Интернет-проект

Планета Королёва
English

Новости

Юбилей крылатого «Бурана»

15.11.2018

Легендарный крылатый «Буран»! Гордость отечественного космического ракетостроения! Мировую славу ему принес единственный полет в комплексе с ракетой-носителем «Энергия», а особенно спуск на Землю в автоматическом режиме. Этому триумфальному полету орбитального космического корабля «Буран» 15 ноября исполнилось 30 лет. Занесенный в «Книгу рекордов Гиннесса», «Буран» и сегодня остается непревзойденным великим творением десятков тысяч проектантов, конструкторов, испытателей, рабочих. Единственный полет и спуск «Бурана» под управлением бортового компьютера повторить не удалось пока никому.

15 ноября 1988 года со стартового комплекса площадки № 110 космодрома Байконур впервые в истории отечественной космонавтики был произведен запуск многоразовой транспортной космической системы «Энергия–Буран». На 482-й секунде полета корабль отделился от ракеты-носителя «Энергия» и вышел на орбиту. Он совершил два витка вокруг Земли и через 205 минут приземлился на посадочную полосу аэродрома Юбилейный. Отклонение программы по времени в момент остановки корабля на полосе составило одну секунду, отклонение корабля от оси полосы – всего три метра! Программа первого испытательного полёта орбитального корабля была выполнена полностью.

Многоразовый орбитальный корабль «Буран» стал принципиально новым для отечественной космонавтики летательным аппаратом, по своей конструкции и характеристикам значительно превосходящим все ранее созданные в нашей стране космические корабли. Он отличался многоразовостью применения, новыми возможностями по выполнению транспортных задач и орбитальных операций, использованием планирующего спуска в атмосфере и горизонтальной посадки «на крыльях» на аэродром, внедрением в конструкцию и системы новейших технических идей и решений.

В НПО «Энергия» проектные работы по созданию орбитального корабля в рамках проекта МТКС «Энергия–Буран» были начаты в 1974 году. Учитывался опыт создания отечественных орбитальных самолётов-ракетопланов, но особое внимание было уделено американскому проекту многоразовой транспортной космической системы «Спейс Шаттл».

Проработки НПО «Энергия» по проекту «Энергия–Буран» легли в основу Постановления Правительства «О создании МТКС в составе разгонной ступени, орбитального самолёта, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств», которое было выпущено 17 февраля 1976 года. Заказчиком работ выступало Министерство обороны СССР. НПО «Энергия» стало головным разработчиком многоразовой транспортной космической системы «Энергия–Буран», её ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия», многоразового орбитального корабля «Буран» и наземного технического комплекса.

Работы по созданию многоразовой системы возглавили генеральный конструктор НПО «Энергия» академик В.П. Глушко, орбитального корабля «Буран» – главный конструктор НПО «Энергия» Ю.П. Семёнов, ракеты-носителя «Энергия» – главные конструкторы НПО «Энергия» И.Н. Садовский и с 1982 года Б.И. Губанов.

В ходе напряженной многолетней работы по проекту были успешно решены сложнейшие научно-технические и инженерные задачи. Создан космический корабль с уникальными характеристиками.

При начальной массе в космосе около 105 тонн «Буран» позволял доставлять на орбиту до 30 тонн полезного груза и при посадочной массе в 82 тонны был способен возвращать на Землю до 20 тонн. Общая длина «Бурана» – 36,4 метра, высота на стоянке – 16,5 метра; диаметр окружности, описываемой вокруг поперечного контура фюзеляжа, – 5,6 метра; размах крыла – 24 метра. Численность экипажа корабля 2-4 космонавта; но при необходимости могла быть увеличена до 10 человек. Возможность орбитального корабля по маневрированию на орбите обеспечивалась значительным запасом топлива в 7,5 тонны, который можно было увеличить до 14 тонн. Продолжительность полёта орбитального корабля могла достигать 30 суток. Он был рассчитан на 100 полетов как в пилотируемом, так и в автоматическом режиме.

