Steps of ISS assembly


 
Spacecraft Launch date Landing date Station element
18 Atlantis STS-104 July 12, 2001 July 25, 2001 Multi-purpose Quest airlock
19 Discovery STS-105 Aug 11, 2001 Aug 22, 2001  
20 Progress -45 Aug 21, 2001 Nov 23, 2001  
21 Progress -1 Sep 15, 2001 Sep 27, 2001 Docking compartment Pirs
22 Soyuz -33 Oct 21, 2001 May 5, 2002  

July 12, 2001, US Space Shuttle Atlantis was launched on mission STS-104 (ISS deployment program flight number 7A), and on July 14 it docked with ISS. The crew includes NASA astronauts Steven Lindsey (mission commander), Charles Hobaugh (pilot), Michael Gernhardt, Janet Kavandi and James Reilly (mission specialists). The objective of the mission is to deliver, install and activate on-board the space station a multi-purpose Quest airlock intended to support space walks conducted both in US and Russian spacesuits. Besides, Atlantis delivered to the space station consumables, water supplies and scientific equipment. During their flight in docked configuration, the US astronauts have performed three EVAs, during which, using the new space station remotely controlled robotic arm Canadarm2 the Quest airlock was taken out of the Atlantis payload bay, transferred and berthed to a port on the US Node-1 Unity module; on the outer surface of the airlock high-pressure oxygen and nitrogen tanks, EVA foot platforms and handrails were installed. Their third EVA was performed from the new airlock. Shuttle thrusters performed an ISS orbital reboost. On July 22 Atlantis undocked, and it landed on July 25.

August 11, 2001 saw the launch of Space Shuttle Discovery mission STS-105 (ISS deployment program mission number 7A.1), which docked with ISS on August 12. Discovery carried on-board a crew of US astronauts Scott Horovitz (commander), Frederic Stercow (pilot), Patrick Forrester and Daniel Barry (mission specialists), as well as the third expedition crew (ISS-3) consisting of US astronaut Frank Culbertson and Russian cosmonauts Vladimir Dezhurov and Mikhail Turin.
The flight mission was to deliver to ISS the ISS-3 crew and bring back to Earth the second expedition crew ISS-3 consisting of Yuri Usachev, Jim Voss and Susan Helms who had worked on board the space station since March 10, 2001. In addition to this, Discovery delivered to the space station individual seat liners for ISS-3 crew, equipment for outfitting US segment, including additional racks for scientific research, that were stowed in Multi-Purpose Logistics Module Leonardo built in Italy which made its second trip to ISS inside the payload bay of the Shuttle, as well as consumables, supplies of water, air and food.
In the course of the joint flight US astronauts performed two EVAs. On August 20 Discovery undocked and on August 22 successfully landed on Earth. Besides Leonardo module loaded with trash collected from the space station, such as bags with dirty clothes, failed hardware, unneeded packing, etc., returned on Earth for reuse were two sets of Kurs docking equipment dismantled from logistics vehicle Progress M1-6 and manned spacecraft Soyuz TM-32, as well as other cargoes.

August 21, 2001 saw the launch from Baikonur of logistics vehicle Progress M-45, which docked with the axial port of the Russian Service Module Zvezda on August 23.
The logistics vehicle delivered ti ISS about 2.5 tons of cargo, including more than 890 kg of propellant for refueling the combined propulsion system of Zvezda Service Module, which is used to control ISS attitude, as well as 210 kg of water and 1420 kg of dry cargoes, which include Japanese and French hardware and equipment for space experiments, onboard documentation packages, video and photographic equipment. Third expedition crew (ISS-3) received equipment for systems of thermal control, medical control, sanitary and hygienic support and water supply, food rations, including fresh provisions. An orbital complex was established which consists of Russian spacecraft Progress M-45, Soyuz TM-32, Russian Service Module Zvezda - Functional and Cargo Module Zarya - US modules Unity and Destiny. The complex mass is about 134.1 tons. On November 23, 2001 upon completion of the flight program Progress M-45 was splashed down in the assigned region of the world oceanic area.

September 15, 2001, launch vehicle Soyuz-U launched into low Earth orbit a specialized logistics vehicle/module Progress M-CO1, which docked with ISS on September 17.
The objective of the launch is to deliver to the Russian segment of ISS the docking compartment module Pirs. The docking compartment is designed to be used as an additional docking port for manned and logistics vehicles of "Soyuz" and "Progress" type and to support EVAs of cosmonauts and astronauts from the Russian segment of the space station. The logistics vehicle/module delivered to the space station more than 870 kg of propellant and about 800 kg of various cargoes, which include standard equipment of the Pirs docking compartment (cargo boom, external workstation, portable multi-purpose container); research and applications equipment, including equipment for implementation of research program under Andromeda project during the second Russian visiting mission to ISS; EVA equipment, including Orlan-M spacesuit; equipment for life support system; a set of maintenance and repair tools; on-board documentation. An orbital complex was established which consists of Russian spacecraft Progress M-45, Soyuz TM-32, Progress M-CO1, Russian Service Module Zvezda - Functional and Cargo Module Zarya - US modules Unity and Destiny. The complex mass is about 140.5 tons. On September 27, 2001 upon completion of the flight program Progress M-CO1 was splashed down in the assigned region of the world oceanic area.

