Интернет-проект

Планета Королёва
English

"Труд", №050 от 10 апреля 2013 года.

В пилотируемой космонавтике мы все еще в лидерах...

В канун 12 апреля президент РКК "Энергия" Виталий Лопота поделился планами с читателями "Труда"

В.А. Лопота и Д.О. Рогозин  в РКК "Энергия"

В.А. Лопота и Д.О. Рогозин в РКК "Энергия"

У этого предприятия особое место в истории. В фантастическом "гагаринском" проекте более полувека назад усилия сотен предприятий, НИИ и КБ венчало секретное в то время Особое конструкторское бюро №1 (ОКБ-1) в подмосковных Подлипках. Здесь были созданы первые в мире межконтинентальная ракета, искусственный спутник Земли, пилотируемый космический корабль. Сюда я и приехал в апреле 2013-го, накануне Международного дня космонавтики.

И сегодня мощная корпорация "Энергия" является одним из крупнейших в мире ракетно-космических центров. Трудовой день его нынешнего руководителя длится нередко 12-14 часов. На письменном столе в небольшом кабинете, где работал еще легендарный Сергей Павлович Королев, стоят макеты ракет и кораблей. Сбоку - деревянный ящичек, похожий на сигарный. "Сигары?" Лопота открывает крышку: там в строгом порядке - миниатюрные модели блоков ракетных ступеней. Несколько движений - и собрана модель носителя. Добавили блоков - появился второй вариант… Именно так будут выглядеть сверхмощные ракеты-носители XXI века.

О целеустремленности Лопоты мне рассказал один из конструкторов "Энергии", работающий на предприятии более 40 лет. А ему есть с кем сравнить:

- Знаете, я словно вернулся в 60-е. Это человек-вулкан: генерирует идеи, решает сложнейшие задачи. Он видит конструкцию насквозь. Инженер от бога, досконально знает производство, вникает в мельчайшие технические детали. В то же время масштабно видит проблемы космонавтики, задачи завтрашнего дня...

Впрочем, слышал о Виталии Александровиче и другое: упрямый, резковатый, излишне принципиальный. Третье - о том же самом, но другими словами: ни перед кем не прогибается, говорит то, что думает, а интересы дела всегда ставит на первое место. Такими были родоначальники нашей космонавтики - Королев, Глушко, Мишин... Тем интереснее узнать мнение Лопоты о сегодняшних проблемах отрасли. И здесь никуда не деться от сравнений "тогда" и "теперь".

Наша сверхтяжелая ракета за четверть века не устарела

Разговор начался с вопроса о судьбе замечательной отечественной ракеты сверхтяжелого класса "Энергия", одной из самых мощных в мире. Напомню читателям: она могла выводить на низкую околоземную орбиту колоссальный полезный груз - до 105 тонн. Дважды - в 1987-1988 годах - поднималась в космос. Не имела конкурентов (от аналогичной ракеты "Сатурн-5" американцы отказались еще в середине 1970-х). Старты свидетельствовали о блестящем успехе наших конструкторов и ученых. Но в начале 1990-х программа "Энергия - Буран", которая обошлась стране в 20 млрд еще тех долларов, была закрыта.

- Совершена ошибка, - резюмирует Лопота. - Ни при каких обстоятельствах нельзя отправлять на свалку такие достижения. Программу закрыли в 1993-м. Тогда на самарском заводе "Прогресс" и на Байконуре в различной стадии готовности находились еще пять ракет "Энергия". Два полностью собранных носителя хранились на космодроме. Но после обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса в мае 2002 года они превратились в груду металлолома. А как не жалеть об утраченной производственной базе на заводе "Прогресс", где изготавливали мощную кислородно-водородную вторую ступень "Энергии"? Это непростительное варварство, нанесшее серьезный ущерб отечественному ракетостроению.

- Не устарела ли "Энергия" сегодня, спустя 25 лет после ее первого старта?

- Нет. Конечно, технологии обновляются, но принципиальная схема меняться не должна.

Модернизированная "Энергия" отвечала бы требованиям времени даже лучше, чем создаваемые новые носители. Некоторые разработанные для "Энергии" технологии весьма эффективно используются и сейчас. Я имею в виду блоки "А" первой ступени, оснащенные самыми мощными в мире ракетными двигателями РД-171. Этот двигатель используется в модифицированном варианте РД-171М на современной ракете-носителе типа "Зенит", в том числе эксплуатируемой в проекте "Морской старт". Эти же инженерные решения применяются и в двухкамерном двигателе РД 180, которые покупают у России американцы для ракет "Атлас-5", а также при создании РД-191.