Теплозащита «Бурана» по своим характеристикам, включая стойкость к воздействию факторов космического полёта, превосходила теплозащиту американского шаттла. Для защиты ОК от перегрева на участке спуска на корпус корабля было нанесено теплозащитное покрытие в виде плиток (около 38 600 штук) на основе супертонкого кварцевого волокна и гибких элементов высокотемпературных органических волокон, а на самых теплонапряженных участках корпуса и кромки крыла – конструкционный материал на основе углерода.

Одной из самых сложных систем «Бурана» была его объединенная двигательная установка (ОДУ), работающая на жидком кислороде и синтетическом углеводородном горючем синтине. Все динамические операции с момента прекращения работы второй ступени «Энергии» и до завершения спуска в атмосферу выполнялись кораблем с помощью ОДУ. При создании новой двигательной установки удалось решить сложные научно-технические проблемы, связанные с использованием жидкого кислорода.

Радиотехнический комплекс «Бурана» обеспечивал непрерывную связь с ЦУПом. Движением орбитального корабля в течение всего полёта управляла система из четырех компьютеров. Система автоматического управления «Бурана» была столь совершенна, что экипаж рассматривался как звено, дублирующее автоматику, что позволило бы освободить космонавтов для решения научно-исследовательских задач. Главной проблемой при проектировании системы управления было создание программного обеспечения, отработка которого заняла несколько лет. Автономная система управления совместно с радиотехнической системой «Вымпел» разработки ВНИИРА, предназначенной для высокоточных измерений навигационных параметров на борту, обеспечили спуск и автоматическую посадку, включая пробег по полосе до остановки.

На орбитальном корабле «Буран» впервые в отечественной практике было применено электроснабжение с использованием кислородно-водородных электрохимических генераторов на основе топливных элементов с матричным электролитом, обеспечивающих непосредственное преобразование химической энергии водорода и кислорода в электроэнергию. Мощность бортовых источников электроэнергии достигала 30 кВт; был предусмотрен аварийный запас в 300 кВт•ч от аккумуляторов. При разработке системы электроснабжения впервые в мире была разработана система космического криогенного докритического (двухфазного) хранения водорода и кислорода без потерь.

Параллельно с проектированием орбитального корабля и ракеты-носителя велась разработка наземного комплекса, который должен был обеспечить подготовку и выполнение полёта. По программе «Буран» были созданы: многофункциональные средства подготовки пуска, в том числе технические; монтажно-заправочный, стартовый и полигонный измерительный комплексы; центр управления полётом и автоматизированная система управления полётом в целом, посадочный комплекс с уникальной взлётно-посадочной полосой, объединенным командно-диспетчерским пунктом и средствами послеполётного обслуживания.

Для экспериментальной отработки орбитального корабля и его систем, подтверждению всех его проектных характеристик была создана уникальная экспериментальная база и проведен большой объём испытаний.

Всесторонняя экспериментальная отработка систем, конструкции и программного обеспечения проводилась на 800 узлах и приборах, 100 установках, пяти полноразмерных макетах корабля, семи комплексных моделирующих стендах и пяти летающих лабораториях.

По плану летно-конструкторских испытаний первые четыре полёта «Бурана» должны были быть беспилотными. Начиная с пятого полёта планировалось использовать корабль, оборудованный системой жизнеобеспечения и катапультными креслами для экипажа из двух космонавтов.

Военные целевые нагрузки для «Бурана» разрабатывались на основе секретного Постановления Правительства от 1976 года «Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса». Предполагалось, что многоразовые орбитальные корабли станут основой для построения ударной системы космического базирования. В НПО «Энергия» на базе орбитального корабля «Буран» был разработан вариант корабля – автономного модуля космического базирования с боевыми блоками «космос – Земля». Но в основном предусматривалось широко использовать многоразовую транспортную космическую систему «Энергия–Буран» для вывода в космос и обслуживания на орбите космических аппаратов гражданского назначения.