On October 21, 2001, the Russian transport manned spacecraft Soyuz TM-33 was launched by the Soyuz-Y launch vehicle from the Baikonur cosmodrome (the ISS assembly program, mission 3S); the spacecraft docked to the station on October 23. The second Russian visiting crew (VC-2) included Russian cosmonauts Victor Afanasiev (Commander), Konstantin Kozeev (Flight Engineer-2) and representative of European Space Agency - French astronaut Claudie Haignere (Flight Engineer-1). The mission purpose was to conduct the scheduled replacement of the Soyuz TM-32 rescue vehicle that was a part of the ISS since April 30, 2001, as well as to implement work under the visiting program including space experiments and studies under French Andromeda program and to solve the tasks of the ISS-3 crew mission technical support. On October 31, 2001, the Soyuz TM-32 spacecraft descent vehicle returned to the Earth.

English

Этапы развертывания МКС


№№ п/п Космический
корабль
Дата пуска Дата посадки (затопления) Элемент станции
18 "Атлантис" STS-104 12.07.2001 25.07.2001 Универсальная шлюзовая камера "Квест"
19 "Дискавери" STS-105 11.08.2001 22.08.2001 
20 "Прогресс М-45" 21.08.2001 23.11.2001  
21 "Прогресс М-СО1" 15.09.2001 27.09.2001 Стыковочный отсек-модуль "Пирс"
22 "Союз ТМ-33" 21.10.2001 05.05.2002 

12 июля 2001 года произведен запуск американского многоразового транспортного космического корабля "Шаттл" "Атлантис" STS-104 (программа развертывания МКС, номер полета - 7А), который 14 июля состыковался с МКС. В составе экипажа астронавты НАСА Стивен Линдси (командир), Чарльз Хобо (пилот), Михаэль Гернхардт, Джанет Каванди и Джеймс Райли (специалисты полета). Цель полета - доставка, установка и активизация на станции универсальной шлюзовой камеры "Квест", предназначенной для обеспечения выходов в открытый космос как в американских, так и в российских скафандрах. Кроме того, "Атлантис" доставил на станцию расходуемые материалы, запас воды и научное оборудование.
Во время совместного полета американские астронавты совершили три выхода в открытый космос, в ходе которых с помощью нового дистанционного манипулятора станции "Канадарм2" шлюзовая камера "Квест" была извлечена из грузового отсека "Атлантиса", перенесена и пристыкована к причалу американского модуля NODE-1 "Юнити"; на поверхности шлюзовой камеры были установлены емкости высокого давления с кислородом и азотом, площадка для крепления ног и поручни для внекорабельной деятельности. Третий выход астронавтов состоялся через новую шлюзовую камеру.
Двигателем "Шаттла" была осуществлена коррекция подъема орбиты МКС.
22 июля экипаж " Атлантис " осуществил расстыковку, а 25 июля - посадку на Землю.

11 августа 2001 года состоялся старт корабля "Шаттл" "Дискавери" STS-105 (программа развертывания МКС, номер полета - 7A.1), который 12 августа состыковался с МКС. На борту "Дискавери" находились американские астронавты Скотт Хоровитц (командир), Фредерик Стёркоу (пилот), Патрик Форрестер и Дэниел Барри (специалисты полета), а также экипаж третьей основной экспедиции (МКС-3) - американский астронавт Фрэнк Калбертсон, российские космонавты Владимир Дежуров и Михаил Тюрин.
Целью полета являлась доставка на МКС экипажа МКС-3 и возвращение на Землю экипажа второй основной экспедиции МКС-2 - Юрия Усачева, Джима Восса и Сьюзен Хелмс, работавших на борту комплекса с 10 марта 2001 года. Кроме того, корабль "Дискавери" доставил на станцию индивидуальные ложементы для экипажа МКС-3, оборудование для дооснащения американского сегмента, в том числе дополнительные научные стойки, находившиеся в многоцелевом модуле материально-технического снабжения "Леонардо", изготовленном в Италии и совершившем в отсеке полезного груза корабля свой второй полет к МКС, а также расходуемые материалы, запасы воды, воздуха и продуктов питания.
В ходе совместного полета американские астронавты совершили два выхода в открытый космос. 20 августа экипаж "Дискавери" осуществил расстыковку, а 22 августа 2001 года - успешную посадку на Землю. Кроме модуля "Леонардо", загруженного "мусором", вывезенным со станции - мешками с грязной одеждой, вышедшими из строя приборами, ненужными упаковочными материалами и т.п., на Землю для повторного использования были возвращены два комплекта аппаратуры стыковки "Курс", демонтированные с транспортного грузового корабля "Прогресс М1-6" и пилотируемого корабля "Союз ТМ- 32", а также другие грузы.

