Russian

Missiles Systems



Rocket R-5

Principal characteristics

Maximum firing range, km

Launch mass, kg

Warhead mass, kg

Propellants mass
(liquid oxygen, ethyl alcohol,
hydrogen peroxide, gas), kg

PU ground thrust, kgf

1200

28570

1425



24370

43860

Rocket R-5


For the first time, both fuel tanks of rocket R-5 were integral. Experience gained from operating rockets R-1 and R-2, as well as analysis and experiments showed that evaporation of liquid oxygen while on a launch pad and during an ascent phase were not so sizable as it was previously thought and, with a proper re-supply of the oxygen tank at a launch pad, heat shield might no longer be needed. Further, such an approach became routine for a rocket of any design using liquid oxygen in the capacity of a propellant component.
The rocket R-5 engine was provided with a special extension nozzle that enabled to increase a flight range up to 1200 km. The pressurized instrumentation compartment was removed. All control system instruments, except for sensitive elements (gyroscopic devices and integrators) were housed in a compartment being a direct continuation of the aft compartment. The sensitive elements were accommodated far from the engine, in the inter-tank section on special brackets to avoid vibration effects. In addition to the autonomous control system, range radio control, cross range radio correction, and engine emergency shutdown systems were used for the first time. The tanks were provided with vortex-free fuel intake devices to decrease fuel remainders.
Aerodynamic and heat resistance appeared to be a rather large problem. The warhead, re-entering atmosphere at a velocity of above 3000 m/s, was exposed to high temperature loads. To protect the warhead shell, application specific coatings based on sublimated (evaporating) high enthalpy materials have been developed.
Prior to carry out flight tests at the 2 NII-88 affiliate division, firing bench tests of rocket R-5 were run. The purpose was to define an actual temperature of propellants in fuel tanks, verify the control system and engine automatics functionality, verify the engine firing timeline and record its actual performance data.
Three cycles of R-5 flight tests were planned of which the first and the second cycles were experimental and the third cycle included adjustment and qualification tests.
The first cycle of R-5 flight tests has been carried out in March - May, 1953. Eight launches have been performed: two launches - to a range of 270 km, five launches - to a range of 1200 km, and one launch - to a range of 550 km. Six of eight rockets reached the destination.
The first successful launch to a maximum range took place on April 19, 1953.
While preparing for the second cycle of R-5 tests, a number of modifications were made to the rocket structure and control system.
The second cycle of R-5 tests has been run in October-December 1953. A launch range of all 7 rockets was 1185 km. One launch failed because of a damage in the onboard cabling that triggered the engine shutdown command and, consequently, resulted in the rocket undershoot.
The third cycle of R-5 flight tests took place in a period from August 1954 to February 1955. In total, 19 launches have been carried out: 5 adjustment launches, 10 qualification launches and, in addition, 4 adjustment launches were added because of failures to verify range radio control.
Rocket R-5 introduced a qualitatively new approach to designing ballistic rockets. With a 37% increase in the R-5 launch mass its firing range increased two times as compared to R-2, masses of fore bodies being practically equal. It was achieved mainly through increasing the engine specific impulse and sufficiently decreasing (by 25%) the rocket structure relative mass (without the warhead) that in many aspects demonstrated technological maturity of the rocket.

