English

Долговременная орбитальная станция «Салют»


Начиная с 1970 года одним из главных направлений работ ЦКБЭМ (сегодня РКК «Энергия») стала разработка орбитальных станций. Результаты этой работы признаны мировой общественностью как одно из наиболее приоритетных достижений России в области пилотируемой космонавтики.

Первой в мире орбитальной станцией стала станция «Салют», работа над которой началась в конце 1969 года. В это время ЦКБЭМ было в СССР признанным лидером в области реализации пилотируемых космических программ. Над созданием пилотируемых средств в интересах Минобороны СССР работал и коллектив Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, г. Реутов), возглавляемый генеральным конструктором В.Н. Челомеем. ЦКБМ разрабатывал пилотируемый орбитальный комплекс «Алмаз», который должен был стать противовесом американскому проекту MOL (пилотируемая орбитальная станция военного назначения с задачами разведки и управления с орбиты наземными военными средствами).

США активно работали над созданием орбитальной станции «Скайлэб» с использованием в качестве ее гермокорпуса бака III ступени ракеты-носителя «Сатурн-5». Был уже определен срок запуска этой станции – середина 1972 года. Наша страна явно упускала приоритетное направление работ. Дух соперничества между двумя ведущими космическими державами явился, в известном смысле, прекрасным стимулом для развития в них космической техники, в том числе по направлению создания орбитальных станций.

Учитывая, что в ЦКБЭМ в этом направлении работы уже велись, и зная о действительном состоянии работ по ОС «Алмаз», группа специалистов ЦКБЭМ (К.Д. Бушуев, С.О. Охапкин, Б.Е. Черток, С.С. Крюков, К.П. Феоктистов, Б.В. Раушенбах) обратилась к секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову с предложением в короткие сроки создать орбитальную станцию научного и народнохозяйственного назначения. Суть предложения заключалась в создании конструкции орбитальной станции с использованием задела по орбитальному блоку станции «Алмаз» и установке на нем бортовых систем космического корабля «Союз». Сам корабль «Союз» (модификация 7К-Т) предлагалось использовать для доставки на станцию экипажа.

Несмотря на уникальный опыт, накопленный ЦКБЭМ в области пилотируемой космонавтики, создание орбитальных станций требовало решения многих новых технических проблем и организационных вопросов. В декабре 1969 года эти работы возглавил Ю.П. Семенов в качестве ведущего конструктора.

Так была начата тема, которой в течение последующих лет суждено было стать одним из основных направлений работ в ЦКБЭМ.

В феврале 1970 года был выпущен проект по долговременной орбитальной станции (ДОС), которая в дальнейшем стала называться «Салют». В начале марта 1970 года состоялась первая встреча специалистов ЦКБЭМ и ЦКБМ (Ф), которым в дальнейшем суждено было совместно решать множество технических и организационных проблем, а также отстаивать это направление работ в своих организациях. Тогда же, в марте 1970 года, Ю.П. Семенов впервые встретился с В.Н. Челомеем. Во время этой встречи удалось согласовать передачу четырех корпусов станции «Алмаз» для работ по ДОС. Эти четыре корпуса были доработаны и использованы для создания летного изделия, а также экспериментальных макетов для проверки принятых технических решений. Это позволило значительно сократить сроки создания первой в мире орбитальной станции «Салют».

Ее орбитальный блок состоял из переходного, рабочего и агрегатного отсеков, а также отсека научной аппаратуры. На наружной поверхности переходного герметичного отсека диаметром 2,1 м с агрегатом стыковки был установлен комплект солнечных батарей, заимствованных с корабля 7К-ОК. Рабочий отсек имел герметичную оболочку, состоящую из двух обечаек диаметром 2,9 и 4,1 м, соединенных между собой коническим переходником. Агрегатный отсек в негерметичном исполнении диаметром 2,1 м был предназначен для размещения корректирующей двигательной установки, заимствованной с корабля 7К-ОК. На его внешней поверхности располагалась система двухкомпонентных двигателей ориентации, разработанная вновь, и установлен второй комплект солнечных батарей, также заимствованных с корабля 7К-ОК. Научное оборудование станции массой 1,5 т включало солнечный телескоп, рентгеновский телескоп (РТ-4), инфракрасный телескоп­спектрометр (ИТС-К), визир с 60-кратным увеличением (ОД-4) и другую аппаратуру.

Станция была создана в чрезвычайно короткие сроки. Задача разработать и подготовить станцию к запуску в течение года была поставлена на политическом уровне. Следует отметить большой энтузиазм, с которым участники этого уникального проекта разрабатывали, изготавливали и испытывали первую орбитальную станцию. Работы велись круглосуточно, без выходных дней.

