Russian

Missiles Systems



Rocket R-11

Principal characteristics

Maximum firing range, km

Launch mass, kg

Warhead mass, kg

Propellants mass
(nitric acid AK-20I, kerosene T-1,
mix of TG-02 and gas), kg

Engine ground thrust, kgf

270

5350

690



3705

8300

Rocket R-11


Comparing to R-1, the new rocket launch mass was 2.5 times as less with the same flight range.
The first cycle of flight tests was undertaken from April 18 to June 2, 1953. 10 launches were planned. The first launch of rocket R-11 took place on May 21, 1953.
Relying on the flight test results, a number modifications have been made to the rocket design - intake devices were installed in tanks to ensure their complete depletion. Considerable modifications were made to the engine design to provide its overall pressurization.
The second cycle of flight tests was run from April 20 to May 13, 1954. Nine of ten rockets R-11 reached a range of 270 km with a possible ranging error of 1.19 km and cross range error of 0.66 km.
From December 1954 to January 1955, five successful adjustment tests have been performed. Upon completion of 10 qualification tests in January - February 1955, on June 13, 1955 rocket R-11 entered service.
Small dimensions and high performance, capability of long storage in a fueled state gave the ability to use the rocket being moved on different transportation means (wheeled and caterpillar vehicles, dedicated railway cars, ships and submarines equipped with application specific silos) and carrying a common or nuclear charge.
Under the Government Decree of August 26, 1954 a new rocket R-11M has been designed for the ground forces. Once five qualification tests have been run in 1958, rocket R-11M, by the Government Decree of April 1, 1958, entered service in the ground forces in the capacity of an operational-tactical rocket carrying a nuclear warhead.
For routine employment of rocket R-11M a movable ground support complex have been developed at OKB-1 including a road-transported launch pad deployed directly on ground. Further, under performance specifications of OKB-1, a self-propelled launch system have been derived from a heavy tank for rocket R-11M at the Kirov's plant at Leningrad. Such a launch system could deliver a fueled rocket to a specified area, launch it and return to a base to take a new rocket and launch it in other area.

Rocket R-11 Rocket R-11)

Transportation and installation of rocket R-11 to a launch pad

Based on rocket R-11, geophysical rocket R-11A has been designed and launched on the Novaya Zemlya (New Land) under the International Geophysics Year program in 1958.

Geophysical rocket R-11A


Operational features of rocket R-11 allowed to expand its applications for research. Of a particular interest was its application for geophysical observations in the Earth's areas to which, e. g. to the polar regions of the USSR, the delivery of previously designed rockets was impossible.
Rocket R-11A was provided with a special payload fairing protecting the container from heat exposure and aerodynamic loads in flight and a special transfer compartment to attach the container, accommodate a pneumatic separation system, switching equipment, and an attenuation system. Rocket R-11A has been designed to take measurements of atmospheric pressure at different altitudes from 60 to 160 km, define optical properties of upper atmospheric layers, measure concentration of positive ions, record a number of the container collisions with micrometeorites.
Rocket P-11A was first launched from the Novaya Zemlya in October 1958. The rocket reached an altitude of 103 km.



Rocket R-11FM


It was decided to introduce far-range ballistic rockets in the capacity of the navy armament starting from a diesel submarine. The Chief Designer was N. N. Isanin. It was necessary to redesign the selected submarine to accommodate the R-11 family rocket modified at OKB-1 for this purpose. The rocket was designated as R-11FM and became the first operations rocket adapted for launching from submarines.
As a main launch option of rocket R-11FM, a launch from an above-water submarine surface was approved. For this, it was necessary to lift the launch pad with the completely fueled rocket from the submarine silo to a level of a conning tower and keep it vertical till a launch.

Principal characteristics

Maximum firing range, km

Launch mass, kg

Payload unit mass, kg

Mass of fuel components
(nitric acid AK-20I, kerosene T-1,
mix of TG-02 and gas), kg

Engine ground thrust, kgf

150

5440

967



3393

8260

 Rocket R-11FM, ready for a launch


The accepted option allowed to avoid radical modifications of the submarine design and to redesign only those sites at the shipyard that were associated with the rocket accommodation on the submarine. Radical modifications were also required to the rocket flight control system (to receive initial launch data from the submarine navigation system).
The ground tests assumed launches from a stationary and then from application specific swinging launch pad. The test primary goal was to verify the R-11FM attachment system with movable claws.
Relying on the ground test results the feasibility of integrated sea tests of rocket R-11FM and the submarine was concluded.