- Если ракета настолько опередила время, что и в ближайшие 10-15 лет ее модернизированный вариант дал бы мощный импульс развитию российской космонавтики, почему вы не ставите вопрос об использовании таких сверхтяжелых носителей? Потеряна документация? Надо начинать все с нуля?

- Все есть. Используя имеющийся задел по ракете "Энергия", можно уже через 4-5 лет после начала работ создать носители и тяжелого, и сверхтяжелого класса с наилучшими характеристиками, отвечающими потребностям мирового рынка. Этот вопрос я регулярно ставлю с июля 2007 года, когда пришел работать в РКК "Энергия". Если б тогда приняли решение, новая ракета уже могла бы доставлять на орбиту тяжелые спутники. Но решения нет до сих пор…

- А для нового корабля такая ракета подойдет?

- Давайте посмотрим самый простой вариант - лунный. Какой полезный груз надо будет вывести на околоземную орбиту? Стартовая масса всего лунного экспедиционного космического комплекса - около 120 тонн, если будет использована однопусковая схема. Необходимо создание ракеты с грузоподъемностью при доставке на околоземную орбиту 130-150 тонн.

Но можно вывести в космос такой комплекс по частям и на орбите их состыковать. Полезную нагрузку предлагаемой ракеты в этом случае мы определили в 75 тонн - с некоторым запасом. Все ракетные элементы прошли летные испытания и летают сегодня. Значит, к 2017 году, когда будет готов к испытаниям пилотируемый транспортный корабль нового поколения, модернизированная ракета для него могла бы стоять на старте. Но это возможно только в том случае, если решение по ее созданию будет принято в ближайшее время.

По соотношению массы выводимого на орбиту полезного груза к стартовой массе носителя самые лучшие показатели в мировом ракетостроении были достигнуты у "Энергии". Она по этим характеристикам значительно превосходит российские эксплуатируемые и вновь создаваемые ракеты-носители. Кроме того, ни у одной из этих ракет не хватит грузоподъемности для отправки нового корабля к Луне и в дальний космос. У самой мощной из них потолок - доставка полезного груза в 25 тонн на низкие околоземные орбиты, причем уступает она и по ряду других параметров.

Новый корабль: к Луне полетят четверо

Виталий Александрович показывает цветные рисунки корабля нового поколения, над которым работают в РКК "Энергия". Он очень отличается от нынешних "Союзов". Максимально возможный экипаж - не три космонавта, как сейчас, а шесть-семь. При полетах к Луне - четверо. Кабина просторная: 18 кубометров. К кораблю можно пристыковать специальные отсеки. Для сравнения: свободный объем в спускаемом аппарате нынешнего "Союза" - всего 2,5 кубометра, а в бытовом - 4. Стартовая масса корабля нового поколения - около 20 тонн, а "Союза" - 7 тонн, втрое меньше.

Корабль нового поколения

Проектируются различные модификации: корабль для полетов на околоземную орбиту, на окололунную, специальный - для ремонта космических аппаратов. Есть беспилотный вариант корабля для сбора мусора - сведения с орбиты отслуживших свой срок или неисправных спутников, крупных фрагментов.

- А это, - открывает отдельную папку Лопота, - коммерческий проект. Корабль, предназначенный для туристов, а также выведения спутников, оказания транспортных услуг.

Возвращаемый аппарат нового корабля будет многоразовым, его предполагается запускать в космос 10 раз. А приземляться он будет в 10 раз точнее "Союза" за счет использования новой системы наведения и парашютно-реактивной системы посадки.

Основная задача корабля - полеты к Луне (хотя и обслуживание орбитальных станций тоже входит в круг задач). Для путешествия к ночному светилу и возвращения на Землю предусмотрен дополнительный запас топлива. Потребовалось разработать более мощную теплозащиту. Внесены существенные изменения в бортовой радиокомплекс: связь с Землей на всех участках полета до удаления на 400 тысяч километров должна быть надежной.

Этот корабль в перспективе сможет пригодиться и при отправке экспедиций на Марс и на астероиды. Например, как челнок для обслуживания на околоземной орбите межпланетных комплексов: доставлять на них экипажи с Земли, а после завершения экспедиции переправлять космонавтов с околоземной орбиты на родную планету.