Второй особенностью явилось то, что разработка станции проводилась одновременно в ЦКБЭМ и ЦКБМ (Ф), а изготовление – на Заводе имени М.В. Хруничева (ЗИХ) и Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ). Проект и практически все основные системы станции разрабатывались в ЦКБЭМ, изготовление основных систем и поставка комплектующих – на ЗЭМ, конструкторская документация на корпус выпускалась в ЦКБМ (Ф), изготовление гермокорпуса, силового интерьера, основных элементов конструкции, общая сборка изделия проводились на ЗИХ. Комплексные испытания станции после сборки выполнялись в ЦКБЭМ.

Сжатые сроки диктовали особую технологию работ. Были существенно упрощены процедуры подготовки документации. Изготовление деталей часто проводилось по эскизам конструктора. Упрощение процедур принятия решений не привело к снижению качества, поскольку оперативно­техническое руководство действовало постоянно для незамедлительного принятия технических решений.

При этом сложилась любопытная ситуация: главный конструктор и руководитель ЦКБЭМ В.П. Мишин не участвовал в формировании предложения на начальном этапе и находился в оппозиции к работам по орбитальной станции, а генеральный конструктор и руководитель ЦКБМ В.Н. Челомей был откровенным противником передачи этих работ ЦКБЭМ. Остановить работы по станции, так как они поддерживались ЦК КПСС эти руководители не могли, но тем не менее наличие такой оппозиции создавало дополнительные трудности для участников работ. В 1972 году В.П. Мишин и В.Н. Челомей даже направили министру общего машиностроения С.А. Афанасьеву совместное письмо с предложением прекратить работы по станциям «Салют» в ЦКБЭМ, так как В.П. Мишин считал, что главным направлением работ ЦКБЭМ должно быть освоение Луны. Однако уже созданный задел и энтузиазм участников не позволили прекратить эти работы.

В декабре 1970 года на ЗИХ был собран орбитальный блок станции и передан на ЗЭМ для проведения испытаний, после окончания которых в марте 1971 года он был отправлен на техническую позицию. Работы на космодроме (на вновь созданном рабочем месте) были проведены за 40 дней. От начала разработки проекта до запуска станции на орбиту прошло меньше 16 месяцев. Еще никогда космические аппараты такой сложности не создавались в крайне сжатые сроки. Разумеется, при разработке конструкции и систем станции использовался громадный опыт участников работ и технический задел по уже разработанным системам. Но существенными факторами, позволившими это сделать, были: энтузиазм и высокая ответственность, царившие в коллективах, умелая организация работ, поддержка вышестоящих организаций (ЦК КПСС, Министерство общего машиностроения), соответствующая технология ведения документации, разработки, изготовления и испытаний материальной части.

19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» с ДОС № 1, которая получила название «Салют». Это название сохранилось для всей последующей серии орбитальных станций. Мало кто знает, что название станции в действительности было «Заря». Именно это слово крупными буквами было написано на ее корпусе, с этим названием первая станция ушла в полет. Но пришлось срочно, буквально перед стартом, ее переименовывать, потому что, как оказалось, это название для космического аппарата уже использовалось в Китае.

Первая орбитальная станция «Салют» на монтажной тележке на космодроме Байконур
Первая орбитальная станция «Салют» на монтажной тележке на космодроме Байконур

Появление на орбите первой в мире орбитальной станции открыло новую эпоху в исследовании человеком космического пространства. В ее создании участвовало большое количество организаций, но роль ЦКБЭМ (РКК «Энергия») в этой работе, безусловно, является решающей. Она была головной организацией по теме, обеспечив разработку и проекта, и систем станции, и пилотируемых кораблей для доставки к ней экипажей.

Первая экспедиция на станцию (космонавты В.А. Шаталов, А.С. Елисеев и Н.Н. Рукавишников) на корабле «Союз-10» стартовала с космодрома Байконур 23 апреля 1971 года. Механический захват станции с помощью стыковочного механизма корабля «Союз-10» был выполнен, но из-за неполадок, возникших при стягивании, штатная стыковка не состоялась, и экипажу пришлось вернуться на Землю.

Вторая экспедиция стартовала на орбиту 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11». Стыковка и переход экипажа на станцию прошли нормально. Космонавты работали на орбите около 23 суток, установив абсолютный рекорд пребывания человека в космосе. Экипаж выполнил программу научных, технических и медицинских экспериментов. Было проведено картографирование звездного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион» (такие наблюдения не могут проводиться на Земле из-за поглощения атмосферой излучения в ультрафиолетовой области спектра); исследование акватории Мирового океана в интересах рыбного хозяйства; большая программа медицинских экспериментов.

«Союз-11» с экипажем был отстыкован от станции и совершил посадку на Землю 30 июня 1971 года. Посадка завершилась трагически: космонавты Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков и В.И. Пацаев погибли из-за разгерметизации СА. В связи с аварией полеты экипажей на станцию далее не проводились, и она функционировала на орбите в беспилотном режиме. 11 октября 1971 года по команде с Земли станция вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана и прекратила свое существование.

Архив новостей

Сентябрь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30