Экспедиция МКС-65


МКС-65

Экипаж МКС:

Командир -
Акихико Хошиде

Бортинженеры:
Олег Новицкий
Петр Дубров
Марк Ванде Хай
Роберт Шейн Кимброу
Меган Макартур
Тома Песке


Интернет-проект

Планета Королёва
English

Новости

Удивительный Черток

02.03.2021

 1 марта исполнилось 109 лет со дня рождения выдающегося ученого, одного из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами, основателя научной школы, академика РАН, доктора технических наук, профессора Бориса Евсеевича Чертока. Его имя стоит рядом с именами «первопроходцев» космоса: академиков С.П. Королева, В.П. Глушко, В.П. Мишина, Б.В. Раушенбаха и др. Он внес весомый вклад в развитие нашего предприятия и всей космической отрасли.

Еще во время Великой Отечественной войны Борис Евсеевич разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостных ракетных двигателей. Им была создана система управления и электрического зажигания ЖРД, которая использовалась в первом полете ракетного самолета БИ-1 конструкции Болховитинова, Исаева, Березняка, осуществленном капитаном Бахчиванджи в 1942 году.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б.Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А.М. Исаевым он организовал в Тюрингии в советской оккупационной зоне совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С.П. Королев.

В августе 1946 года Черток был переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88. В 1950 году назначен на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году – начальника отдела систем управления ОКБ-1, главным конструктором которого был С.П. Королев.

С 1957 по 1963 год работал заместителем главного конструктора ОКБ-1. В 1958 году ему была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1963 году был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года Б.Е. Черток – заместитель главного конструктора – руководитель комплекса ЦКБЭМ Министерства общего машиностроения. В 1974 году Борис Евсеевич – заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года. Но и в 80 лет он и не думал о заслуженном отдыхе. Он прожил долгую жизнь, лишь несколько месяцев не дожив до своего 100-летия. До последнего дня эта жизнь была посвящена работе. Борис Евсеевич вел активную деятельность в качестве главного научного консультанта генерального конструктора Корпорации, выступал с докладами, встречался с молодежью.

Вся его научно-инженерная деятельность связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Он создал школу, которая и сегодня определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.

С его участием были созданы системы ориентации и навигации космических аппаратов с использованием принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов по звездам. Для межконтинентальных ракет, ракет-носителей и космических комплексов им разработаны принципы проектирования автономных приборов, устройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре.

Основополагающие работы академика Чертока связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Он возглавлял разработку систем управления пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», спутника связи «Молния-1», «лунников», первых автоматических межпланетных станций, кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и др.

Научно-исследовательская и конструкторская деятельность коллектива, руководимого Б.Е. Чертоком, явилась фундаментом для создания целого направления в космонавтике – науки о системах управления движением и навигации пилотируемых космических кораблей и методах проектирования больших систем управления космическими комплексами. Развитие Б.Е. Чертоком идей системного подхода, использование современных средств вычислительной техники и комплексного моделирования в процессе наземной отработки позволили решить фундаментальные проблемы при создании космических кораблей «Союз», «Союз Т», «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», системы «Энергия–Буран».

Выдающимся достижением отечественной космонавтики явилось создание постоянно действующего наращиваемого орбитального комплекса «Мир». В созданных для этого комплекса бесплатформенных системах управления движением и навигации, управления бортовыми системами комплекса и энергоснабжения широко использовалась бортовая вычислительная техника на базе современной микроэлектроники. Высокая точность ориентации и стабилизации, экономичность в связи с использованием силовых гироскопов (гиродинов) и надежность позволили осуществить астрофизические и народно-хозяйственные исследования первостепенного значения.

Более полувека Борис Евсеевич занимался педагогической работой, много лет был председателем диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций, членом диссертационного докторского совета РКК «Энергия», членом экспертного совета ВАК при Совмине СССР. В 1968 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, в 2000 году – действительным членом Российской академии наук, в 1990 году – действительным членом Международной академии астронавтики. Б.Е. Черток – автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, уникальной серии книг «Ракеты и люди».

Борис Евсеевич удостоен звания Героя Социалистического Труда (за создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета Ю.А. Гагарина). Ему присуждены Ленинская (за участие в создании первых искусственных спутников Земли, 1957) и Государственная премии СССР (за участие в осуществлении проекта «Союз–Аполлон», 1976). Он награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), многими медалями, в том числе «За оборону Москвы». За работы в области систем управления космическими аппаратами ему присуждены золотая медаль имени Б.Н. Петрова Российской академии наук и золотая медаль Международного Института инженеров по электронике и электротехнике (IEEE).