21 августа 2001 года с космодрома Байконур произведен запуск транспортного грузового корабля "Прогресс М-45", который 23 августа был пристыкован к осевому причалу российского служебного модуля "Звезда".
Грузовой корабль доставил на борт МКС около 2,5 т грузов, в том числе свыше 890 кг топлива для дозаправки объединенной двигательной установки служебного модуля "Звезда", с помощью которой осуществляется ориентация МКС, а также 210 кг воды и 1420 кг сухих грузов, в составе которых доставлена японская и французская аппаратура и оборудование для проведения космических экспериментов, комплекты бортовой документации, видео- и фотоаппаратура. Экипаж третьей основной экспедиции (МКС-3) получил оборудование для систем обеспечения терморегулирования, медицинского контроля, санитарно-гигиенического и водообеспечения, рационы питания, включая набор свежих продуктов. На орбите образован комплекс в составе: российские корабли "Прогресс М-45", Союз ТМ-32", российский служебный модуль "Звезда" - функциональный грузовой блок "Заря" - американские модули "Юнити" и "Дестини". Масса комплекса - около 134,1 т. 23 ноября 2001 года по завершении программы полета "Прогресс М-45" был затоплен в заданном районе акватории мирового океана.

15 сентября 2001 года ракетой-носителем "Союз-У" произведен запуск на околоземную орбиту специализированного грузового корабля-модуля (ГКМ) "Прогресс М-СО1", который 17 сентября состыковался с МКС.
Цель запуска - доставка на Российский сегмент МКС стыковочного отсека-модуля "Пирс". Стыковочный отсек предназначен для использования в качестве дополнительного порта причаливания пилотируемых и грузовых кораблей типа "Союз" и "Прогресс" и обеспечения выхода космонавтов и астронавтов в открытое космическое пространство из Российского сегмента станции. ГКМ доставил на станцию свыше 870 кг топлива и около 800 кг различных грузов, среди которых штатное оборудование стыковочного отсека "Пирс (грузовая стрела, выносное рабочее место, переносимый универсальный контейнер); научная и целевая аппаратура, в том числе для реализации программы экспериментов по проекту "Андромеда" во время второй российской экспедиции посещения МКС; оборудование для выходов в открытый космос, в том числе скафандр "Орлан-М"; оборудование для системы жизнеобеспечения; комплекс средств технического обслуживания и ремонта; бортовая документация. На орбите образован комплекс в составе: российские корабли "Прогресс М-45", "Союз ТМ-32", "Прогресс М-СО1", российский служебный модуль "Звезда" - функциональный грузовой блок "Заря" - американские модули "Юнити" и "Дестини". Масса комплекса - около 140,5 т. 27 сентября 2001 года по завершении программы полета "Прогресс М-СО1" был затоплен в заданном районе акватории мирового океана.

21 октября 2001 года с космодрома Байконур ракетой-носителем "Союз-У" был осуществлен запуск российского транспортного пилотируемого космического корабля "Союз ТМ-33" (программа развертывания МКС, номер полета - 3S), который 23 октября состыковался со станцией. На борту корабля находился экипаж второй российской экспедиции посещения (ЭП-2): российские космонавты Виктор Афанасьев (командир), Константин Козеев (бортинженер-2) и французский астронавт ЕКА - Клоди Эньере (бортинженер-1). Цель запуска - плановая замена корабля-спасателя "Союз ТМ-32", который с 30 апреля 2001 года находился в составе МКС, а также проведение работ по программе посещения, в том числе выполнение космических экспериментов и исследований в рамках французской программы "Андромеда" и решение задач технического обеспечения полета экипажа МКС-3. 31 октября 2001 года спускаемый аппарат космического корабля "Союз ТМ-32" с экипажем ЭП-2 возвратился на Землю.

Экипаж МКС


ХОШИДЕ АкихикоХОШИДЕ
Акихико



Олег НовицкийНОВИЦКИЙ
Олег



Петр Дубров Дубров
Петр



Марк Ванде Хай  ВАНДЕ ХАЙ
Марк



КИМБРОУ Роберт Шейн  КИМБРОУ
Роберт Шейн



Меган МАКАРТУР МАКАРТУР
Меган



Тома  ПЕСКЕПЕСКЕ
Тома