Работа по созданию корабля идет по графику. Изготовлены 17 аэродинамических уменьшенных моделей возвращаемого аппарата и проведены их испытания в аэродинамических трубах. Подверглись серьезным проверкам в мощных термобарокамерах 250 образцов теплозащитных материалов.

МКС: что будет после закрытия станции?

Глава корпорации увлеченно рассказывает о том, как будет идти освоение околоземного пространства и дальнего космоса в ближайшие годы, через 10 лет, через 20… К Международной космической станции (МКС), на которую уже израсходовано всеми участниками проекта 120 млрд долларов, присоединятся российские модули: сначала - многоцелевой лабораторный модуль "Наука" (2013 год), затем - узловой модуль с шестью стыковочными агрегатами (2014 год), далее - научно-энергетический модуль (2017-2018 годы). Специалисты говорят и о необходимости запуска второго научно-энергетического модуля.

А что будет, когда МКС завершит свою работу? Это может произойти в период между 2020 и 2028 годами. РКК "Энергия" подготовила предложения по созданию самостоятельной российской орбитальной базы на низкой околоземной орбите с использованием трех модулей МКС - двух научно-энергетических и узлового. Зачем нужна такая база? Например, для создания международного космического порта. А без него нечего думать об освоении Солнечной системы и ее ресурсов. На этой же базе можно было бы осуществлять сборку и обслуживание межпланетных комплексов. Дела далекого будущего? Но специалисты РКК "Энергия" обязаны смотреть на десятилетия вперед, чтобы с учетом перспективы оснащать сегодняшние новые модули и точнее определять вектор развития космонавтики.

В недалеком будущем в инфраструктуре МКС появится свободно летающий на некотором расстоянии от нее технологический корабль-модуль "ОКА-Т". Это прообраз первого промышленного цеха на околоземной орбите. Здесь будут проводить исследования и получать новые материалы (в том числе и лекарства) с такими свойствами, которые недостижимы на Земле. На самой станции такое производство невозможно из-за микрогравитации и постоянных вибраций. А в свободно летающем беспилотном корабле-модуле условия идеальны. Раз в полгода "ОКА-Т" сможет пристыковываться к МКС. Космонавты будут загружать бортовые установки новым сырьем и забирать готовую продукцию.

Другой интересный проект связан с использованием раскладываемых на орбите модулей, создаваемых на основе трансформируемых конструкций. При запуске они занимают очень мало места, они легки. А в космосе модули раскладываются, образуя просторные герметичные отсеки. В РКК "Энергия" уже проводились испытания многослойных мягких стенок такого модуля. Они выдерживают удары микрометеоритов или небольших частиц космического мусора лучше, чем корпус спускаемого аппарата корабля "Союз".

РКК "Энергия" совместно с Центром Келдыша и в кооперации с предприятиями Роскосмоса и Росатома участвует в проектных работах по транспортно-энергетическому модулю на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. У ядерной энергетики в космосе хорошие перспективы.

Звездный дом в окрестностях Луны

Но самый сенсационный, на мой взгляд, и вполне реальный проект - создание посещаемой платформы в окололунном пространстве. Тема, обсуждаемая сегодня на международном уровне. Такая платформа, состоящая из герметичных обитаемых модулей, позволит отработать ключевые технологии и операции по обеспечению деятельности человека в дальнем космосе. Речь идет, в частности, о радиационной защите, проведении маневров в окололунном пространстве, использовании роботов на поверхности Луны, Марса, астероидов. Специалисты "Энергии" надеются, что этот проект будет реализован в ближайшем будущем.

- Без создания пилотируемых космических кораблей и станций, обеспечивающих непрерывное пребывание человека за пределами Земли, невозможно освоение планет и тел Солнечной системы, - подытоживает беседу Виталий Лопота. - И здесь наша страна пока занимает лидирующую позицию. По ряду направлений в непилотируемой космонавтике Россия, к сожалению, отстает. Но это следствие развала в 90-х. Ломать - не строить... Надеюсь, мы не будем повторять ошибок прошлого. Денег на космонавтику сегодня выделяется государством достаточно. Главное - с умом, эффективно их расходовать.

Виталий Головачев, обозреватель "Труда"

Оригинал статьи

Видеоархив


    

Архив новостей

Декабрь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 26 27 28 29
30 31