English

Транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМ"

Дальнейшая модернизация корабля «Союз Т», приведшая к созданию его очередной модификации – "Союз ТМ", связана с совершенствованием долговременных орбитальных станций типа «Салют» и, в частности, с тем, что для них предусматривалась возможность увеличения наклонения рабочей орбиты до 65°. Это ставило задачу компенсации потери массы выводимого ракетой-носителем груза в размерах 330-350 кг. Такая компенсация могла быть осуществлена только комбинированным путем: с одной стороны, – за счет повышения возможностей РН и, с другой стороны, – за счет снижения массы корабля.

В связи с этим модернизация велась по двум направлениям: усовершенствование систем корабля и снижение его массы.

Основные характеристики корабля "Союз ТМ"


№№ Наименование характеристики,
размерность
Значение
1.
Экипаж, чел.
3
2.
Масса корабля, кг
7070
3.
Масса спускаемого аппарата, кг
3000
4.
Длина корабля по корпусу, м

6,98

5.
Максимальный диаметр, м

2,72

6.
Размах солнечных батарей, м

10,7

7.
Тип ракеты-носителя
"Союз"

На корабле "Союз ТМ" ряд систем был доработан или заменен на новые.

Дальнейшее развитие получила система управления движением. С ростом масштабов орбитальных комплексов использование системы "Игла" становилось нерациональным, так как требовало непрерывной ориентации станции стыковочным агрегатом на корабль и приводило к большим затратам топлива. Система "Игла" была заменена на новую систему "Курс", которая не требовала такой ориентации, позволяла осуществлять измерения с дальности 200 км вместо 30 км, имела дублированную электронику и блок электронной диагностики.

Соответственно разработано новое программное обеспечение БЦВК, которое позволило кораблю автономно осуществлять сближение со стабилизируемой в пространстве станцией с дальности около 100 км, ее "облет" на малой дальности в зону выбранного стыковочного агрегата и причаливание.

На бытовом отсеке корабля устанавливается блистер с иллюминатором, и на его базе организуется второе рабочее место для ручного управления причаливанием.

Общий вид корабля "Союз ТМ" В комбинированной двигательной установке корабля был применен новый базовый блок, в котором были использованы металлические разделители в баках, сами баки стали несущими, в конструкции главной камеры применялось неохлаждаемое сопло, для наддува использовался гелий, а в схему наддува баков и расхода топлива ввели резервирование (две секции).

В схеме питания ДПО – ДО в двух коллекторах установили дублирующие клапаны.

В радиокомплексе корабля система радиосвязи и пеленгации "Заря" заменена на более совершенную систему "Рассвет".

Одним из мероприятий по повышению допустимой массы корабля стала модернизация системы аварийного спасения, в основе которой лежало создание новой конструкции ДУ САС. Два центральных двигателя (основной и дополнительный) были заменены на двухкамерный двигатель. Две камеры этого двигателя включались по той же логике, но работали через совмещенный сопловой блок. Такая интеграция двигателей в единую конструкцию, существенно снизила массу ДУ САС.

Одновременно за счет уменьшения ее диаметра была улучшена аэродинамическая компоновка ОГБ САС и уменьшена масса балансировочного груза. Важным мероприятием был перенос сброса ДУ САС со 123-й на 115-ю секунду полета РН, что позволило совместить районы падения боковых блоков РН и ДУ САС и дало дополнительный выигрыш в массе. В сумме полезный груз РН был увеличен примерно на 60 кг.

Наиболее важное мероприятие по уменьшению массы корабля заключалось во внедрении новых парашютных систем, в которых был применен синтетический высокомодульный материал для строп и облегченный капрон для куполов парашютов, что позволило уменьшить массу парашютных систем на 120 кг (на 40%), а массу спускаемого аппарата– примерно на 140 кг. Освободился объем, и в СА был установлен контейнер для полезного груза. Была усовершенствована конструкция СА и парашютных систем.

Реализованные мероприятия позволяли осуществлять при необходимости полеты двухместного корабля к станции на орбите с наклонением 65° при использовании ракеты-носителя 11А511У-2. В период с 21 по 30 мая 1986 года был проведен первый полет модифицированного корабля в беспилотном варианте.

Интересным вариантом корабля был "Союз ТМ", оснащенный андрогинной периферийной системой стыковки новой конструкции. Корабль входил в состав серии из трех изделий, которые предназначались для использования в качестве кораблей-спасателей для экипажей орбитального корабля "Буран" в его первых пилотируемых полетах. Первый корабль из этой серии был изготовлен, но в связи с закрытием программы "Буран" сориентирован на тему "Мир". Его пуск ("Союз ТМ-16", космонавты Г.М. Манаков, А.Ф. Полещук) состоялся 24 января 1993 года. В полете выполнено автоматическое сближение, ручное причаливание, стыковка и переход экипажа в станцию, чем подтверждены работоспособность новой системы стыковки и возможность использования третьего, бокового причала станции "Мир".

Корабль "Союз ТМ" отличает высокая надежность и безопасность полетов. За время его эксплуатации с 21 мая 1986 года по 10 ноября 2002 года были осуществлены запуски и полеты 34 кораблей этой серии, которые выполнили задачи транспортно-технического обеспечения (ТТО) орбитальной станции «Мир» и начало ТТО Международной космической станции.

Экипаж МКС


Шеннон УокерУОКЕР
Шеннон



Олег НовицкийНОВИЦКИЙ
Олег



Петр Дубров Дубров
Петр



Марк Ванде Хай  ВАНДЕ ХАЙ
Марк



Майкл Хопкинс  ХОПКИНС
Майкл



Виктор Гловер ГЛОВЕР
Виктор



Соичи Ногучи  НОГУЧИ
Соичи