Интернет-проект

Планета Королёва
English

Общероссийская еженедельная газета "Военно-промышленный курьер",
№ 33 (501) от 28 августа 2013 г.

На смену "Союзам"

Создание нового российского пилотируемого корабля - задача текущего десятилетия

Виталий Лопота
Николай Брюханов

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева с первого запуска в космос 12 апреля 1961 года пилотируемого корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту проводит работы по развитию этого направления практической космонавтики, основателем которой по праву является главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев. Корпорация обладает богатейшим опытом работ в данной области. Она вот уже более полувека является головной организацией в отечественной ракетно-космической отрасли по созданию пилотируемых кораблей, орбитальных пилотируемых станций и комплексов. С 2008-го по техническому заданию Роскосмоса предприятие осуществляет разработку пилотируемого транспортного корабля нового поколения.

Проект нового российского пилотируемого транспортного корабля, создаваемого РКК "Энергия" им. С.П. Королева в кооперации предприятий отрасли, в течение сравнительно короткого времени прошел несколько этапов работ, в ходе которых заказчик уточнил задачи корабля и требования к нему. К настоящему времени выпущен технический проект. Решением научно-технического совета Роскосмоса он принят с рекомендацией перейти к стадии выпуска конструкторской документации и экспериментальной отработки для обеспечения первого испытательного беспилотного полета по низкой околоземной орбите в 2018 году.

На данной стадии создания корабля основной его задачей определены полеты к Луне и обратно, а также полеты и на низких околоземных орбитах (транспортно-техническое обеспечение пилотируемой станции и, при необходимости, специальные автономные полеты).

Новый транспортный пилотируемый корабль

При полетах к Луне рассматриваются две программы.

Одна из них - двухпусковая с посадкой экспедиции из четырех человек на ее поверхность. Согласно этой программе на низкую окололунную орбиту сначала отправляется взлетно-посадочный корабль без космонавтов, а затем пилотируемый транспортник доставляет к нему экипаж, который переходит на борт этого корабля, осуществляющего посадку на поверхность Луны и последующий возврат на пилотируемый транспортник, на борту которого космонавты возвращаются на Землю.

Другая программа предусматривает стыковку транспортного пилотируемого корабля с окололунной орбитальной станцией. Особый интерес представляет размещение такой станции на расстоянии около 60 тысяч километров от Луны - в точке L1 или L2 Лагранжа гравитационной системы "Земля-Луна". Эти точки находятся на прямой линии, соединяющей центры нашей планеты и ее естественного спутника (первая - перед Луной относительно земного наблюдателя, вторая - за ней).

Корабль состоит из возвращаемого аппарата многократного использования и одноразового двигательного отсека. Длина - около шести метров, поперечный размер по развернутым панелям солнечных батарей - около 14 метров, стартовая масса при полетах к Луне - около 20 тонн, при полетах к станции на низкой околоземной орбите - около 14 тонн. Экипаж - четыре человека. Выведение корабля предполагается с российского космодрома "Восточный". Посадка возвращаемого аппарата должна осуществляться на территории России.

Полномасштабный проектно-компоновочный макет возвращаемого аппарата нового транспортного пилотируемого корабля можно увидеть на стенде РКК "Энергия" в составе объединенной экспозиции ракетно-космической отрасли России, развернутой в павильоне D1 на МАКС-2013. Длина (высота) возвращаемого аппарата - около четырех метров (без учета раскрытых посадочных опор), максимальный диаметр - около 4,5 метра.

Состав возвращаемого аппарата: командный, агрегатный и негерметичный верхний отсеки, боковые поверхности которых оснащены теплозащитой, и лобовой теплозащитный экран.

В командном отсеке размещаются экипаж, комплекс средств системы его жизнеобеспечения, часть аппаратуры и приборов бортового комплекса управления, контейнер парашютной системы. В агрегатном отсеке будут находиться реактивные двигатели системы управления спуском возвращаемого аппарата в атмосфере, топливные баки и пневмогидросистема подачи топлива к этим двигателям, а также посадочная твердотопливная двигательная установка, четыре выдвижные посадочные опоры, приборы и оборудование некоторых бортовых систем аппарата.

Новый транспортный пилотируемый корабль

Для полета корабля к Луне на нем устанавливаются специальные навигационные приборы, двигательная установка с двумя маршевыми двигателями тягой по две тонны каждый и запасом топлива для проведения динамических операций на окололунной орбите и формирования траектории возвращения на Землю. Бортовые радиотехнические системы корабля должны поддерживать его связь с центром управления и внешнетраекторный контроль полета наземными измерительными пунктами до дальности 500 тысяч километров.

Новый корабль будет существенно комфортнее "Союза". Свободный объем возвращаемого аппарата, приходящийся на одного космонавта, увеличится почти в два раза. Разрабатываемые дизайнерские решения по компоновке интерьера должны обеспечить эргономичность и комфортность работы экипажа, повысить конкурентоспособность корабля по сравнению с аналогичными разработками. В частности, для размещения космонавтов будут использованы новые кресла "Чегет" с улучшенной комфортностью, реализованы новые технические и программные решения в части бортовых компьютерных средств системы управления и отображения полетной информации для экипажа.

В конструкции корабля применяется много инноваций. В их числе новые высокопрочные алюминиевые сплавы, теплозащитные материалы с плотностью, в три раза меньшей по сравнению с применяющимися на кораблях "Союз ТМА", углепластиковые материалы и трехслойные конструкции, лазерные средства обеспечения стыковки и причаливания и другое. Многократность использования возвращаемого аппарата нового корабля обеспечивается комплексом реализуемых технических решений, в том числе за счет вертикальной посадки на посадочные опоры, а также замены теплозащиты при межполетном обслуживании.

Для полетов корабля к спутнику Земли планируется использование ракеты-носителя сверхтяжелого класса и разгонного блока, предназначенного для выведения корабля на траекторию полета к Луне и торможения у нее. Их разработку планируется начать в ближайшее время. Грузоподъемность ракеты-носителя, по предварительным оценкам, должна быть не менее 65-70 тонн, в которые входят стартовая масса корабля и стартовая масса разгонного блока (40-45 тонн).

Предполагается, что будет построено пять возвращаемых аппаратов с учетом многократности их использования и предполагаемой программы полетов. Двигательный отсек корабля изготовят для каждого полета отдельно.

Павильон D1

Виталий Лопота,
президент, генеральный конструктор РКК "Энергия" им. С.П. Королева, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор

Николай Брюханов,
первый заместитель генерального конструктора, главный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК "Энергия" им. С.П. Королева

Оригинал статьи

Видеоархив


    

Архив новостей

Декабрь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 26 27 28 29
30 31