 Launching of rocket R-11FM  Rocket R-11FM launched from submarine

The first successful launch of rocket R-11FM from submarine B-67 commanded by the 2nd rank captain F. I. Kozlov took place in the White Sea on September 16, 1955 at 17:32 .
Then, operational tests of complex "Submarine-Rocket R-11FM" have been carried out in August-October 1956 at the North Navy base. Submarine B-67 was commanded by I. I. Gulyaev. The sea tests were witnessed by S. P. Korolev from boards of submarines.
The program assumed firing of rockets of different storage life. After durable testing three successful launches have been performed of which the first launch took place on September 12, 1956 after a 37-day period of storage of rocket R-11FM on the submarine and two launches took place on October 1956, after 82-day and 47-day storage periods.
The final testing cycle has been carried out in March-May 1958. To witness the rocket final launch from the submarine, the Navy Commander-in-Chief, admiral P. E. Vladimirsky, chief marshal of artillery M. I. Nedelin, as well as commanders of fleets and flotillas were invited to witness the rocket launch from a board of a ship going in parallel with the submarine.
Rocket R-11FM entered service in the Navy on February 20, 1959.
From the year 1955, studies on a rocket under-water launch were initiated. OKB-10 NII-88 (Chief Designer E. V. Charnko) was obligated to implement this work. In October 1956 experiments were started in the Black Sea. The first under-water launch of rocket R-11FM in which a solid-propellant engine instead of a liquid-propellant engine and which was installed in a launch silo of an immersed platform took place on December 26, 1956 from the depth of 30 m.
In 1955 technical documentation on rocket R-11FM was passed on to SKB-385 and its tooling and hardware - to plant 385 for mass production of the rocket. On the initiative of S. P. Korolev, on March 11, 1955 V. M. Makeev previously working in the capacity of the lead designer of rocket R-11 was appointed the Chief Designer of OKB-385.

News Archive

August  2019
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 13 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

English

Боевые ракетные комплексы



Ракета Р-11

Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(азотная кислота АК-20И, керосин Т-1,
смесь ТГ-02 и газ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

270

5350

690



3705

8300

Ракета Р-11


Новая ракета по сравнению с Р-1 имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу при той же дальности полета.
Первый этап летных испытаний Р-11 проводился с 18 апреля по 2 июня 1953 года и предусматривал пуски 10 ракет. Первый успешный пуск ракеты Р-11 состоялся 21 мая 1953 года.
По результатам летных испытаний был проведен ряд доработок конструкции ракеты - установлены заборные устройства в баках, позволявшие обеспечить практически полное их опорожнение. Существенным изменениям подверглась конструкция двигателя, были приняты меры для обеспечения его полной герметизации.
Второй этап испытаний состоялся с 20 апреля по 13 мая 1954 года. Из десяти пусков ракеты Р-11 девять ракет достигли дальности 270 км с вероятным отклонением по дальности 1,19 км и боковому отклонению 0,66 км.
С декабря 1954 года по январь 1955 года были проведены пять успешных пристрелочных испытаний. После 10 зачетных испытаний в январе - феврале 1955 года ракета Р-11 13 июля 1955 года была принята на вооружение.
Малые габариты при высоких летно-тактических характеристиках, возможность длительного хранения в заправленном состоянии делали возможным использование ракеты в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа (колесные, гусеничные машины, железнодорожные спецвагоны, надводные и подводные корабли со специальными ракетными шахтами) с обычной или атомной головной частью.
По Постановлению Правительства от 26 августа 1954 года была разработана ракета Р-11М для Сухопутных Войск. После проведения пяти зачетных пусков в 1958 году Постановлением Правительства от 1 апреля 1958 года ракету Р-11М приняли на вооружение как оперативно-тактическую ракету с ядерным зарядом для Сухопутных Войск.
Для штатной эксплуатации ракеты Р-11М в ОКБ-1 был создан подвижный комплекс наземного оборудования: пусковой стол перевозился на автомобиле, а в боевое положение устанавливался прямо на грунт. Впоследствии по техническому заданию ОКБ-1 на Ленинградском Кировском заводе для ракеты Р-11М разработали самоходный стартовый агрегат на базе тяжелого танка. Такой стартовый агрегат мог выйти в заданный район с заправленной ракетой, за короткое время подготовить и осуществить ее запуск, затем возвратиться на базу, взять новую ракету и выполнить пуск из другого района.

Ракета Р-11 Ракета Р-11)

Транспортировка и установка ракеты Р-11 на пусковой стол

На базе ракеты Р-11 была создана геофизическая ракета Р-11А, пуски которой осуществлялись на Новой Земле по программе Международного геофизического года в 1958 году.

