Интернет-проект

Планета Королёва
English

Виталий Лопота: "В корпорации "Энергия" всегда уделялось внимание работам по созданию перспективных космических систем".

Россия и США согласились продлить эксплуатацию МКС до 2020 года. Учитывая, что летная биография американских шаттлов завершается, основная нагрузка по доставке экипажей на станцию ляжет на российские корабли "Союз". Справится ли Россия с такой задачей? Хватит ли ресурсов развивать собственные космические программы, в том числе создать корабль нового поколения? На эти и другие вопросы "Интерфаксу-АВН" в преддверии Дня космонавтики рассказал президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий ЛОПОТА.


- Виталий Александрович, на каком этапе находится эскизное проектирование нового космического корабля, над которым сейчас работает РКК "Энергия"?

- Эскизное проектирование перспективного транспортного корабля началось в середине прошлого года и завершится, как и планировалось, в середине текущего. Скажу прямо, никто в мире в такие "сжатые" сроки такую сложную технику еще не проектировал. Сначала проводятся исследования, ставятся задачи, которые должен выполнять корабль, оформляется техническое задание на эскизный проект, а уже потом ведется проектирование. Но мы летаем в космос не первый год, обладаем колоссальным опытом, поэтому ряд работ можем ускорить. Кроме того, в корпорации "Энергия" всегда уделялось внимание работам по созданию перспективных космических систем, использованию новых материалов, в том числе в инициативном порядке, за счет собственных средств.
Эскизное проектирование корабля связано с выполнением большого объема исследований по выбору рациональных решений, которые должны учитывать перспективы эксплуатации в течение 30-40 лет. Естественно с поэтапной эволюционной модернизацией по мере появления новой элементной базы, материалов и развития соответствующих технологий. Аналогично тому, как это происходило с кораблями "Союз".

- Что представляет собой новый космический корабль?

- Корабль, в отличие от тех же шаттлов, строится по бескрылой схеме. Он будет состоять из одноразового приборно-агрегатного отсека и многоразового возвращаемого аппарата. Форма возвращаемого аппарата - усеченный конус. Корабль предназначен для полетов на низкую околоземную орбиту и рассчитан на численность экипажа до шести человек при одновременной транспортировке полезного груза массой 500 кг. Но возможен и полет двух космонавтов с соответствующим увеличением массы грузов до 1000 кг. Согласно техническому заданию, корабль должен обеспечивать достаточно быстро (в течение 1-2 суток после старта) сближение и стыковку на орбите с космической станцией или экспедиционным комплексом, предназначенным для полетов на другие планеты. Корабль будет способен совершать и длительные автономные полеты на околоземной орбите.

- Кто будет рассматривать эскизный проект нового корабля, и какие этапы работы над ним последуют дальше?

- По существующему положению РКК "Энергия" представит эскизный проект заказчику - Роскосмосу. Экспертиза проекта будет осуществляться головными научно-исследовательскими организациями агентства.
По ее итогам, как это принято традиционно для сложных разработок, будут сформулированы рекомендации по проекту, уточнены требования к кораблю.
Следующим этапом должно стать техническое проектирование, а после этого - рабочее. Сразу переходить к рабочему проектированию, как это иногда делают, в данном случае, по-видимому, нельзя. Как говорится, необходимо семь раз отмерить. Однако дальнейшее развитие работ по проекту будет определяться финансированием.
Летные испытания корабля в беспилотном режиме должны начаться в 2015 году, а с космонавтами на борту - в 2018 году. Сроки разумные, но, подчеркну еще раз, вопрос сроков создания корабля полностью зависит от финансирования. Надо понимать, что параллельно создаются принципиально новые технологии, новые материалы, суперлегкие и суперкрепкие сплавы. В новом космическом корабле будут использоваться современные материалы и технологии, в том числе те, которые только-только появились. Поэтому потребуется соответствующий объем экспериментальных работ. И на все это необходимы средства.

- Как будет приземляться возвращаемый аппарат нового корабля: на парашютах или с помощью ракетных двигателей?

- Разговор о способе посадки для перспективного транспортного корабля необходимо начать с того, что приземление предусматривается на территории России - это Сибирь и Дальний Восток. Но как мы знаем, там тайга. Это не Казахстан, с практически ровной степью. В связи с этим нам поставлена задача обеспечить точность приземления в круге радиусом 10 км. Мы взяли на себя решение более амбициозной задачи - обеспечить точность приземления в радиусе 2 км. По этим причинам мы отказались от использования схемы посадки, используемой на кораблях "Союз". Она такой точности дать не может. Мы прорабатываем несколько вариантов технического решения задачи высоконадежной высокоточной посадки.

- Новый корабль будет многоразовым?

- Спуск на Землю будет осуществлять только возвращаемый аппарат. Мы надеемся, что он будет использоваться не менее 10 раз. Теплозащита у аппарата будет сменная. Мы считаем, что такое решение позволит достичь для нее самой высокой надежности.

- Какие ракеты-носители будут выводить корабль на орбиту?

