Экспедиция МКС-65


МКС-65

Экипаж МКС:

Командир -
Акихико Хошиде

Бортинженеры:
Олег Новицкий
Петр Дубров
Марк Ванде Хай
Роберт Шейн Кимброу
Меган Макартур
Тома Песке



Интернет-проект

Планета Королёва
English

Новости

35 лет cтанции «Мир»

20.02.2021

20 февраля 1986 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К» c базовым блоком пилотируемой орбитальной научно-исследовательской станции «Мир». Этот пуск положил начало строительству и длительной эксплуатации в околоземном пространстве первого в мире постоянно обитаемого многомодульного орбитального комплекса (ОК), представляющего третье поколение отечественных долговременных орбитальных станций (ДОС).

Разработка новой станции началась в 1976 году с выпуска НПО «Энергия» (сейчас РКК «Энергия» им. С.П. Королева) Технического предложения по созданию усовершенствованной ДОС № 7 на основе конструкции и бортовых систем уже летающих станций серии «Салют». Главной особенностью проекта стало применение на базовом блоке переходного отсека с одним осевым и четырьмя боковыми стыковочными узлами, которые обеспечивали возможность пристыковки дополнительных модулей. С 1979 года промышленную кооперацию из более чем 280 предприятий и организаций по комплексу ДОС № 7 возглавило НПО «Энергия» под руководством генерального конструктора академика В.П. Глушко, а затем Ю.П. Семенова. Ответственность за разработку и изготовление базового блока, модулей дооснащения и их бортовых служебных систем была возложена на КБ «Салют» и Машиностроительный завод им. Хруничева, затем объединившиеся в современное ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В дальнейшем правительственное постановление от 2 января 1985 года окончательно определило создание постоянно действующей пилотируемой станции модульного типа для решения оборонных, научных и народно-хозяйственных задач в процессе совместной эксплуатации с целевыми модулями и многоразовой транспортной космической системой «Буран».

Таким образом, февральское выведение базового блока на околоземную орбиту ознаменовало начало программы поэтапного развертывания и дооснащения станции целевыми модулями с доставкой экипажей и грузов транспортными кораблями «Союз» и «Прогресс». В течение следующего десятилетия к базовому блоку были пристыкованы еще шесть модулей: «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа» и стыковочный отсек 316ГК для прибывающих на станцию американских шаттлов. Кроме того, был выполнен плановый переход с транспортного пилотируемого корабля «Союз Т» на модернизированный «Союз ТМ», транспортный грузовой корабль «Прогресс» был заменен на модернизированный «Прогресс М», а с февраля 2000 года в состав комплекса введена новая модификация «Прогресс М-1» с увеличенным запасом доставляемого топлива.

Многоцелевой ОК «Мир» общей массой свыше 130 тонн пятнадцать лет оставался единственной в своем роде космической лабораторией для проведения фундаментальных и прикладных научных экспериментов, летным полигоном по проверке и испытаниям ключевых технологий использования будущих пилотируемых станций и комплексов. С 1987 года на борту ОК «Мир» проводились международные программы исследований с участием космонавтов/астронавтов Франции, Сирии, Афганистана, Болгарии, Японии, Великобритании, Германии, Казахстана, Австрии, США, Канады и стран – представителей Европейского космического агентства. А в период 1995-1998 годов на станции «Мир» велись совместные российско-американские работы по программам «Мир–Шаттл» и «Мир–НАСА».

Принципы создания многомодульных космических объектов и уникальный опыт длительной эксплуатации ОК «Мир» в сочетании с методами поддержания его работоспособности и обеспечения необходимой надежности и безопасности в полной мере были использованы при реализации современного проекта Международной космической станции.

 

Буклет к 35-летию со дня запуска орбитального комплекса «Мир»