Russian

History of Manned Flights

Orbital Complex Mir

Test Results


On December 8, 2000 the meeting of the Intergovernmental Commission in support of flights and operational use of the Mir Manned Orbital Complex was held at the Russian Aviation & Space Agency.
Work performance under the Complex Flight Test Program over the period from 1986 through 2000 has been reviewed.
It was noted that:

  • All the activities envisaged by the Flight Test Program intended for the module - based Mir station and approved in 1986 had been completed;
  • Procedures for the development, deployment and operational use of the permanently operating manned orbital complexes had been tested;
  • Scheduled research activities had been completed;
  • Duration of the Mir Complex on-orbit operational use was 3 times as long as its specified 5-year life.

Mission Program

Since the launch of core module on February 20, 1986, till March, 23, 2001 Mir Orbital Complex (Mir OC) was in operational use on orbit under the Flight Test Program of the module-based permanently manned Mir station. A total of more than 100 launches of different spacecraft and modules (including the US Shuttle launches) were performed under the Mir Complex Mission Program. In spite of some remarks made, all the launches were successful with a 100% fulfilment of the main flight tasks.
One of the Mir OC Mission Program features lay in the fact that upon orbital insertion of the core module there was a relatively long period scheduled to resupply the Complex through adding new modules to it and building up technical capabilities of the onboard systems. In an initial stage of the Mir OC operation its operational use could be provided only in a visiting mode, while its use as the permanently operating station was limited for lack of the required MCS and LSS aids.
From March 15, 1986 through May 5, 1986 the first manned flight to the Mir OC (Prime Crew 1) was carried out. In the first flight phase the activities were conducted under the Salyut and Mir Mission Program for 1986 and 1987, which was completed in December, 1987 following the launch of the Soyuz TM-4 space vehicle (Prime Crew 3).
Operation of the Mir OC permanently flying on orbit started on February 8, 1987 (Prime Crew 2).
During 1986-1987 the Complex was resupplied as scheduled with the control systems (OCS Salyut-5B, CICC gyrodines) and life support systems (Vozdukh, Elektron-V systems, MIU, etc.) to change over to its continuous manned operational use.
The Complex was deployed until it reached its final configuration on April 26, 1996 after the Priroda Module had been docked. This event marked the completion of the "Flight Test Program of the permanently Operating Manned Module - Based Mir Station". Further the Complex operated on an annually scheduled mission program. In addition to the modules envisaged by the abovementioned Program, Docking Module (DM) was incorporated in the Complex on November 25, 1995 to conduct the activities with Shuttle involved.
Before August 1999 came, the Mir OC had been operated as a permanently flying station, except for one time interval from April 27 till September 8, 1989, when there had been a changeover from the Soyuz T manned space vehicles to the Soyuz TM space vehicles.
From the middle of 1999, due to being faced with the difficulties in financing the Mir OC Mission Program, the Compex operational conditions were changed by incorporating in the Program of relatively long unmanned phases for economy reasons.
Having flown many years in manned conditions, the Mir OC was shifted to unmanned flight conditions for the first time on August 28, 1999.
As the use of control mode (OCS + gyrodines) in the absence of crew might result in a reduced control reliability, prior to changing over to the Mir OC unmanned flight a backup analog control loop was introduced and tested, which made it possible to fulfill the following tasks without MCS OCS involved:

  • Inertial stabilization;
  • Angular velocity damping;
  • Complex spinning relative to core module X and Y axes;
  • Arriving at status vector of the Mir Complex by TMI data of the Kvant Module SM-8M magnetometer or the Kvant-2 Module OSS star sensor.

Analog loop ensured control capability of the Complex by uplink commands when the OCS Failure commands pass.
Throughout its unmanned flight phase the Mir OC was operated with OCS off and maintained passive attitude control for storage batteries additional charging.
Maintenance of the required orbital altitude in this phase to prevent the Complex from deorbiting due its natural atmospheric braking was provided by generation of corrective impulses by the Progress vehicles operating as part of the Complex.

Service Life Characteristics

Initially, under the Flight Test Program, Mir was scheduled to operate up to 5 years. The station operated nearly 3 times as long (its service life reached more than 15 years).
Under the Flight Test Program, the Modules were scheduled to fly as part of Mir for a period of 3 years (1095 days). Below are given the actual operating periods of the Modules as part of the Orbital Complex (as of December 31, 2000).

Module Designation Operational use
as part of the OC, (days)
Core Module

17KS №12701

5510
Kvant 37KE №37010 5106
Kvant-2 77KSD №17101 4134
Kristall 77KST №17201 3948
"Spektr" 77KSO №17301 2134
(749 - till depressurization)
"Priroda" 77KSI №17401 1794

Most of the onboard systems have significantly exceeded service life characteristics specified in the log books for assemblies, instruments, units and systems as a whole. There were instruments, which operated more than 10 times longer than originally specified service life.
In order to ensure a prolonged operational use of the Mir OC, a special procedure was adopted envisaging extension of its operating period on an annual basis with generation of the required special reports on the systems, as well as final conclusion of General Designer. In so doing, it was allowed to operate the systems with exhausted service life and use them until failure occurs ensuring the required reliability and safety level.

