English

Комплекс "Н1-Л3"

Двигательные установки


В качестве I ступени ракеты Н1 использовался блок А. Максимальный диаметр блока 16,8 м (по стабилизаторам 22,3 м), высота 30,1 м.

В качестве II ступени ракеты Н1 использовался блок Б. Максимальный диаметр блока около 10,3 м, высота 20,5 м.

В качестве III ступени ракеты Н1 использовался блок В. Максимальный диаметр блока 7,6 м, высота по стыкам 11,5 м.

В результате проектирования была принята схема ракеты с поперечным делением ступеней при подвесных моноблочных сферических топливных емкостях, с многодвигательными установками на I, II и III ступенях. После проведенного анализа было принято решение о применении двигателей с тягой 150 тс. Выбор двигателей такой размерности объяснялся следующими причинами:

  • двигатель такой размерности можно было изготовить и отработать практически на существующей производственной и экспериментальной базах; создание двигателя тягой 600-900 тс потребовало бы новых производственной и экспериментальной баз, что существенно увеличило бы сроки и стоимость ракеты;
  • двигатель тягой 150 тс хорошо "привязывался" ко II ступени РН. Эта возможность была реализована, и идентичные двигатели только с увеличенной степенью расширения сопла, были поставлены на II ступень, что уменьшило номенклатуру двигателей;
  • так как надежность и работоспособность двигателей зависят от количества проведенных стендовых испытаний (суммарного времени наработки), то при равных экономических затратах большую надежность можно получить, отрабатывая двигатели меньшей тяги;
  • при многодвигательной установке возможно резервирование двигателей (при выключении отказавшего), что существенно повышает вероятность выполнения задачи.

Для этой цели на I, II и III ступенях носителя была установлена система контроля работы двигателя "КОРД", которая отключала двигатель при отклонении от нормы его контролируемых параметров. Тяговооруженность РН была принята такой, что при отключении одного двигателя на начальном участке траектории полет продолжался, а на последних участках полета I ступени можно было отключать и большее число двигателей без ущерба для выполнения задачи.
В состав двигательной установки входили:

  • I ступень - двигатели НК-15 (вначале 24 двигателя, а затем - 30) тягой на земле по 150 тс, расположенные по кольцу,
  • II ступень - восемь таких же двигателей с высотным соплом НК-15В,
  • III ступень - четыре двигателя НК-19 с высотным соплом;

все двигатели имели замкнутую схему.

Архив новостей

Сентябрь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30