Russian

Launch Vehicle Molniya



Four-stage LV Molniya (rocket R-7 + stage I + stage L carrying payload). Launch mass of LV Molniya - 305 t

The outlook for developing a multi-stage launch vehicle based on rocket R-7 offered new possibilities for exploring the Moon and the nearest planets of the Solar System - Venus and Mars.
The Government Decree on "Space Exploration Plans" of June 4, 1960 enacted to develop a four-stage launch vehicle for missions to Mars and Venus.
The new four-stage launch vehicle was derived from rocket P-7. Stage II of rocket P-9 using the engine designed by S. A. Kosberg was employed (with certain modifications) as stage III (stage I). Stage L designed by OKB-1 was used as stage IV. In stage IV a closed-cycle liquid-propellant engine 11D33 also designed by OKB-1.
The stage L PU ignition should be performed in space environment after a 1.5- hour flight in the Earth orbit, not immediately upon completion of stage III operation. Therefore, for this period it was necessary to provide stage L with the stabilization and attitude control system, as well as capabilities to burn the engine in space environment. A control system for stages I and L designed by NII headed by N. A. Pilyugin was also provided on stage L.
An automatic interplanetary station for a mission to Venus has been developed in the second half of 1960.

The first successful launch of LV carrying the automatic interplanetary station took place on February 12, 1961. The automatic station with upper stage L was placed into orbit. It flied around the Earth and was the first in the world to escape for Venus over the Equatorial Africa. This station was named as "Venera-1".
On November 1, 1962 an automatic interplanetary station was first successfully launched to Mars. The station was named as "Mars-1".


Transportation of four-stage launch vehicle carrying the automatic interplanetary station

Installation of four-stage launch vehicle carrying the automatic interplanetary station to the launch pad

In a period from October 1960 to March 1964, a series of LV accidents occurred because of a failure to ignite the stage L engine. Through analyzing the accidents their cause was revealed. It was a design error resulting in a failure to ignite the stage IV (stage L) engine.
Stage L was provided with an individual engine ignition unit which truss structure accommodated the attitude control and stabilization system and the engine automatics including storage batteries. The control system, 70s before the stage L engine ignition, had to switch power supply of the attitude control and stabilization system from the engine ignition batteries to batteries of stage L. However, power was not switched and stage Л was uncontrollable for 70s. The stage operation would be successful if angular disturbances did not change its position beyond limits, power at that moment being switched from the stage L control system. With the disturbances beyond limits, gyroscopes came against stops and the engine of stage L could not be ignited. The error that caused so many troubles was eliminated. On April 24, 1964 the automatic interplanetary station was launched to Venus and without critical comments regarding the launch vehicle.
It should be noted that stage L was first injected from a transfer in space environment. Its flight conditions, environment, exposure to different factors were unknown. There was much to discover, to encounter for the first time, but there was no place to learn and nobody to teach. Lessons were learned only from our own experience. This accounts for a large number stage L failures. An additional difficulty was that stage L was launched over the Atlantic, in the Guinean Gulf region. To receive telemetry form stage IV in real time was impossible at that time. Information was transmitted from the ships of the Command and Measuring Complex only in records and with a long delay.
On April 23, 1965 this launch vehicle delivered active data relay satellite Molniya-1 to the artificial Earth satellite orbit for purpose of developing a radio communication line between Moscow and Vladivostok. On May 1, 1965, via this satellite, citizens of the Far East were watching on their TV sets a direct transmission of the Military Parade and demonstration at the Red Square in Moscow. Since that event, LV was named "Molniya".

News Archive

December  2018
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 26 27 28 29
30 31

English

Ракета-носитель "Молния"



Четырехступенчатая РН "Молния" (ракета Р-7+ блок И + блок Л с полезным грузом). Стартовая масса РН "Молния" - 305 т.