- Корабль у нас получается массой примерно 12,5 тонн. Ракет для его выведения в России, кроме "Зенита", пока нет. Сейчас мы с самарским "ЦСКБ-Прогресс" и южноуральским ракетным центром имени Макеева ведем разработку ракеты-носителя "Русь-М", способной выводить на орбиту грузы до 20 тонн. Кстати, наш корабль получился практически вдвое легче 27-тонного американского "Ориона", создававшегося в рамках программы "Созвездие", от которой США решили отказаться.
Кроме того, "Энергия" предлагает создать две совершенно новых ракеты - на 20 и 60 тонн полезной нагрузки, в том числе для нового корабля. Эти ракеты будут использовать экологически безопасные компоненты топлива, внешне напоминают ракету "Зенит", но при этом, в отличие от нее, смогут в случае ЧП уходить со старта, не разрушая его.

- Расскажите о внедрениях новых технологий в производство кораблей?

-Эта работа проводится системно. Недавно, например, на предприятии внедрено новое оборудование, которое позволяет увеличить количество строящихся кораблей с четырех в год до пяти. Таким образом, с 2013 года Россия получит возможность запускать по пять кораблей "Союз" в год. В июне-июле этого года начнется отработка этого оборудования. Лимитирующим для нас были сроки изготовления стыковочных узлов и теплозащитного покрытия. Вопрос с узлами мы решили. Второй вопрос надеемся решить с вводом в эксплуатацию нового автоклава. Таким образом, сроки изготовления отдельных узлов, да и корабля в целом сократятся.
Например, мы уже сократили время изготовления корпуса стыковочного агрегата корабля с 10,5 месяцев до одного месяца. Там было 50 с лишним технологических переходов, а сейчас стало 2-3. Это революционные изменения.

- Запуск "Союза" с цифровой системой управления, как и прежде, планируется на осень текущего года?

- Пока да, но если мы выявим какие-либо замечания к его системам или кораблю в целом, вместо него пойдет следующая по порядку машина. Пилотировать корабль будет один из опытнейших космонавтов Александр Калери, за плечами у которого четыре космических полета. Помогать ему будет Олег Скрипочка. Оба - представители отряда космонавтов РКК "Энергия".

- Рассматривались планы запуска к МКС в 2011 году корабля-топливозапращика - грузового корабля "Прогресс" с дополнительными топливными баками? Они сохраняются?

- Мы решили не строить этот корабль, учитывая меньшую солнечную активность, чем прогнозировалось, и, соответственно, меньшую скорость снижения МКС. Кроме того, к МКС будут летать европейские "грузовики" ATV и японские HTV. Необходимости в дополнительной доставке топлива на орбиту пока не предвидится. Конечно, если такая потребность возникнет, мы в короткие сроки модифицируем обычный "Прогресс" под доставку больших объемов топлива.

- РКК "Энергия" планирует дальше развивать беспилотную тематику?

- Мы не намерены уходить с этого перспективного рынка. Заказы на создание спутников для ряда зарубежных стран тому подтверждение. Соответствующие контракты в стадии подготовки к подписанию, в принципе основные вопросы по ним согласованы. Спутники будут создаваться на универсальной космической платформе, созданной РКК "Энергия". Платформа имеет летную сертификацию до 15 лет в зависимости от целевого использования.

- Компания "Морской старт", акционером которой является РКК "Энергия", продолжит работу?

- На 90% уверен, что продолжит, но компании нужно $150-200 млн, чтобы вылезти из "долговой ямы". Сейчас мы нашли инвестора, готового возродить проект. Напомню, в прошлом году компания "Морской старт" объявила о добровольном банкротстве. Полгода назад сформирован план реструктуризации, выполнение которого, по ряду причин, постоянно откладывается. Недавно РКК "Энергия" объявлена головной организацией проекта, заменив компанию "Боинг". Надеемся, сейчас ситуация сдвинется с места.
Если говорить о выходе проекта на самоокупаемость, то мы считаем, что ее можно добиться, обеспечив регулярно четыре-пять запусков в год. Но лишь в случае, если новый менеджмент будет ориентирован на развитие бизнеса. Всего же, по нашему мнению, если эффективно организовать работу, можно рассчитывать на 8-10 запусков в год. Для этого, правда, доставлять ракеты в точку запуска нужно не на платформе "Одиссей", а на специальном транспортном судне, по дороге проводя их сборку и проверку. Саму же платформу необходимо разместить у побережья какого-нибудь необитаемого острова вблизи экватора, потому что в открытом море невозможно проводить перегрузку ракеты с одного судна на другое.

- Когда, по Вашему мнению, возможна организация пилотируемого полета на Марс?

- Опираясь на имеющиеся в ракетно-космической отрасли технологии, используя ядерные энергоустановки, которые должны появиться в ближайшее десятилетие, такой полет можно было бы организовать в 20-30-х годах нашего столетия. Для подготовки и организации полета к этому сроку необходимо соответствующего финансирования - порядка $1 млрд в год.
Глубоко убежден, что России такой проект по экономическим соображениям в одиночку не потянуть, как и любой другой стране, в том числе США. Поэтому полет на Марс будет международным проектом, по аналогии с Международной космической станцией.

Оригинал интервью

Видеоархив


    

Архив новостей

Декабрь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 26 27 28 29
30 31