Major work performance

  • All activities foreseen by the Flight Test Program of Permanent Man-Tended Modular-type MIR Station with regard to validation of development, assembly and operation for permanent man-tended orbital complexes, and scheduled research activities were completed in accordance with the approved program.
  • Process of an on-orbit long duration operation of the orbital man-tended complexes was tested, that provides a combination of the functionality assessment and maintenance measures with an assurance of a needed level of reliability and safety.
  • A great program of the science and application research was fulfilled, including the International Cooperation Program, that was considerably superior to the investigations and experiments originally foreseen by the flight test program.
  • A transfer from the Soyuz T manned transport vehicle to the modified Soyuz TM vehicle was made provided by the Salyut-7 and Mir Flight Program in 1986 and 1987. In addition since August 1989 the Progress cargo vehicle was replaced with the modifed Progress M, and since February 2000 a new modification of the Progress M1 vehicle having improved performances in terms of propellant reserves delivered to the Station was added.
  • The U.S. Shuttle vehicles were used into the MIR OC Program. The Shuttle flights were performed on a commercial basis as part of the International Space Station Assembly, Phase I.
  • Docking compartment 316ГК (to support the Shuttle activities), outboard propulsion system (to provide roll control), a number of deployable truss structures were added to the MIR OC.
  • A task of developing and operating the permanent on-orbit long-duration man-tended station was first virtually resolved.
  • The experience gained and solutions made formed a basis and were used for developing the International Space Station.

News Archive

June  2019
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

English

Хронология пилотируемых полётов

Орбитальный комплекс "Мир"

Итоги испытаний


08.12.2000 г. в Российском авиационно-космическом агентстве состоялось заседание Межгосударственной комиссии по обеспечению полетов и эксплуатации орбитального пилотируемого комплекса "Мир".

Рассмотрены результаты выполнения работ по программе летных испытаний комплекса за период 1986 - 2000 гг.
Отмечено, что:

  • полностью выполнены все работы, предусмотренные утвержденной в 1986 г. программой летных испытаний станции модульного типа "Мир";
  • отработаны технологии создания, развертывания и эксплуатации постоянно действующих пилотируемых орбитальных комплексов;
  • выполнены запланированные исследования;
  • продолжительность эксплуатации комплекса "Мир" на орбите втрое превысила заданный пятилетний срок.

Программа полета

В соответствии с "Программой летных испытаний постоянно действующей пилотируемой станции модульного типа "Мир" орбитальный комплекс "Мир" (ОК "Мир") эксплуатировался на орбите с 20 февраля 1986 года (с момента запуска базового блока) по 23 марта 2001г. Всего по программе полета комплекса "Мир" проведено более 100 пусков кораблей и модулей различных типов (включая пуски американского корабля "Шаттл"). Несмотря на имевшиеся замечания, все пуски проведены успешно со 100% выполнением основных задач полета.
Особенностью программы полета ОК "Мир" являлось то, что после выведения базового блока был запланирован довольно длительный период дооснащения комплекса, путем пристыковки новых модулей и наращивания технических возможностей бортовых систем. На начальном этапе работы ОК "Мир" его эксплуатация была возможна только в режиме посещения, а эксплуатация в режиме постоянно действующей станции была ограничена из-за отсутствия необходимых средств СУД и СОЖ.
Первый пилотируемый полет на ОК "Мир" проведен в период с 15 марта 1986 года по 5 мая 1986 года (ЭО-1). На первом этапе полета работы выполнялись по "Программе полетов к станциям "Салют-7" и "Мир" на 1986 и 1987 годы", которая была завершена в декабре 1987 года после пуска корабля "Союз ТМ-4" (ЭО-3).
Эксплуатация ОК "Мир" в режиме постоянно действующей станции начата 8 февраля 1987 года (ЭО-2).
В 1986 -1987 годах осуществлено запланированное дооснащение комплекса средствами управления (БЦВК "Салют-5Б", УИВК, гиродины) и средствами обеспечения жизнедеятельности (системы "Воздух", "Электрон-В", БМП и др.) для перехода к непрерывной пилотируемой эксплуатации.
Развертывание комплекса до конечной конфигурации завершено 26 апреля 1996 года после пристыковки модуля "Природа". Этим было завершено выполнение "Программы летных испытаний постоянно действующей пилотируемой станции модульного типа "Мир". Далее комплекс эксплуатировался на основе ежегодного планирования программы полета.
Дополнительно к модулям, предусмотренным вышеупомянутой программой, для проведения работ с кораблем "Шаттл" в состав комплекса с 25 ноября 1995 года был введен стыковочный отсек (СО).
До августа 1999 года ОК "Мир" эксплуатировался в режиме постоянно действующей станции с одним перерывом с 27 апреля по 8 сентября 1989 года в период перехода с пилотируемых кораблей серии "Союз Т" на серию "Союз ТМ".
С середины 1999 года в связи с трудностями финансирования программы полета ОК "Мир" с целью экономии средств режим эксплуатации комплекса был изменен путем включения в программу относительно длительных беспилотных участков.
Первый такой перевод ОК "Мир" в режим беспилотного полета после многолетнего непрерывного функционирования в пилотируемом режиме осуществлен с 28 августа 1999 года.
В связи с тем, что при использовании режима управления (БЦВК + гиродины) при отсутствии экипажа возможно снижение надежности управления, перед переходом к беспилотному полету на ОК "Мир" был введен и проверен резервный аналоговый контур управления, позволяющий обеспечить решение следующих задач без использования БЦВК СУД:

