English

Хронология пилотируемых полётов

Орбитальный комплекс "Мир"

Итоги испытаний


08.12.2000 г. в Российском авиационно-космическом агентстве состоялось заседание Межгосударственной комиссии по обеспечению полетов и эксплуатации орбитального пилотируемого комплекса "Мир".

Рассмотрены результаты выполнения работ по программе летных испытаний комплекса за период 1986 - 2000 гг.
Отмечено, что:

  • полностью выполнены все работы, предусмотренные утвержденной в 1986 г. программой летных испытаний станции модульного типа "Мир";
  • отработаны технологии создания, развертывания и эксплуатации постоянно действующих пилотируемых орбитальных комплексов;
  • выполнены запланированные исследования;
  • продолжительность эксплуатации комплекса "Мир" на орбите втрое превысила заданный пятилетний срок.

Программа полета

В соответствии с "Программой летных испытаний постоянно действующей пилотируемой станции модульного типа "Мир" орбитальный комплекс "Мир" (ОК "Мир") эксплуатировался на орбите с 20 февраля 1986 года (с момента запуска базового блока) по 23 марта 2001г. Всего по программе полета комплекса "Мир" проведено более 100 пусков кораблей и модулей различных типов (включая пуски американского корабля "Шаттл"). Несмотря на имевшиеся замечания, все пуски проведены успешно со 100% выполнением основных задач полета.
Особенностью программы полета ОК "Мир" являлось то, что после выведения базового блока был запланирован довольно длительный период дооснащения комплекса, путем пристыковки новых модулей и наращивания технических возможностей бортовых систем. На начальном этапе работы ОК "Мир" его эксплуатация была возможна только в режиме посещения, а эксплуатация в режиме постоянно действующей станции была ограничена из-за отсутствия необходимых средств СУД и СОЖ.
Первый пилотируемый полет на ОК "Мир" проведен в период с 15 марта 1986 года по 5 мая 1986 года (ЭО-1). На первом этапе полета работы выполнялись по "Программе полетов к станциям "Салют-7" и "Мир" на 1986 и 1987 годы", которая была завершена в декабре 1987 года после пуска корабля "Союз ТМ-4" (ЭО-3).
Эксплуатация ОК "Мир" в режиме постоянно действующей станции начата 8 февраля 1987 года (ЭО-2).
В 1986 -1987 годах осуществлено запланированное дооснащение комплекса средствами управления (БЦВК "Салют-5Б", УИВК, гиродины) и средствами обеспечения жизнедеятельности (системы "Воздух", "Электрон-В", БМП и др.) для перехода к непрерывной пилотируемой эксплуатации.
Развертывание комплекса до конечной конфигурации завершено 26 апреля 1996 года после пристыковки модуля "Природа". Этим было завершено выполнение "Программы летных испытаний постоянно действующей пилотируемой станции модульного типа "Мир". Далее комплекс эксплуатировался на основе ежегодного планирования программы полета.
Дополнительно к модулям, предусмотренным вышеупомянутой программой, для проведения работ с кораблем "Шаттл" в состав комплекса с 25 ноября 1995 года был введен стыковочный отсек (СО).
До августа 1999 года ОК "Мир" эксплуатировался в режиме постоянно действующей станции с одним перерывом с 27 апреля по 8 сентября 1989 года в период перехода с пилотируемых кораблей серии "Союз Т" на серию "Союз ТМ".
С середины 1999 года в связи с трудностями финансирования программы полета ОК "Мир" с целью экономии средств режим эксплуатации комплекса был изменен путем включения в программу относительно длительных беспилотных участков.
Первый такой перевод ОК "Мир" в режим беспилотного полета после многолетнего непрерывного функционирования в пилотируемом режиме осуществлен с 28 августа 1999 года.
В связи с тем, что при использовании режима управления (БЦВК + гиродины) при отсутствии экипажа возможно снижение надежности управления, перед переходом к беспилотному полету на ОК "Мир" был введен и проверен резервный аналоговый контур управления, позволяющий обеспечить решение следующих задач без использования БЦВК СУД:

  • инерциальная стабилизация;
  • демпфирование угловых скоростей;
  • закрутка комплекса относительно осей базового блока X и Y;
  • получение вектора состояния комплекса "Мир" по данным ТМИ магнитометра СМ-8М модуля "Квант" или звездного датчика ОЗД модуля "Квант-2".