Перспектива создания на базе ракеты Р-7 многоступенчатого носителя космических аппаратов открывала новые возможности для исследования Луны и ближайших планет Солнечной системы - Венеры и Марса.
Постановлением Правительства от 4 июня 1960 года "О планах освоения космического пространства" предписывалось создать четырехступенчатую ракету-носитель для полета на Марс и Венеру.
Новая четырехступенчатая ракета-носитель была разработана на базе ракеты Р-7. В качестве III ступени (блока И) использовали (с доработкой) II ступень ракеты Р-9 с двигателем разработки С.А. Косберга, а IY ступени - блок Л, разработанный ОКБ-1, на котором был впервые применен ЖРД 11Д33 замкнутой схемы, также разработанный ОКБ-1.
Запуск ДУ блока Л должен был происходить в условиях невесомости через полтора часа полета по орбите вокруг Земли, а не сразу после окончания работы III ступени, поэтому на блоке Л требовалось установить систему стабилизации и ориентации на время паузы и блок обеспечения запуска двигателя в невесомости. На блоке Л также устанавливалась система управления блоками И и Л, разработки НИИ под руководством Н.А. Пилюгина.
Разработка АМС для полета к Венере проводилась во второй половине 1960 года.

Первый успешный пуск РН с АМС на борту состоялся 12 февраля 1961 года. На орбиту вышла АМС с разгонным блоком Л, обогнула Землю и над Экваториальной Африкой впервые в мире стартовала в сторону Венеры. Эта станция получила название "Венера-1".
1 ноября 1962 года был осуществлен первый успешный запуск АМС в сторону Марса. Эта станция получила название "Марс-1".


Транспортировка четырехступенчатой ракеты-носителя с автоматической межпланетной станцией.

Установка четырехступенчатой ракеты-носителя с автоматической межпланетной станцией на стартовое устройство.

В период с октября 1960 по март 1964 года прошла серия аварийных запусков РН, причиной которых был незапуск двигателя блока Л. Анализ аварий позволил выявить причину неудач. Была допущена проектно-конструкторская ошибка, в результате которой двигатель IV ступени (блок Л) не запускался. Блок Л имел отдельный блок обеспечения запуска, на ферменной конструкции которого располагалась система ориентации и стабилизации, а также автоматика двигателя с аккумуляторными батареями электропитания. Система управления должна была за 70 с до включения двигателя блока Л переключить электропитание системы ориентации и стабилизации батарей блока обеспечения запуска на батареи блока Л. Однако переключения электропитания не происходило, и блок Л в течение 70 с находился в неуправляемом режиме. Работа блока могла быть успешной, если угловые возмущения блока не изменяли его положения более допустимого, электропитание в этот момент включалось от системы управления блока Л. При возмущениях больше допустимых, гироскопы становились на упоры и двигатель блока Л не включался. Ошибку, принесшую столько бед, устранили. Запуск АМС, произведенный 24 апреля 1964 года в сторону Венеры, прошел без замечаний по ракете-носителю.
Необходимо отметить, что запуск ракетного блока Л на промежуточной орбите в условиях невесомости проводился впервые. Условия его полета, характер среды, влияющие факторы были неизвестны. Было очень много неизвестного, впервые встречающегося, а учиться было негде и не у кого. Учил только собственный опыт. Этим объясняется большое количество отказов блока Л. Дополнительную сложность представляло и то, что запуск блока Л происходил над Атлантикой, в районе Гвинейского залива. Получить телеметрическую информацию с борта IV ступени в режиме реального времени в то время не представлялось возможным, информация приходила с кораблей командно-измерительного комплекса только в записи и с большим опозданием.
23 апреля 1965 года рассматриваемая РН успешно вывела на орбиту ИСЗ активный ретранслятор "Молния-1" для построения с его помощью линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. 1 мая 1965 года с помощью этого спутника жители Дальнего востока впервые увидели на экранах своих телевизоров прямую трансляцию военного парада и демонстрации трудящихся на Красной площади в Москве. После этого РН стали называть "Молния".

Архив новостей

Сентябрь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30