В основу конструкции и систем орбитального корабля «Буран» были заложены инженерные решения, не имевшие аналогов в мировой практике. На их основе были созданы новые системы, оборудование, конструкционные и теплозащитные материалы, вычислительные машины и математическое обеспечение, технологические процессы.

В отечественной практике ракетно-космической отрасли не было аналогов, по сложности сопоставимых с кораблем «Буран»: в его состав входило более 600 крупных блоков бортовой аппаратуры, сгруппированных в более чем 50 бортовых систем и объединенных в единый бортовой комплекс; более 1 500 трубопроводов, более 2 500 жгутов кабельной сети, включающих около 15 000 электрических соединений.

В разработке многоразовой транспортной космической системы «Энергия–Буран» участвовало 1 206 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры страны.

По итогам достигнутого были сформированы свыше 600 предложений о внедрении и использовании в народном хозяйстве перспективных систем, новых материалов и технологий, станков и устройств, экспериментальных установок, измерительной техники и многого другого.

Создание и успешный полёт орбитального корабля «Буран» подтвердил стратегические возможности страны, что позволило на равных вести переговоры об ограничении вооружений с американской стороной. Но в 1990 году работы по программе «Энергия–Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта. Многоразовая транспортная космическая система «Энергия–Буран» опередила время, страна не была готова к её использованию. Но работа по созданию этой системы и по сей день остаётся образцом слаженного коллективного труда и успешной кооперации всех предприятий ракетно-космической отрасли.

Б.А. Соколов, советник генерального директора, доктор технических наук, руководитель работ по созданию ОДУ орбитального корабля «Буран»:

«Полёт орбитального корабля «Буран» убедительно показал правильность выбранных технических решений, а также организационно-методических основ разработки и создания сложнейшей космической системы «Энергия–Буран».

В.М. Филин, профессор, один из разработчиков программы «Энергия–Буран»:

«Было выпущено огромное количество томов документации смежниками, а облик ракеты оставался под сомнением. Моноблок или четырёхбаковый вариант центрального блока? Так и пошли на защиту технического проекта с четырёхбаковым вариантом. И только за два дня до защиты, в субботу и воскресенье, всё переворачивается опять. Моноблок. Был начат монтаж стартовых сооружений, а место двигателям второй ступени не выбрано. На «самолёте» или на ракете? Сомнения, сомнения, сомнения. И всё это втихую. Не дай бог, чтобы ОН узнал. А у Валентина Петровича Глушко сомнений не было. Только ракета и на ней орбитальный корабль! Создать в рамках МКС сверхмощную ракету! Это и будет нашим основным козырем перед американцами».

Из воспоминаний И.Д. Дордуса, ветерана предприятия, участника работ по программе «Энергия–Буран»:

«Полет стал нашей общей победой! Позже станет известно, что поперечное отклонение ОК от центральной линии полосы составит около 3 м, а продольное 10 м от расчётной точки! Объяснится и загадочное его исчезновение с экранов мониторов – это не ошибка телевизионщиков, а реальный манёвр «Бурана»: поняв, что корабль идёт на посадочную полосу со скоростью выше расчётной, его автоматика выработала команду об уходе на дополнительный круг с целью погасить скорость посадки… По мнению авторитетных специалистов, в считанные мгновения этот маневр, пожалуй, не смог бы выполнить даже самый опытный лётчик-испытатель…».

Из книги В.Д. Вачнадзе «100 лет. Завод экспериментального машиностроения им. С.П. Королёва»:

«ГКБ и ЗЭМ НПО «Энергия» разрабатывали и изготавливали орбитальный корабль «Буран» в целом со всеми системами, обеспечивающими выполнение задачи, и производили окончательную сборку и КИС корабля со всеми космическими системами, изготавливали ОДУ и СЭП, а также обеспечивали жизнедеятельность и безопасность экипажа.
Большую роль в организации создания «Энергия–Буран» сыграл председатель Госкомиссии, министр общего машиностроения О.Д. Бакланов».

 

 

Видеоархив


    

Архив новостей

Декабрь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 26 27 28 29
30 31