Rocket R-5M


Principal characteristics

Maximum firing range, km

Launch mass, kg

Warhead mass, kg

Propellants mass
(liquid oxygen, ethyl alcohol,
hydrogen peroxide, gas), kg

PU ground thrust, kgf

1200

28610

1300



24760

43860

Rocket R-5M


The first strategic rocket R-5M was derived from rocket R-5 in accordance with the Decree of April 19, 1954 to carry a nuclear warhead to a range of 1200 km. This work was initiated late in 1953.
There was a need to develop a new and shorter warhead to reduce two times the warhead ground-contact velocity to meet its automatics requirements.
The nuclear charge accommodated on the rocket made imperative to improve its control system reliability to avoid the whole rocket failure in the event of an error or a damage in one of the control system circuits.
It was also required to sufficiently simplify the rocket pre-launch processing, to reduce man-hours, and a number of support personnel.
It was planned to develop technology for integrated tests of two items: the rocket and its warhead accommodating a nuclear charge, as well as to work out the entire phased schedule of work to be executed at the launch site.
To enhance the R-5M reliability, all onboard circuits of the control system and the radio system were made redundant, a stabilization automatics contained two independent links, a vernier unit included not four, as all previous rockets, but six steering verniers. The control system power supply sources were provided with redundancy and a three-link integrator was used for a range control. The control system instruments used to reduce vibro effects were moved from the aft to the inter-tank compartment. In addition, a new self-destruction system was introduced in the R-5M control system. It meant that, in the event of considerable deviation of the rocket from its program trajectory accounting of any failures, it had to be destroyed in flight by means of the self-destruction system, or its flight had to be terminated through emergency shutdown of its engine. A completely automated system for the R-5M engine ignition was also incorporated.
Flight tests were two-step: manufacturer tests and flight-design tests. 13 rockets of 14 reached the destination.
The first successful launch of R-5M occurred on January 21, 1955.
On February 2, 1956 rocket R-5M carrying a real nuclear charge has been launched. Once 1200 km have been flown, the warhead reached ground in the prescribed area without destruction. An impact detonator actuated and a ground nuclear explosion took place.
On June 21, 1956 rocket R-5M entered service. In 1959, two rocket sections armed with rockets R-5M were the first among the rocket forces to go on sentries.
Rocket R-5M became the first domestic strategic rocket carrying a nuclear charge that gave start to the development of the national nuclear-rocket protection shield.

Rocket R-5M pre-launch processing Rocket R-5M engine burn Rocket R-5M pre-launch processing The recovered warhead of rocket R-5A at the fall site

Rocket R-5M served as basis for geophisical rockets R-5A, R-5B, R-5V
On February 21, 1958 the world record for the altitude of 473 km was set up on single-stage rocket R-5A that carried a payload of 1520 kg mass and recovered an object of 1350 kg mass.

Rocket R-5V on the launch pad.
The rocket had been launched till 1975 (including launches under program "Vertical")

News Archive

October  2019
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

English

Боевые ракетные комплексы



Ракета Р-5

Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

1200

28570

1425



24370

43860

Ракета Р-5


В конструкции ракеты Р-5 впервые оба топливных бака были сделаны несущими. Опыт эксплуатации ракет Р-1 и Р-2, а также расчеты и эксперименты показали, что испарения жидкого кислорода во время нахождения ракеты на стартовом устройстве и на участке выведения не столь значительны, как представлялось ранее, и что при соответствующей подпитке кислородного бака на старте можно обойтись без теплоизоляции. В дальнейшем такой подход стал обычным для всех конструкций ракет, использующих жидкий кислород в качестве одного из компонентов топлива.
На ракете Р-5 установили специальный насадок на сопло двигателя, что позволило увеличить дальность полета до 1200 км, а также исключили герметичный приборный отсек. Все приборы системы управления, за исключением чувствительных элементов (гироприборов и интеграторов), располагались в отсеке, который был прямым продолжением хвостового отсека, а чувствительные элементы размещались, во избежание влияния вибраций, подальше от двигателя, в межбаковом пространстве на специальных кронштейнах. Впервые, наряду с автономной системой управления, стали использовать системы радиоуправления дальностью, боковой радиокоррекции и аварийного выключения двигателя. В конструкции баков были предусмотрены специальные воронкогасители, уменьшающие остатки незабора компонентов топлива.
Достаточно сложной проблемой оказались: аэродинамическая устойчивость и термостойкость головной части. Головная часть, входя в плотные слои атмосферы со скоростью свыше 3000 м/сек, подвергалась большим температурным нагрузкам. Для защиты корпуса головной части были созданы специальные теплозащитные покрытия на основе сублимирующих (испаряющихся) высокоэнтальпийных материалов.
Перед началом летных испытаний в филиале 2 НИИ-88 в 1953 году провели огневые стендовые испытания ракеты Р-5. Их целью было определение реальных температур компонентов в топливных баках ракеты, проверка функционирования системы управления и автоматики двигателя ракеты, отработка циклограммы запуска двигательной установки и фиксация ее реальных характеристик.
Предусматривалось проведение трех этапов летных испытаний ракеты Р-5: первый и второй - экспериментальные, третий - пристрелочный и зачетные испытания.
Первый этап летных испытаний ракеты Р-5 прошел в марте-мае 1953 года Проведено 8 пусков: два на дальность 270 км, пять - на максимальную дальность 1200 км и один - на 550 км. Из восьми ракет шесть достигли цели.
Первый успешный пуск на максимальную дальность провели 19 апреля 1953 года.
При подготовке ко второму этапу летных испытаний Р-5 в конструкцию ракеты и систему управления был внесен ряд изменений.
Второй этап летных испытаний ракеты Р-5 проходил в октябре-декабре 1953 года. Все 7 пусков проводились на дальность 1185 км. Один из них был неудачным из-за повреждения бортовой кабельной сети, что вызвало выдачу преждевременной команды на выключение двигателя и, как следствие, недолет ракеты.
Третий этап летных испытаний ракеты Р-5 проходил с августа 1954 года по февраль 1955 года. Всего было 19 пусков: пять пристрелочных, 10 зачетных, кроме того к ним еще добавили четыре пристрелочных пуска из-за неудач с отработкой радиоуправления дальностью.
Ракета Р-5 стала качественно новым этапом в проектировании баллистических ракет. При увеличении стартовой массы ракеты Р-5 на 37% по сравнению с Р-2 дальность стрельбы возросла в два раза при практически равных массах головных частей. Это обеспечивалось главным образом увеличением удельного импульса тяги двигателя и существенным (на 25 %) уменьшением относительной массы конструкции ракеты (без головной части), что интегрально во многом характеризует техническое совершенство ракеты.