Аналоговый контур обеспечивал возможность управления комплексом по командам с Земли при прохождении команд "Авария БЦВК".
На участке беспилотного полета ОК "Мир" эксплуатировался с выключенным БЦВК с поддержанием пассивной ориентации для подзаряда аккумуляторных батарей. Поддержание необходимой высоты орбиты на этом этапе для предупреждения схода комплекса с орбиты из-за естественного торможения в атмосфере обеспечивалось выдачей корректирующих импульсов кораблями "Прогресс", находящимися в составе комплекса.

Ресурсные характеристики

Первоначально по программе летных испытаний планировалось эксплуатировать ОК "Мир" до пяти лет. Этот показатель превышен втрое (срок эксплуатации - более 15 лет).
В соответствии с программой летных испытаний длительность полета модулей в составе ОК "Мир" планировалась до трех лет (1095 суток). Фактические сроки эксплуатации модулей в составе орбитального комплекса приведены ниже.

Модуль Обозначение Эксплуатация
в составе ОК, (сутки)
Базовый блок

17КС №12701

5510
"Квант" 37КЭ №37010 5106
"Квант-2" 77КСД №17101 4134
"Кристалл" 77КСТ №17201 3948
"Спектр" 77КСО №17301 2134
(749 - до разгерметизации)
"Природа" 77КСИ №17401 1794

Большая часть бортовых систем значительно превысила ресурсные характеристики, установленные в формулярах на узлы, приборы, агрегаты и системы в целом. Некоторые приборы наработали ресурс, более чем в десять раз превышающий первоначально установленный.
Для обеспечения длительной эксплуатации ОК "Мир" был принят порядок, предусматривающий ежегодное продление срока его эксплуатации с выдачей необходимых частных заключений по системам и общего заключения генерального конструктора. При этом разрешался допуск к эксплуатации систем с выработанным ресурсом и их эксплуатация до отказа с обеспечением необходимого уровня надежности и безопасности.

Основные результаты работ

  • Все работы, предусмотренные "Программой летных испытаний постоянно действующей пилотируемой станции модульного типа "Мир", в части отработки технологий создания, развертывания и эксплуатации постоянно действующих пилотируемых орбитальных комплексов и запланированных исследований выполнены полностью в соответствии с утвержденной программой.
  • Отработана технология длительной эксплуатации орбитальных пилотируемых комплексов на орбите, предусматривающая сочетание мероприятий по оценке и поддержанию его работоспособности с обеспечением необходимого уровня надежности и безопасности.
  • Выполнена большая программа научно-прикладных исследований, в том числе по программам международного сотрудничества, которая значительно превысила первоначально предусмотренные программой летных испытаний исследования и эксперименты.
  • Осуществлен предусмотренный "Программой полетов к станциям "Салют-7" и "Мир" на 1986 и 1987 годы" переход с пилотируемого транспортного корабля "Союз Т" на модернизированный корабль "Союз ТМ". Дополнительно грузовой корабль "Прогресс" был заменен с августа 1989 года на модернизированный корабль "Прогресс М", а с февраля 2000 года в состав комплекса введена новая модификация корабля "Прогресс М1", имеющая улучшенные характеристики по запасам доставляемого на орбиту топлива.
  • В программе ОК "Мир" приняли участие американские корабли "Шаттл", работы с которыми проводились на коммерческой основе в качестве фазы 1 развертывания Международной космической станции.
  • В состав ОК "Мир" дополнительно введены стыковочный отсек 316ГК (для обеспечения работ с кораблями "Шаттл"), выносная двигательная установка ВДУ (для обеспечения управления по крену), ряд разворачиваемых ферменных конструкций.
  • Впервые в мире практически решена задача создания и многолетней эксплуатации пилотируемой орбитальной постоянно действующей станции.
  • Полученный опыт и выработанные решения послужили основой и использованы при создании международной космической станции.

Архив новостей

Январь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31