Строительство базы у Луны мы можем начать уже сегодня
Генеральный конструктор ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота рассказал, от чего зависит появление нового российского корабля и с кем американцы полетят на Марс
 |
Виталий Александрович Лопота. |
— Виталий Александрович, давайте сначала об ощущениях. Сейчас на Международной космической станции работает уже 39-я экспедиция! Тридцать девятая! Шесть человек. Никто уже не знает имен космонавтов, которые сейчас на ней, мало кто вообще понимает смысл, зачем держать столько народу на орбите и тратить кучу денег для доставки их и снабжения водой, едой, воздухом и чистым бельем. Все важные для землян задачи - навигация, зондирование Земли, телекоммуникация, даже наблюдение за дальними мирами - прекрасно выполняют автоматы... Ну нет прорывов вроде полета Гагарина!
— То, что во всем можно рассчитывать на автоматы, - заблуждение. Автомат подготовили, отправили на работу. И все. А Международная космическая станция - уникальная лаборатория для самых разных исследований - и нашей Земли, и космоса. Но не только это. Смысл именно в том, что на станцию постоянно доставляют грузы, экипажи, новые модули. Идет генерация знаний, отработка технологий для создания будущей техники. Медики разрабатывают методики, чтобы обеспечить длительное присутствие человека в космосе.
И почти без перехода:
— Вы в небо смотрите? Мечтаете? Десять тысяч лет человечество хотело приблизиться к звездам. В 1687 году Исаак Ньютон обосновал, с какими скоростями нужно лететь, чтобы человек оказался на орбите. Потребовалось еще 270 лет, чтобы С. П. Королев эту мечту реализовал! И вот мы накапливаем силы, чтобы сделать новый рывок.
МЫ НАШ, МЫ СТАРЫЙ "МИР" ЗАТОПИМ...
— Нашу станцию "Мир" затопили, когда ей исполнилось 15 лет. Сейчас двум российским модулям, которые входят в состав МКС, уже тоже по 15. Но МКС никто топить не собирается...
— Хороший вопрос! - Лопота откидывается на спинку кресла и вдруг резко подается вперед. - А вы мне назовите фамилии людей, которые принимали решение топить "Мир"? А?! Мы, специалисты, такое решение не принимали! Мы предлагали совершенствовать станцию. После того как утопили "Мир", мы, но уже в кооперации с США, Европой и Канадой, Японией, потратили десять лет, чтобы появилась полноценная инфраструктура на орбите для продолжения исследований! А на "Мире" все было!
— Сколько, на ваш взгляд, может проработать МКС?
— Десятилетия! Пока технологически мы готовы к 30-летней эксплуатации подобных сооружений. Как и "Мир", МКС строилась с открытой архитектурой. Один модуль устарел - заменяем его на новый. Если в вашем доме прохудились окна…
— …не нужно сжигать всю хату!
— Вот именно! Сейчас "Энергия", американские "Боинг" и "Локхид", европейский "Эйрбас" и японская "Мицубиси" разрабатывают амбициозную программу освоения космоса. Без опыта МКС она невозможна.
— Например?
— Мы уже придумали, какой должна быть обитаемая или посещаемая станция у Луны. Мы на троих - "Энергия", "Локхид" и "Боинг" - готовы ее делать! Совместные ракеты - "Энергия" и "Локхид".
— То есть пока политики чешутся…
— …Мы рисуем проектные облики техники будущего. У нас есть согласие в том, что станция должна находиться на орбите вокруг так называемой точки Лагранжа L2. То есть за обратной стороной Луны, с Земли она видна не будет. Это самое удобное место для космопорта, где можно готовить длительные экспедиции - и для исследования поверхности Луны, и для полетов на Марс.
— Вы так говорите, как будто это возможно уже завтра...
— Технологически мы можем это сделать уже сегодня! Американцы согласились, что для такой станции научно-энергетический и узловой модули должна разрабатывать Россия. Космические корабли для доставки экипажей - "Орион" "Локхида" и наш, "Энергии".
— А вдруг объявят санкции против России в космосе?
— Санкции могут коснуться поставок электронных компонентов. Часть из них мы закупаем в Европе и Америке. Но для нас это будут временные трудности. От санкции в области космонавтики, если их введут, Соединенные Штаты пострадают гораздо сильнее, чем мы. Сумма их потерь может составить миллиарды долларов. Летать на МКС на своих пилотируемых кораблях они пока не могут - техника еще не готова.
Это между политиками тут, на Земле, могут быть натянутые отношения. Может быть мощная конкуренция между бизнесменами - и мы, и США предоставляем услуги по запуску грузов на орбиту. Но среди специалистов, которые занимаются пилотируемыми полетами и думают о перспективе, разногласий нет. Вот еще один проект: мы с "Боингом" вместе думаем над созданием солнечного буксира. Он сможет доставлять космические аппараты в дальний космос.
И про полет на Марс, который провозгласили американцы. Мы-то, инженеры, понимаем: одна страна такой проект не потянет. Он может быть только совместным.
ИЗВОЗЧИКИ?
— Ну вот, американцы готовятся к Марсу. Пока они разрабатывают новые корабли, мы возим старыми "Союзами" экипажи на МКС...