Ракета Р-5М


Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

1200

28610

1300



24760

43860

Ракета Р-5М


Ракета Р-5М - первая стратегическая ракета - разрабатывалась на базе ракеты Р-5 в соответствии с Постановлением от 19 апреля 1954 года и предназначалась для доставки атомного заряда на дальность 1200 км. Работы начались в конце 1953 года.
Необходимо было разработать новую более короткую коническую головную часть (ГЧ), которая обеспечила бы требуемое для автоматики уменьшение скорости встречи ГЧ с землей в два раза.
Наличие ядерного заряда вызвало необходимость повышения надежности ее системы управления для того, чтобы ошибка или повреждение в одной цепи системы управления не приводила к отказу ракеты в целом.
Требовалось также существенно упростить процесс подготовки ракеты к пуску, уменьшить его трудоемкость, сократить число обслуживающего персонала. Предстояло разработать технологию совместных испытаний двух изделий в целом: ракеты и ГЧ с ядерным зарядом после их стыковки и весь многоступенчатый технологический график работ на стартовой позиции.
Для повышения надежности ракеты Р-5М все цепи бортовой части СУ и радиокомплекса были дублированы, автомат стабилизации имел два независимых канала, рулевой агрегат имел не четыре, как у всех ранее разработанных ракет, а шесть рулевых машин. Дублированы источники питания СУ, а для управления дальностью полета применили трехканальный интегратор. Приборы СУ для уменьшения воздействия виброперегрузок перенесли из хвостового в межбаковый отсек. Дополнительно в состав бортовой СУ ракеты Р-5М была введена новая система аварийного подрыва ракеты (АПР). Имелось в виду, что если из-за каких-либо отказов произойдет значительное отклонение ракеты от программной траектории, то ее надо уничтожить в полете с помощью системы АПР или прекратить полет путем аварийного отключения двигателя. Также была введена полностью автоматизированная система запуска двигателя ракеты Р-5М.
Летные испытания проводились в два этапа: заводские и летно-конструкторские испытания. Из 14 ракет 13 достигли цели.
Первый успешный пуск ракеты Р-5М провели 21 января 1955 года.
2 февраля 1956 года проведен пуск ракеты Р-5М с реальным атомным зарядом. Пролетев 1200 км, головная часть без разрушения дошла до земли в заданном районе. Сработал ударный взрыватель и произошел наземный ядерный взрыв.
21 июня 1956 года ракета Р-5М принята на вооружение. В 1959 году два ракетных полка, вооруженные ракетами Р-5М первыми среди ракетных частей заступили на боевое дежурство. Ракета Р-5М стала первой отечественной стратегической ракетой-носителем атомного заряда и положила начало созданию ракетно-ядерного щита Родины.

Подготовка ракеты Р-5М к пуску Запуск двигателя ракеты Р-5М Ракета Р-5А перед пуском Спасенная головная часть ракеты Р-5А на месте падения

На базе ракеты Р-5 были созданы геофизические ракеты Р-5А, Р-5Б, Р-5В.
21 февраля 1958 года ракетой Р-5А установлен мировой рекорд высоты для одноступенчатой ракеты - 473 км с полезным грузом массой 1520 кг и спасен объект массой 1350 кг.

Ракета Р-5В. Установка на пусковой стол.
Запуски этой ракеты проводились до 1975 года (в том числе по программе "Вертикаль")

Архив новостей

Январь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31