English

Результаты испытаний корабля "Союз ТМА"

Для подтверждения правильности предложенных технических решений по компоновке, доработкам конструкции и оборудования спускаемого аппарата (СА) были проведены тщательное объемное макетирование корабля и испытания доработанных и новых систем и агрегатов, в том числе выполнены:

  • комплексные копровые испытания с целью подтверждения прочности доработанного корпуса СА и узлов крепления оборудования, проверка функционирования новых кресел и конструкции СА, определение ударных воздействий на экипаж для подтверждения безопасности приземления;
  • комплексные самолётные испытания для проверки взаимодействия новых, доработанных и заимствованных систем и конструкции СА в лётных условиях на участке парашютирования и посадки.

Испытания копрового макета спускаемого аппарата

Копровые испытания

Во время копровых испытаний проведено 3 сброса с максимальными скоростями для подтверждения прочностных характеристик СА и 8 сбросов для определения ударных воздействий на экипаж при штатном диапазоне скоростей посадки.

Во время самолетных испытаний была осуществлена проверка функционирования и характеристик доработанных систем в процессе парашютирования и приземления СА, подтверждение скоростей и ударных воздействий на экипаж при посадке, комплексная проверка взаимодействия систем и агрегатов доработанного СА в процессе их функционирования на участках парашютирования и посадки. Самолетные испытания осуществлялись с использованием экспериментальной установки на базе самолета Ил-76 по следующим программам:

  • штатная посадка на основной парашютной системе (ОСП) - сброс №1 состоялся 24 декабря 1998 года;
  • введение ОСП, имитация отказа основного парашюта, переход и посадка на запасной парашютной системе (ЗСП) - сброс № 2 осуществлен 8 апреля 1999 года ;
  • посадка на ОСП в условиях, соответствующих тем, которые складываются при аварии ракеты-носителя на начальной части участка выведения корабля на орбиту, с вводом ОСП на высоте около пяти километров - сброс № 3 произведен 1 сентября 1999 года;
  • введение ОСП, имитация отказа узла отделения тормозного парашюта основной парашютной системы, в результате которого исключается ввод в воздушный поток основного парашюта, переход и посадка на ЗСП - сброс № 4 выполнен 1 декабря 1999 года.

Подготовка макета СА к испытаниямУстановка макета СА в самолет-носитель

 

Приземление макета СА, сброшенного с самолета.

Снижение на парашютеЗапуск двигателей мягкой посадкиГашение купола парашютаНа месте приземления СА


Проведенная экспериментальная отработка модифицированного корабля "Союз ТМА" подтвердила, что, в соответствии с целями модификации, корабль обеспечивает:

  • размещение экипажа с расширенным диапазоном антропометрических параметров;
  • пребывание и работу экипажа в спускаемом аппарате на всех участках полета;
  • снижение на 40-50% номинальных и на 30-40% максимальных значений скоростей спускаемого аппарата при контакте с грунтом для всех расчетных случаев посадки;
  • снижение значений ударных перегрузок при посадке в соответствии с уменьшением посадочных скоростей.