— На Московском авиакосмическом салоне в прошлом году мы показали полномасштабный макет возвращаемого аппарата. Уже полностью готово его внутреннее оснащение, двигательные установки, системы жизнеобеспечения, новые теплозащитные материалы. С кораблем мы опаздываем, думаю, года на два-три против фирмы "Локхид", которая делает аналогичный корабль для дальнего космоса - "Орион". Но у нас сейчас есть "Союзы" - мы не сидим на земле и не ждем "у моря погоды" и можем продолжать пилотируемую программу, ни от кого не завися!
— Когда начнутся испытания корабля?
— Мы не можем их начать, пока для корабля не будет соответствующей ракеты-носителя! Технологий, которые сейчас есть у нас, достаточно, чтобы не только новый пилотируемый корабль построить, а межпланетный или марсианский экспедиционный комплекс создать! Но нет ракеты, грузоподъемности которой будет достаточно для выведения его на нужную траекторию (к Луне, Марсу и др.) с разгоном до второй космической скорости.
 |
Новый пилотируемый российский корабль готовят для дальних полетов.
Фото: из архива РКК "Энергия".
|
Виталий Лопота достает листок бумаги и записывает столбиком цифры:
— Чтобы не просто вокруг Луны слетать, а организовать на ней серьезные исследования, необходимо поднять в космос большие массы. Считаем: 20 тонн - вес корабля с космонавтами. Еще 50 - 55 тонн - разгонный блок с ракетным топливом, чтобы уйти с низкой околоземной орбиты Земли к орбите, например Луны, а затем вернуть экипаж обратно. Это 70 - 75 тонн. Масса же марсианского комплекса с экипажем 4 человека (а это минимум) будет около 500 тонн.
А сегодня самые мощные наши ракеты (и существующие, и создаваемые) могут поднять на околоземную орбиту грузы около 20 тонн.
— То есть, пока у России не будет сверхтяжелой ракеты, Марс и Луна нам не по зубам?
— Абсолютно. Американские коллеги к 2017 году хотят на базе технологий программы "Шаттл" создать ракету-носитель грузоподъемностью 70 тонн. Как только он появится, они смогут всерьез заняться лунной и марсианской экспедициями.
— А мы?
— В 1987 году в Советском Союзе реализовали великую программу "Энергия" - "Буран". Ракетой "Энергия" мы подняли на орбиту 105 тонн!
БЕЗ "ЭНЕРГИИ"
— Но ракету "Энергия" создавал весь Советский Союз! Может ли сейчас Россия одна возродить проект?
— Может, и в более совершенном современном варианте.
— Сколько времени нужно?
— Сделать ракету с грузоподъемностью 70 - 80 тонн, думаю, можно в течение 4 - 5 лет.
Генеральный конструктор неожиданно поднимается из кресла:
— Идемте со мной, идемте!
Он открывает дверь, ведущую из большого кабинета в святая святых - маленький рабочий кабинетик, куда посторонних не приглашают. На тумбочке - деревянная коробка, похожая на сигарную. Виталий Александрович бережно ее открывает. На темно-красном атласе выложены... блестящие модели - копии частей новой ракеты.
Он быстро, как в конструкторе ЛЕГО, собирает одну конфигурацию, потом другую - повыше, пониже.
— Новую ракету типа "Энергия" можно собирать из частей под разные цели. В зависимости от того, какой груз надо вывести на орбиту, можно наращивать тягу. Основные технологии изготовления "Энергии" не утрачены, несмотря ни на что. Первая ступень ракеты "Зенит", которую Россия производит вместе с днепропетровским Южным машиностроительным заводом - это, по сути, модуль советской ракеты "Энергия".
 |
Сделать мощную ракету на основе РН "Энергия" можно за 4-5 лет.
Фото: из архива РКК "Энергия".
|
— Днепропетровск - Украина. В нынешней ситуации мы можем рассчитывать на Южмаш?
— У нас надежное партнерство, профессиональное и человеческое. Сейчас как раз идет подготовка к запуску европейского космического аппарата ракетой "Зенит" с нашего космодрома "Морской старт". Команда из российских и украинских специалистов работает слаженно. Нет никаких проблем. Мы всегда помогали и помогаем друг другу.
— Виталий Александрович, как верите, что серьезные прорывы в космосе состоятся еще при нашем поколении?
— Создание на Луне или около нее обитаемой станции, где будут работать экипажи и могут подготавливаться марсианские пилотируемые экспедиции, вполне реальны. Реален и полет к Марсу. Я считаю, что Роскосмос должен раз в десять лет предлагать нам такие амбициозные задачи. Тогда мы будем развиваться. Тогда в отрасль будет приходить молодежь.
 |
Солнечный буксир - одна из самых перспективных разработок наших инженеров.
Фото: из архива РКК "Энергия".
|
 |
Так будет выглядеть новый российский космолет.
Фото: из архива РКК "Энергия".
|
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Виталий Лопота - президент, генеральный конструктор Ракетно-космической
корпорации "Энергия" имени С.П. Королева. Он руководит той
самой фирмой, которая выросла из КБ Королева. РКК "Энергия" и сейчас
отвечает за пилотируемую программу России, создает автоматические
станции и ракеты.
Оригинал статьи