Экспедиция МКС-65


МКС-65

Экипаж МКС:

Командир -
Акихико Хошиде

Бортинженеры:
Олег Новицкий
Петр Дубров
Марк Ванде Хай
Роберт Шейн Кимброу
Меган Макартур
Тома Песке



Интернет-проект

Планета Королёва
English

Новости

50 лет со дня запуска первой в мире орбитальной станции

19.04.2021

19 апреля 1971 года с космодрома Байконур стартовала тяжелая ракета-носитель «Протон-К» с первой в мире долговременной орбитальной станцией (ДОС) «Салют». Ее успешный запуск к 10-летнему юбилею полета Юрия Алексеевича Гагарина открыл новую эпоху пилотируемой космонавтики и значительно расширил возможности непосредственного исследования человеком космического пространства.

Проектирование научного орбитального комплекса ДОС-7К началось в конце 1969 года по инициативе группы специалистов Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, сегодня РКК «Энергия») – К.Д. Бушуева, С.О. Охапкина, Б.Е. Чертока, С.С. Крюкова, К.П. Феоктистова и Б.В. Раушенбаха. В качестве основы блока ДОС ими предлагался гермоотсек будущей орбитальной пилотируемой станции военного назначения «Алмаз» разработки ЦКБМ (теперь НПО Машиностроения) с использованием систем и агрегатов космических кораблей «Союз» собственного производства ЦКБЭМ. 9 февраля 1970 года правительственным постановлением была определена промышленная кооперация по созданию орбитального блока ДОС-7К № 121 под общим руководством ведущего конструктора ЦКБЭМ Юрия Павловича Семенова. Разработка и изготовление станции велись одновременно на ЦКБЭМ, ЦКБМ, Машиностроительном заводе им. Хруничева и Заводе экспериментального машиностроения ЦКБЭМ. Изготовление гермокорпуса, силовых элементов конструкции и общая сборка изделия проводились на заводе им. Хруничева по технической документации ЦКБМ, а наземные комплексные испытания станции обеспечивало ЦКБЭМ. Благодаря слаженному взаимодействию этих предприятий запуск первой ДОС состоялся в рекордно сжатые сроки – менее чем через 16 месяцев после начала работ.

Орбитальный блок ДОС-7К № 121 состоял из переходного, рабочего и агрегатного отсеков, а также отсека научной аппаратуры. На наружной поверхности переходного гермоотсека с впервые использованной системой стыковки и внутреннего перехода была установлена пара панелей солнечных батарей, заимствованных у бортовой системы электропитания корабля «Союз». Второй парой таких же панелей оснащался негерметичный агрегатный отсек с корректирующей двигательной установкой, также взятой с «Союза». Научное оборудование станции массой 1,5 тонны включало солнечный, рентгеновский и инфракрасный телескопы и другую исследовательскую аппаратуру. А для доставки экипажей на станцию в ЦКБЭМ была разработана новая транспортная модификация 7К-Т кораблей «Союз». В период расчетного трехмесячного ресурса станция была способна принять 2-3 сменные экспедиции из трех космонавтов каждая для проведения программы научных экспериментов, биомедицинских и астрофизических исследований.

После выведения на околоземную орбиту ДОС «Салют» штатно перешла в автоматический режим полета с проверкой бортовых систем и оборудования. Экипаж первой экспедиции в составе космонавтов Владимира Шаталова, Алексея Елисеева и Николая Рукавишникова стартовал 23 апреля 1971 года. Однако пристыковать транспортный корабль «Союз-10» к станции не удалось из-за нарушения работы стыковочного механизма. Вторая экспедиция в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева стартовала 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11». После стыковки и перехода на станцию космонавты в течение 23 суток выполнили программу научных, технических и медицинских экспериментов, установив рекорд продолжительности пребывания человека в условиях космического пространства.

В общей сложности ДОС «Салют» проработала на орбите 175 суток и 11 октября 1971 года по команде с Земли была сведена с орбиты над Тихим океаном. Полет ДОС первого поколения положил начало развитию целой серии все более совершенных отечественных орбитальных станций долговременного обитания, разработка которых в дальнейшем стала одним из ключевых направлений деятельности ЦКБЭМ. Многие полученные в ходе этих работ технологии легли в основу создания многомодульного орбитального комплекса «Мир» и современной Международной космической станции.