English

Результаты испытаний корабля "Союз ТМА"

Для подтверждения правильности предложенных технических решений по компоновке, доработкам конструкции и оборудования спускаемого аппарата (СА) были проведены тщательное объемное макетирование корабля и испытания доработанных и новых систем и агрегатов, в том числе выполнены:

  • комплексные копровые испытания с целью подтверждения прочности доработанного корпуса СА и узлов крепления оборудования, проверка функционирования новых кресел и конструкции СА, определение ударных воздействий на экипаж для подтверждения безопасности приземления;
  • комплексные самолётные испытания для проверки взаимодействия новых, доработанных и заимствованных систем и конструкции СА в лётных условиях на участке парашютирования и посадки.

Испытания копрового макета спускаемого аппарата

Копровые испытания

Во время копровых испытаний проведено 3 сброса с максимальными скоростями для подтверждения прочностных характеристик СА и 8 сбросов для определения ударных воздействий на экипаж при штатном диапазоне скоростей посадки.

Во время самолетных испытаний была осуществлена проверка функционирования и характеристик доработанных систем в процессе парашютирования и приземления СА, подтверждение скоростей и ударных воздействий на экипаж при посадке, комплексная проверка взаимодействия систем и агрегатов доработанного СА в процессе их функционирования на участках парашютирования и посадки. Самолетные испытания осуществлялись с использованием экспериментальной установки на базе самолета Ил-76 по следующим программам:

  • штатная посадка на основной парашютной системе (ОСП) - сброс №1 состоялся 24 декабря 1998 года;
  • введение ОСП, имитация отказа основного парашюта, переход и посадка на запасной парашютной системе (ЗСП) - сброс № 2 осуществлен 8 апреля 1999 года ;
  • посадка на ОСП в условиях, соответствующих тем, которые складываются при аварии ракеты-носителя на начальной части участка выведения корабля на орбиту, с вводом ОСП на высоте около пяти километров - сброс № 3 произведен 1 сентября 1999 года;
  • введение ОСП, имитация отказа узла отделения тормозного парашюта основной парашютной системы, в результате которого исключается ввод в воздушный поток основного парашюта, переход и посадка на ЗСП - сброс № 4 выполнен 1 декабря 1999 года.

Подготовка макета СА к испытаниямУстановка макета СА в самолет-носитель

 

Приземление макета СА, сброшенного с самолета.

Снижение на парашютеЗапуск двигателей мягкой посадкиГашение купола парашютаНа месте приземления СА


Проведенная экспериментальная отработка модифицированного корабля "Союз ТМА" подтвердила, что, в соответствии с целями модификации, корабль обеспечивает:

  • размещение экипажа с расширенным диапазоном антропометрических параметров;
  • пребывание и работу экипажа в спускаемом аппарате на всех участках полета;
  • снижение на 40-50% номинальных и на 30-40% максимальных значений скоростей спускаемого аппарата при контакте с грунтом для всех расчетных случаев посадки;
  • снижение значений ударных перегрузок при посадке в соответствии с уменьшением посадочных скоростей.

Экипаж МКС


ХОШИДЕ АкихикоХОШИДЕ
Акихико



Олег НовицкийНОВИЦКИЙ
Олег



Петр Дубров Дубров
Петр



Марк Ванде Хай  ВАНДЕ ХАЙ
Марк



КИМБРОУ Роберт Шейн  КИМБРОУ
Роберт Шейн



Меган МАКАРТУР МАКАРТУР
Меган



Тома  ПЕСКЕПЕСКЕ
Тома