Геофизическая ракета Р-11А


Эксплутационные особенности ракеты Р-11 позволяли расширить область ее применения для научных исследований. Особый интерес представляла возможность геофизических наблюдений в районах Земли, куда доставлять ранее разработанные ракеты было практически невозможно, например в приполярных районах СССР.
Ракета Р-11А имела специальный обтекатель головной части, защищавший контейнер от теплового воздействия и аэродинамических нагрузок в полете, а также специальный переходный отсек для крепления контейнера, размещения пневматической системы разделения, коммутационной аппаратуры и системы успокоения. Ракета Р-11А была предназначена для измерения атмосферного давления на различных высотах от 60 до 160 км, определения оптических свойств верхних слоев атмосферы, измерения концентрации положительных ионов, регистрации числа встреч контейнера с микрометеоритами.
Первый пуск ракеты Р-11А на Новой Земле был проведен в октябре 1958 года, ракета достигла высоты 103 км.



Ракета Р-11ФМ


Работы по использованию баллистических ракет дальнего действия в качестве вооружения кораблей Военно-Морского Флота решили начать с оснащения ими дизельной подводной лодки (ПЛ), главным конструктором которой был Н.Н. Исанин. Необходимо было переоборудовать выбранную ПЛ для размещения на ней специально доработанной в ОКБ-1 ракеты типа Р-11, которая получила название Р-11ФМ и стала первой боевой ракетой, приспособленной для запуска из пусковых установок ПЛ.
В качестве основного приняли вариант пуска ракет Р-11ФМ из надводного положения ПЛ, для чего нужно было поднять специальную пусковую установку с полностью заправленной ракетой из шахты ПЛ до уровня боевой рубки и удерживать ее там в вертикальном положении до пуска.

Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(азотная кислота АК-20И, керосин Т-1,
смесь ТГ-02, газ ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

150

5440

967



3393

8260

 Ракета Р-11ФМ, готовая к пуску


Принятый вариант позволял обойтись без коренной переделки конструкции ПЛ и ограничиться только доработкой на верфи мест, связанных со спецификой размещения ракеты на ПЛ. Требовались также серьезные изменения в бортовой части системы управления ракеты (прием исходных данных на пуск из навигационной системы ПЛ).
При испытаниях на полигоне намечались пуски с неподвижного, а затем со специального качающего стенда. Основная цель этих испытаний состояла в отработке системы крепления ракеты Р-11ФМ с подвижными захватами.
Результаты проведенных на полигоне испытаний позволяли сделать вывод о возможности морских испытаний ракеты Р-11ФМ совместно с ПЛ.

Пуск ракеты Р-11ФМ с подводной лодки  Ракета Р-11ФМ стартует с подводной лодки

Первый успешный пуск ракеты Р-11ФМ с ПЛ Б-67 под командованием капитана 2-го ранга Ф.И. Козлова выполнен в Белом море 16 сентября 1955 года в 17 час 32 мин. Затем провели эксплуатационные испытания комплекса: "ПЛ - ракета Р-11ФМ" на Северном флоте в августе - октябре 1956 года. Подводной лодкой Б-67 командовал И.И. Гуляев. На морских испытаниях на борту подводных лодок находился С.П. Королев.
Программой намечался отстрел ракет, имеющих различные сроки хранения. После длительных испытаний прошли три успешных пуска ракет: первый - 12 сентября 1956 года после 37 суток хранения ракеты Р-11ФМ на ПЛ и два пуска 3 октября 1956 года после 82 и 47 суток хранения.
Последний этап испытаний проводился в марте - мае 1958 года. На заключительный пуск ракеты с ПЛ пригласили заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала П.Е. Владимирского, Главного маршала артиллерии М.И. Неделина, также командующих флотами и флотилиями, которые наблюдали пуск ракеты с корабля, идущего параллельным курсом с ПЛ.
Ракета Р-11ФМ принята на вооружение ВМФ 20 февраля 1959 года.
С 1955 года начались исследования по подводному старту ракеты. Эти работы поручили ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Е.В. Чарнко). В октябре 1956 года начались эксперименты на Черном море. Первый старт ракеты-макета Р-11ФМ, оснащенной РДТТ вместо ЖРД, из-под воды был проведен 26 декабря 1956 года с глубины 30 м из стартовой шахты, установленной на погруженной платформе.
В 1955 году техническую документацию на ракету Р-11ФМ передали в СКБ-385, а оснастку и материальную часть - на завод 385 для серийного производства ракет Р-11ФМ. По инициативе С.П. Королева 11 марта 1955 года Главным конструктором ОКБ-385 был назначен В.П. Макеев, ранее работавший ведущим конструктором ракеты Р-11.

Архив новостей

Январь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31