Интернет-проект

Планета Королёва
English

Новости

РКК «Энергия» - Роскосмос: особенности выведения космического корабля по двухвитковой схеме

10.07.2018

Сегодня, 10 июля 2018 года, состоялся запуск транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС-09» с помощью ракеты-носителя (РН) «Союз-2.1а». В ходе этого запуска впервые в мировой космонавтике использована укороченная двухвитковая схема выведения корабля, позволяющая сократить полёт к МКС до 3 часов.

Об особенностях и перспективах двухвитковой схемы рассказал первый заместитель генерального конструктора, главный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК «Энергия» Сергей Романов.

Главное преимущество такой схемы, прежде всего, в сокращении времени полёта до 3-х часов, что было сделано впервые в истории космонавтики. «Ни американцы, ни китайцы еще такого не делали», - подтверждает Сергей Романов. В перспективе же - перевести на аналогичную схему пилотируемые пуски. Но для этого понадобится еще несколько запусков «Прогресса».

Сергей Романов: «Мы планируем провести на грузовом корабле 2-3 стыковки и потом уже реализовать эту схему на корабле «Союз». То есть через три часа после пуска космонавты окажутся на МКС. Не исключено, что в будущем полёт на орбиту окажется еще короче и будет использована одновитковая схема».

Ранее для стыковок с орбитальной станцией использовалась четырехвитковая схема (6 часов в полете до МКС), сегодня была реализована двухвитковая. В перспективе возможно использование одновитковой схемы, но это уже будет на следующем этапе. «Главная цель сокращения времени полета к МКС - обеспечить наименьшее время пребывания космонавтов в небольшом объеме корабля, обеспечить тем самым для них больший комфорт», - отмечает Сергей Романов.

Однако для реализации двухвитковой схемы полета необходимо выполнение ряда жестких условий. Главное из них - обеспечение компланарного выведения, когда плоскость орбиты МКС совпадает с плоскостью выведения корабля. «Два раза на предыдущих грузовых кораблях нам не удавалось реализовать эту схему, поскольку после отбоя автоматики приходилось переходить на резервные пусковые дни, а в эти даты выведение уже было некомпланарным, то есть орбиты расходились», - пояснил главный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК «Энергия».

Но после внедрения соответствующих доработок эту схему возможно будет использовать на постоянной основе. «В ближайшее время, чтобы обойти имеющиеся ограничения, процесс выведения будет проработан вместе с РКЦ «Прогресс», чтобы третья ступень РН проводила доворот (1-1,5 градуса) для обеспечения компланарного выведения аппарата», - сообщил Сергей Романов.