 1979).
From 1977 he went in for aerobatic flying. During 1980-1981 he was a member of Leningrad Team on aerobatic flying.
In 1981 he was awarded the title of the USSR Master of Sports on aerobatic flying.
From 1982 he went in for aerobatic flying in the Central Aeroclub after V.P. Chkalov in Moscow.
In 1982 he took part in the USSR Championship on behalf of the Central Aeroclub team and was a candidate for the USSR combined team on aerobatic flying.
In 1983 he was recognized as an Overall Champion of Moscow by aerobatic flying. In the Spartakiade finals of the USSR Nations and the USSR Championship he stood up for the RS FSR team, where he won the third place in the team records and the 8th place as a personal record.
In 1985 he took part in the Socialist Countries Campionship on aerobatic flying as a member of the USSR 2nd Team and was a member of the Russian national team on aerobatic flying by gliders. He became a Silver Prize winner in aerobatic flying exercises.
In 1986 he won the USSR Championship and the European Championship in the team records, as well as the champion by the exercises. Also he was awarded the title of the International Class Master of Sports.
In 1997 he won the World Championship and the 1st Aerobatic Flying Games in the team records. Also he became a Silver Prize winner in personal record.
He flew aircraft Yak-18A, Yak-52, Yak-5, Yak-55M, Su-26, Su-29, L-39.
He performed familiarization flights with instructor by MIG-21, MIG-25 and TU-134.
He was granted the second pilot license to fly aircraft T-38 (USA) and had logged more than 140 hours by this aircraft.

January 2005.
Based on materials from Gagarin Cosmonaut Training Center
and Handbook 'Soviet and Russian Cosmonauts. 1960-2000'.

 

 

 

 

 

Official WEB-site of S.P.Korolev RSC Energia
E-mail:mail@rsce.ru

ЭКИПАЖ-11
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
ВОСЬМАЯ РОССИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПОСЕЩЕНИЯ
ПРОЕКТ ISM "ЭНЕИДА"
ФОТО
ВИДЕО
 
 
на главную
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
ЭКСПЕДИЦИЯ МКС-11
ОСНОВНОЙ ЭКИПАЖ

English
   

Фото РГНИИЦПК им. Ю.А.Гагарина

КРИКАЛЁВ Сергей Константинович

Командир МКС,
командир ТК "Союз ТМА",
космонавт-испытатель
Ракетно-космической корпорации "Энергия"
имени С.П. Королева, Россия

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 27 августа 1958 года в городе Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург).

ОБРАЗОВАНИЕ: В 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный факультет, специальность - "проектирование и производство летательных аппаратов", получил диплом инженера-механика.

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.
Жена - Терехина Елена Юрьевна, 1956 года рождения, инженер РКК "Энергия".
Дочь - Крикалева Ольга Сергеевна, 1990 года рождения, школьница.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ: Герой Советского Союза, Герой Российской федерации, Летчик-космонавт СССР. Награды: медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза, орден Ленина, медаль "Золотая Звезда" Героя Российской Федерации, орден Дружбы народов. Награды зарубежных государств: офицер ордена Почетного Легиона (Франция), медали НАСА "За космический полет" (1994, 1998, 2001), медаль НАСА "За особые заслуги". Награды научных и общественных организаций: орден Орла 1-й степени (Ассоциация промышленников России).

УВЛЕЧЕНИЯ: Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К).