  • инерциальная стабилизация;
  • демпфирование угловых скоростей;
  • закрутка комплекса относительно осей базового блока X и Y;
  • получение вектора состояния комплекса "Мир" по данным ТМИ магнитометра СМ-8М модуля "Квант" или звездного датчика ОЗД модуля "Квант-2".

Аналоговый контур обеспечивал возможность управления комплексом по командам с Земли при прохождении команд "Авария БЦВК".
На участке беспилотного полета ОК "Мир" эксплуатировался с выключенным БЦВК с поддержанием пассивной ориентации для подзаряда аккумуляторных батарей. Поддержание необходимой высоты орбиты на этом этапе для предупреждения схода комплекса с орбиты из-за естественного торможения в атмосфере обеспечивалось выдачей корректирующих импульсов кораблями "Прогресс", находящимися в составе комплекса.

Ресурсные характеристики

Первоначально по программе летных испытаний планировалось эксплуатировать ОК "Мир" до пяти лет. Этот показатель превышен втрое (срок эксплуатации - более 15 лет).
В соответствии с программой летных испытаний длительность полета модулей в составе ОК "Мир" планировалась до трех лет (1095 суток). Фактические сроки эксплуатации модулей в составе орбитального комплекса приведены ниже.

Модуль Обозначение Эксплуатация
в составе ОК, (сутки)
Базовый блок

17КС №12701

5510
"Квант" 37КЭ №37010 5106
"Квант-2" 77КСД №17101 4134
"Кристалл" 77КСТ №17201 3948
"Спектр" 77КСО №17301 2134
(749 - до разгерметизации)
"Природа" 77КСИ №17401 1794

Большая часть бортовых систем значительно превысила ресурсные характеристики, установленные в формулярах на узлы, приборы, агрегаты и системы в целом. Некоторые приборы наработали ресурс, более чем в десять раз превышающий первоначально установленный.
Для обеспечения длительной эксплуатации ОК "Мир" был принят порядок, предусматривающий ежегодное продление срока его эксплуатации с выдачей необходимых частных заключений по системам и общего заключения генерального конструктора. При этом разрешался допуск к эксплуатации систем с выработанным ресурсом и их эксплуатация до отказа с обеспечением необходимого уровня надежности и безопасности.

Основные результаты работ

  • Все работы, предусмотренные "Программой летных испытаний постоянно действующей пилотируемой станции модульного типа "Мир", в части отработки технологий создания, развертывания и эксплуатации постоянно действующих пилотируемых орбитальных комплексов и запланированных исследований выполнены полностью в соответствии с утвержденной программой.
  • Отработана технология длительной эксплуатации орбитальных пилотируемых комплексов на орбите, предусматривающая сочетание мероприятий по оценке и поддержанию его работоспособности с обеспечением необходимого уровня надежности и безопасности.
  • Выполнена большая программа научно-прикладных исследований, в том числе по программам международного сотрудничества, которая значительно превысила первоначально предусмотренные программой летных испытаний исследования и эксперименты.
  • Осуществлен предусмотренный "Программой полетов к станциям "Салют-7" и "Мир" на 1986 и 1987 годы" переход с пилотируемого транспортного корабля "Союз Т" на модернизированный корабль "Союз ТМ". Дополнительно грузовой корабль "Прогресс" был заменен с августа 1989 года на модернизированный корабль "Прогресс М", а с февраля 2000 года в состав комплекса введена новая модификация корабля "Прогресс М1", имеющая улучшенные характеристики по запасам доставляемого на орбиту топлива.
  • В программе ОК "Мир" приняли участие американские корабли "Шаттл", работы с которыми проводились на коммерческой основе в качестве фазы 1 развертывания Международной космической станции.
  • В состав ОК "Мир" дополнительно введены стыковочный отсек 316ГК (для обеспечения работ с кораблями "Шаттл"), выносная двигательная установка ВДУ (для обеспечения управления по крену), ряд разворачиваемых ферменных конструкций.
  • Впервые в мире практически решена задача создания и многолетней эксплуатации пилотируемой орбитальной постоянно действующей станции.
  • Полученный опыт и выработанные решения послужили основой и использованы при создании международной космической станции.

Архив новостей

Январь  2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31