Экспедиция МКС-64


МКС-64

Экипаж МКС:

Командир -
Сергей Рыжиков
Бортинженеры:
Сергей Кудь-Сверчков
Кэтлин Рубинс


Интернет-проект

Планета Королёва
English

Новости

РКК «Энергия» и космодром Байконур – 65 лет вместе!

02.06.2020

На протяжении 65 лет судьбы разработчиков и изготовителей космической техники РКК «Энергия» (в прошлом ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО «Энергия») и гражданских и военных специалистов космодрома Байконур неразрывно связаны между собой. Отправной точкой взаимодействия стал 1955 год, когда по исходным требованиям, разработанным ОКБ-1, в краю необжитых песков и сурового климата началось строительство научно-исследовательского испытательного полигона (космодрома Байконур).

В ОКБ-1 и двух организациях Министерства авиационной промышленности СССР в это время велись работы по принципиально новым межконтинентальным ракетам. Дальность полета баллистической ракеты Р-7 превышала восемь тысяч километров. Нужен был полигон, отвечающий определенным характеристикам. Выбирали из трех вариантов: первый, в Марийской АССР, и второй, на западном побережье Каспийского моря (район Астраханской области и Дагестана), были отвергнуты, и лишь третий вариант, в районе от Аральского моря до города Кзыл-Орда в Казахстане, оказался пригоден. Внимание привлекло то, что в районе станции Тюратам сохранилась узкоколейная ветка, ведущая к небольшому карьеру, расположенному в степи, километрах в 30 от станции.

Большим достоинством этого варианта было то, что через Тюратам проходила железная дорога Москва – Ташкент, рядом была река Сырдарья как источник воды для обеспечения нужд строительства, технологических процессов при испытаниях и пусках ракет, снабжения будущих жилых городков. Кроме того, этот район был практически свободен от каких-либо построек и населенных пунктов, ближе всего расположен к экватору, что создавало преимущество при запуске межконтинентальных ракет в восточном направлении (максимально использовалось естественное вращение Земли для разгона стартующей ракеты). Не было сложностей с полями падения ступеней ракет и размещением пунктов радиоуправления и приема телеметрии, контроля траектории полета ракеты с помощью радиосредств. Весь комплекс этих показателей и решил окончательный выбор места создания полигона для летно-конструкторских испытаний в районе железнодорожной станции Тюратам Кзыл-Ординской области Казахской ССР.

На полигоне требовалось прежде всего возвести минимум необходимых сооружений на стартовом и техническом комплексах для пуска ракеты Р-7 с командным пунктом и вспомогательными службами. Были построены: монтажно-испытательный комплекс космических объектов, заправочные станции для ракет-носителей и космических объектов, хранилища компонентов ракетного топлива, заводы по производству кислорода, азота, гелия (впоследствии и завода для получения жидкого водорода), железнодорожные ветки для доставки ракет, грузов, заправочных емкостей на стартовую позицию и многое другое, что включает в себя материальное и техническое обеспечение космодрома.

Все эти полигонные сооружения и установленная в них аппаратура нуждались в системе энергоснабжения, линиях электропередач, инженерных сетях, проводной и радиосвязи. Нельзя было обойтись без мощного вычислительного центра. И, конечно же, невозможно было представить полигон без создания в пустыне современного города для проживания тысяч людей, развитой системы автомобильных дорог, современного аэродрома и многого другого, необходимого для жизни и работы больших коллективов.

Военные строители и специалисты полигона совершили настоящий подвиг – в начале 1957 года были построены основные сооружения, и уже в марте первая ракета Р-7 прибыла на полигон для проведения летно-конструкторских испытаний. С этого момента байконурцы принимали участие в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет Р-7, Р-7А, Р-9А разработки ОКБ-1. Эти комплексы после всесторонних испытаний были приняты на вооружение и стали основой ракетно-ядерного щита страны.

Коллектив РКК «Энергия» при активном участии специалистов космодрома Байконур внес значительный вклад в становление и развитие отечественной и мировой космонавтики. Реализованы грандиозные проекты: первый искусственный спутник Земли, открывший космическую эру человечества; первый полет человека в космическое пространство; первые автоматические межпланетные станции для исследования Луны, Марса и Венеры; космические аппараты «Зенит» для детальной фотосъемки земной поверхности; первый отечественный спутник связи «Молния-1»; пилотируемые лунные комплексы Л1, Л3; орбитальные станции «Салют»; модули орбитального комплекса «Мир» и Международной космической станции; многоразовая космическая система «Энергия–Буран» с крупнейшей в мире ракетой-носителем «Энергия» и многоразовым орбитальным кораблем «Буран».

Космодром Байконур и сегодня остается основной гаванью российской пилотируемой космонавтики. Здесь в рамках Федеральной космической программы, международных и коммерческих программ осуществляются старты транспортных пилотируемых и грузовых кораблей «Союз МС», «Прогресс МС», космических аппаратов различного целевого назначения.

Руководство и коллектив РКК «Энергия» поздравляют специалистов, ветеранов космодрома с 65-летием Байконура! Желаем с присущим вам энтузиазмом и дальше участвовать в совместной реализации текущих и перспективных проектов, которые откроют новые яркие страницы истории отечественной и мировой космонавтики!