ОПЫТ РАБОТЫ: С 1981года - инженер ГКБ НПО "Энергия". Занимался разработкой инструкций для космонавтов, разработкой предложений по отображению информации оператора на пультах и дисплеях орбитального комплекса "Мир", корректировал бортовую документацию космической станции "Салют-7".
В январе 1984 года по результатам экзаменов отобран кандидатом в отряд космонавтов НПО "Энергия".
2 сентября 1985 года, решением Государственной межведомственной комиссии зачислен в отряд космонавтов НПО "Энергия". 10 ноября 1985 года приказом Министра общего машиностроения назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов НПО "Энергия".
11 февраля 1987 года назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов НПО "Энергия".
С 7 апреля 1992 года инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО "Энергия".
Работал в Центре Управления Полетами сначала в должности разработчика радиограмм, а затем, на протяжении нескольких долговременных экспедиций, в должности «Методист по действиям экипажа и бортовой документации». После потери связи со станцией "Салют-7" в феврале 1985 года работал в группе создававшей и отрабатывавшей методику полета на неуправляемую станцию. До начала тренировок основного экипажа (Джанибеков-Савиных) отрабатывал различные варианты методик в составе "технологического экипажа" (Викторенко-Крикалев).
В процессе работы в отделе принимал участие в подготовке космонавтов в ЦПК и на Байконуре. После зачисления в отряд космонавтов продолжал работу в том же отделе начальником группы, а затем заместителем начальника отдела.
В 1985-1986 годах прошел курс общекосмической подготовки в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. В 1986 году решением Межведомственной квалификационной комиссии ему присвоена квалификация "космонавт-испытатель".
В 1986 - 1988 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Буран", а затем, в составе экипажа (4 экипаж со Щукиным) 22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля "Союз-ТМ-7" А. Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья.
С 22 марта 1988 года по 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-7" по программе ЭО-4/Арагац на ОК "Мир" вместе с А. Волковым и Ж.-Л. Кретъеном (Франция).
Прошел подготовку в качестве основного испытателя для первого испытания средства передвижения космонавта (СПК).
Вместе в А. Волковым готовились к приему и началу эксплуатации нового модуля "Квант 2". В соответствии с программой полета прошли подготовку к выходам в открытый космос.
Первый космический полет совершил с 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера КК "Союз-ТМ-7" и ОК "Мир" по программе ЭО-4/Арагац. Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек.
В 1990 году проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля "Союз ТМ-11" по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского полета на ОК "Мир" вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония).
С декабря 1990 года по апрель 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-12" по программе ЭО-9 на ОК "Мир" вместе с А. Арцебарским и X. Шарман (Великобритания).
Второй космический полет выполнил с 18 мая 1991 года по 25 марта 1992 года в качестве бортинженера КК "Союз ТМ-12" и ОК "Мир" по программам ЭО-9 и ЭО-10. В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин. Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек.
С 1 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона (НАСА) в качестве специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по программе STS-60. Прошел полную подготовку и был сертифицирован для работы с манипулятором шаттла (для захвата свободно летящего спутника, включая работу со спутником, потерявшим ориентацию).
Третий космический полет совершил с 3 по 11 февраля 1994 года в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля "Дискавери" в качестве специалиста полета-4. Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.
С апреля 1994 года по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по программе STS-63. Одновременно с тренировками по дублированию STS-63, совместно с отрядом астронавтов НАСА, начал работу по новой международной станции. После изучения и сдачи зачетов по американскому скафандру для выхода в космос работал в нем в гидролаборатории для отработки процедур сборки будущей станции в космосе. Перед полетом работал в Центре управления полетом в Хьюстоне (ЦУП-Х), оказывая помощь во взаимодействии между двумя ЦУП.
3 февраля 1995 года был дублером специалиста полета-4 космического корабля "Дискавери" STS-63. Во время полета был назначен руководителем 1-ой консультативной группы (группы экспертов из московского центра управления для работы в центре управления в Хьюстоне). На наиболее ответственных участках полета работал в главном зале, помогая организовывать связь между 2-мя ЦУП и двумя экипажами. Далее аналогичная работа во время полетов STS-71, 74, 76. Как представитель группы управления принимал участие в переговорах между РКА и НАСА о распределении работ.
С января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1). Запуск планировался на май 1998 года.
С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1 вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом (США).
С 30 июля 1998 года назначен в экипаж КК "Индевор" по программе STS-88.
С 17 сентября по ноябрь 1998 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона (США) в составе экипажа STS-88.
Четвертый космический полет выполнил со 2 по 14 декабря 1998 года в качестве специалиста полета-4 на космическом корабле "Индевор" по программе STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. В ходе полета к Функциональному грузовому блоку "Заря" был пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.
С 1999 по октябрь 2000 года – продолжал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1, вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом (США).
Пятый космический полет совершил с 31 октября 2000 года по 21 марта 2001 года по программе первого основного экипажа МКС (МКС-1) в качестве пилота МКС, командира корабля "Союз ТМ-31" и специалиста полета-3 корабля «Дискавери» (STS-102) на этапе возвращения. Экипажем МКС-1 были расконсервированы Служебный модуль «Звезда» и Функциональный грузовой блок "Заря", приняты три корабля шаттл, экипажи которых присоединили к станции модуль солнечных батарей P6 и Лабораторный модуль Destiny. Расконсервированы модули Destiny и Unity, приняты и разгружены два грузовых корабля «Прогресс М/М1» и грузовой модуль Leonardo, начаты научные исследования по российской и американской программе. Станция передана экипажу 2-ой основной экспедиции. Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек.
В настоящее время готовится к космическому полету в составе основного экипажа МКС-11 в качестве командира.

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ: 1 разряд по плаванью, кандидат в мастера спорта по многоборью (на первенстве Ленинграда в 1979 году).
С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980-1981 годах - входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу. В 1981г. - получил звание "Мастер спорта СССР" по высшему пилотажу.
С 1982 года - занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова в Москве.
В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и был кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.
1983 год - стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу.
В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном зачете и 8-е место в личном.
1985 год - Выступления на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР и был членом сборной России по высшему пилотажу на планерах. Стал серебряным призером чемпионата мира по планеризму в одном из упражнений.
В 1986 году - стал чемпионом СССР и чемпионом Европы в командном зачете, а также чемпионом по упражнению. Получил звание "Мастер Спорта международного класса".
1997 год - Чемпион Мира и 1-х Воздушных Игр в командном зачете, а также серебряный призер в личном зачете.
Освоил пилотирование самолетов Як-18А, -50, -52, -55, -55М, Су-26, -29, Л-39. Совершил ознакомительные полеты с инструктором на МИГ-21, -25, и Ту-134. Получил лицензию 2-го пилота самолета Т-38 (США) и налетал на нем более 140 часов.

Январь 2005 г.
По материалам РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина
и справочника "Советские и российские космонавты. 1960-2000"

 

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru