English

Abstracts

 3 (22) july - september 2018

The Space Engineering and Technology magazine
 3 (22), 2018

Contents

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN AEROSPACE ACTIVITIES

Chvanov V.K., Sudakov V.S., Levochkin P.S.
Modern liquid-propellant rocket engines made by NPO Energomash named after academician V.P. Glushko. Current status of programs and future prospects (to mark the 110th anniversary of academician V.P. Glushko)

The paper reviews the current status of development programs for high-power Liquid-Propellant Rocket Engines (LPRE) at NPO Energomash. The history of NPO Energomash goes back to May 1929, when, under the direction of V.P. Glushko a division was set up within the Gasdynamics Lab in Leningrad to develop rocket engines and rockets. For many years academician V.P. Glushko was the head of this company, he is the farther of our countrys liquid rocket propulsion engineering, outstanding scientist and designer, one of pioneers of rocket and space technology, general designer of Energia-Buran system. It was for the superheavy launch vehicle Energia that the worlds most powerful LPRE RD-170 were developed and became the basis for developing at NPO Energomash a large family of oxygen-kerosene LPRE. The paper presents a summary of the results of the program to develop and subsequently operate a family of oxygen-kerosene LPRE with afterburning of the oxidizing generator gas designed on the basis of LPRE RD-170/171 originally developed for launch vehicles Energia and Zenit. The paper provides key performance data for engines RD-170/171, RD-180, RD-191 and RD-181. It discusses the new challenge of developing the engine RD-171MV for LV Soyuz-5 and future prospects for further operation and upgrading of the family of oxygen-kerosene LPRE of NPO Energomash.

Key words: Liquid-propellant rocket engines, NPO Energomash, academician V.P. Glushko, development of rocket engines.

 

Bezyaev I.V., Stoyko S.F.
A review of projects for manned missions to Mars

The paper presents a historical survey of some of the projects for manned missions to Mars in US and in our country, describes design features of interplanetary vehicles and reconstructs their configurations. It also presents the current concepts, projects, plans, prospects for study and exploration of Mars. It proposes a strategy and objectives for the first manned missions to Mars, a possible configuration and features of a reusable interplanetary expedition complex (including an interplanetary orbital vehicle, power-generation and propulsion system, landing and ascent vehicle, crew delivery and return vehicle), that is capable to support manned exploration of interplanetary space from Venus to Mars, including the Moon, moons of Mars and asteroids, taking into account current safety requirements and a relatively low cost of the interplanetary complex. It proposes an alternative design of the reusable interplanetary complex which uses liquid-propellant propulsion system and aerocapture in planetary atmospheres.

Key words: Manned mission to Mars, history of projects for manned interplanetary vehicles, interplanetary expedition vehicle, aerocapture in planetary atmospheres.

 

FLYING VEHICLES AERODYNAMICS AND HEAT EXCHANGE PROCESSES

Salosina M.O.
Optimization of multi-layer heat shield of solar probe

The paper presents a methodology for optimal design of multilayer thermal protection coating, ensuring required operational temperature on the boundaries of layers and minimum of total mass of system. The optimization problem is solved using a computational scheme, which combines the projected Lagrangian method with the quadratic subproblem and the penalty function method. The penalty function method is characterized by a large region of convergence and provides a good initial estimate of the optimal parameters values for the projected Lagrangian method with excellent local convergence properties. To illustrate the implementation of the developed algorithm and the corresponding software, the paper considers the problem of choosing of the optimal layer thicknesses for the multilayer heat shield of a solar probe, exposed to extreme heat loads during operation. The main properties of the potential high-temperature materials for solar probe shield are discussed, and the results of thickness calculation for the two-layer heat shield are presented, taking into account the dependence of the thermal properties of the layers' materials on the temperature and radiation from the heated surface of the shield.

Key words: solar probe, thermal protection, multi-layer heat shield, optimal design.

 

FLYING VEHICLES ENGINEERING, DESIGN AND MANUFACTURING

Zhikharev D.Yu.
The concept of optimizing electromagnetic shield to protect spacecraft equipment from electromagnetic interference sources in the near zone of radiated field

The paper discusses a concept for optimizing design parameters of electromagnetic shields to protect sensitive equipment onboard a spacecraft against powerful electromagnetic interference in the near zone of radiation. The objective of the optimization is to select geometric parameters of the shield and construction materials in order to achieve the required shielding efficiency at lowest economic cost. The paper describes a method of simulating sources of electromagnetic interference in the form of equivalent radiators and their emitted fields. This method is based on using measurements of field strength from actual onboard hardware, which significantly improves the accuracy of the models. The paper presents a method for calculating the electrical component of the electromagnetic field generated by the source in the near zone. It discusses a method for calculating electrical field penetrating through the shield. It also presents an algorithm for obtaining initial data needed to optimize shield parameters for powerful sources of electromagnetic interference onboard a spacecraft.

Key words: spacecraft, electromagnetic compatibility, shielding, simulation, electric field, field strength.

 

FLYING VEHICLES STRENGTH AND THERMAL ENVIRONMENTS

Avershyeva .V., Bobylev S.S., Mezhin V.S.
Verification experience of spacecraft load-bearing structure and equipment units loading parameters results

One of the most important issues which should be resolved during the space vehicles development phase is dynamic coupled loads analysis. The results of such analysis for spacecrafts is the determination of loading parameters (including internal forces, moments and accelerations, as well) for load-bearing body structure and separate secondary structure items, such as solar arrays antennae reflectors, fuel tanks and others. The RSC Energias experience under loading parameter determination results is generalized in this article. The object is to be investigated was conditionally divided by 7 parts, (named as partial units) under finite-element models (FEM) development. The partial FEM was developed for each mentioned item. Partial FEMs verification was implemented by modal survey or/and vibrostrength tests (on the frequency response functions determination phase). The verified partial FEMs were assembled into generalized FEM of the Spacecraft by using synthesis of partial dynamic parameters methodology. The RSC Energias experience regarding determination of the loads for principal interfaces of spacecraft body and limit values of load factors harmonic spectra for attachment zones of the SC secondary structure items verification by using coupled loads analysis results is presented in the article.

Key words: spacecraft, launch vehicle, coupled loads analysis, finite-element mathematic model, modal survey test, vibrostrength test, loads verification, loading parameters, load-bearing structure, synthesis of dynamic characteristics.

 

Topilskaya S.V., Borodulin D.S., Kornyukhin A.V.
Making a compact gyroscopic angular rate vector meter resistant to mechanical forces

The paper discusses a Compact Gyroscopic Angular Rate Vector Meter (CGARVM) developed and built by Kuznetsov research institute of applied mechanics based on a dynamically adjustable gyroscope with a rotor gas-lubricated spin-axis bearing system.. The paper provides general technical data on the gyroscopic device (dimensions and mass parameters, measurement accuracy, the number of measuring axes, operational life, power consumption, etc.). The paper presents advantages and disadvantages of using the selected gyroscope (dynamically adjustable) as the sensing element. The advantages of this choice include the mean accuracy of measurements of this device while it has small mass and dimensions and long operational life. A disadvantage is the need to use special systems within gyroscopic devices (of the CGARVM type) designed to protect sensing elements against external mechanical loads, occurring when a spacecraft is being put into orbit by a launch vehicle. The paper sets forth key principles of assuring resistance to such loads. It provides a universal analytical model of the shock absorption system of the instrument. It presents theoretical simulation results and actual results of mechanical field tests of the CGARVM device. The practical result of the work consists in the development of a multi-purpose analytical model of the shock absorption system for CGARVM based on theoretical studies and results of practical development. The universal analytical model makes it possible to select design parameters of the instrument shock absorption system at the design stage without having to rebuild its prototypes.

Key words: gyroscopic meter, instrument resistance, mechanical loads.

 

FLYING VEHICLES THERMAL, ELECTRIC PROPULSION ENGINES AND POWER GENERATING SYSTEMS

Akhmedov M.R., Bideev A.G., Makarova E.Yu., Sazonov V.V., Khamits I.I.
Comparative analysis of calculated and experimentally measured output capacity of the orbital space vehicle solar batteries on the example of the Service Module of the International Space Station Russian Segment

The comparative analysis of calculated and experimentally measured output capacity of the service module solar batteries on the Russian Segment of the International Space Station (ISS) is presented. Special software is used for calculation; it considers the effect of partial shading of solar batteries upon the ISS structural units. The algorithm specifies shadowed cells definition by means of ray tracing and the electric current calculation based on the voltage balance equation. Input data includes the ISS three-dimensional computer model, orbit parameters, orientation parameters of the station and its movable units, current-voltage characteristics of photovoltaic cells and blocking diodes. The analysis assumed comparing of diagrams of calculated and measured electric current of the service module solar batteries; telemetric sensors are the source of experimental data. The analysis is executed for instantaneous and integrated values of current. The following factors of calculation accuracy are determined in the research resume: the necessity of simplifying of a geometrical model, the light reflection by the Earth and inadequate prediction of orientation of some ISS movable units (solar batteries and radiators of the ISS American Segment) cause of its depending upon the current need of electric power. The calculation accuracy is estimated, recommendations for software users are given and ways for its improvement are offered.

Key words: space vehicle solar cell calculation, ISS 3D-model, current-voltage characteristics of solar cells, telemetry data from Russian Segment of ISS.

 

rmilov V.., Kazankin F.., Potabachny L.., Emlin R.V., Morozov P..
Investigation of inluence of magnetic ield on thrust of high-voltage nanosecond pulsed plasma thruster

The paper presents thrust measurement results for a mockup of pulsed plasma thruster when the discharge area is exposed to an external magnetic field. A pulsed generator with 1 J inductive energy storage and semiconductor opening switch serves as a voltage source for the thruster mockup. The voltage pulse duration is 60 ns at amplitude of 250 kV. The applied magnetic field coming up to 8 mT in the discharge field is co-directional with the electric field of the discharger. The thrust pulse measurements show that with the magnetic field available the pulse increases from 1,7 to 2,3 µNs. The estimates show that under these experimental conditions electrons in the discharge are fixed in a magnetic field. This results in increase of plasma temperature and ionization degree, which causes a pulse increase. Therefore, the magnetic field parallel to the discharge is a factor enabling to improve the performance of pulsed plasma thrusters.

Key words: pulsed plasma thruster, nanosecond pulsed discharge, magnetic field.

 

ROBOTS, MECHATRONICS AND ROBOTIC SYSTEMS

Yaskevich A.V.
Algorithms for contact parameters determination during math simulation of spacecraft docking and berthing

Spacecraft docking and berthing are realized using active and passive docking units, whose guiding surfaces provide decreasing of relative lateral and angular misalignments during approach. Complex shapes of these surfaces decrease the number of degrees of freedom and a relative motion volume of joining units during approach. Theses surfaces are not arbitrary, they are presented as a combination of geometrical elements described by first up to fourth order equations. This feature is taken into account when developing methods for describing surfaces and algorithms for calculation of contact parameters. Elements of guiding surfaces are presented by geometrical primitives or theirs ordered sets. An algorithm for contact possibility estimation and for calculation of contact parameters is developed for each pair of such primitives on the base of simple analytical formulas. Such surface elements as a truncated cone, cylinder, torus or theirs fragment are presented by ordered sets of geometrical primitives of a lower order, and a dichotomy algorithm, with these analytical formulas at each iteration step, is used for theirs contact possibility estimation. All above mentioned provide a real time simulation of docking and berthing.

Key words: spacecraft, docking, berthing, contact interaction, contact parameters.

 

SYSTEMS ANALYSIS, CONTROL AND DATA PROCESSING

Semena N.P.
Nesting of mathematical thermal model of the Russian ACS instrument in the TGO European spacecraft integrated model of the ExoMars mission

It is shown on the example of ExoMars that problem of combining mathematical thermal models of separate device in the unified instruments assembly model can be solved with help of nodal method, based on the graph algorithm. Despite the nodal models simplicity they have benefits which do nodal models extremely useful for space devices modeling.
This method has been applied to nesting of Russian ACS instrument thermal model in ExoMars European instruments assembly model. Comparison of calculation results and telemetric temperatures of ACS shows that nodal modeling errors can be lowered to the level at which the nodal models can be used as the main simulation instruments for space devices.

Key words: mathematical thermal modeling, thermal mode of space devices, nodal thermal model, inverse thermal problem, ExoMars mission.

 

Glebov I.V., Kogan I.L.
On the adequacy of the simulation model of functioning carbon dioxide recycling system of habitable space objects

The paper concentrates on the issues confirming the adequacy of the simulation model of a newly developed carbon dioxide recycling system (DRS). The justification of the criterion of adequacy of the simulation model is provided. To verify the adequacy of the simulation model, the results of computational experiments are compared with the data obtained during testing of design and technological model of DRS. Criteria for testing hypotheses about the homogeneity of samples of different series of measurements are problems of statistical analysis. To evaluate the results of computational experiments, mean values of samples and dispersions (variances) were compared with the results obtained during testing of the design and technological model of DRS. A comparative analysis of the experimentally obtained values of the main indicator of the system function, i. e. a water yield with the results of computational experiments is presented

Key words: simulation model, criterion of adequacy, carbon dioxide recycling system, statistical analysis, indicators of applicability.

 

DOWNLOAD
 3 (22) july - september 2018

Русский
На главную Написать письмо Контакты Карта сайта

Аннотации

№ 3 (22) июль-сентябрь 2018

Журнал "Космическая техника и технологии"
№ 3 (22), 2018

Содержание номера

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чванов В.К., Судаков В.С. Лёвочкин П.С.
Современные жидкостные ракетные двигатели АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко». Состояние программ и перспективы (к 110-летию со дня рождения академика В.П. Глушко)

Рассмотрено состояние программ по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) АО «НПО Энергомаш». НПО Энергомаш ведет свою историю с мая 1929 г., когда под руководством В.П. Глушко было создано подразделение в структуре Газодинамической лаборатории в Ленинграде по разработке ракетных двигателей и ракет. Академик В.П. Глушко был многие годы руководителем этого предприятия, он является основоположником отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, выдающимся ученым и конструктором, одним из пионеров ракетно-космической техники, генеральным конструктором системы «Энергия–Буран». Именно для сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» были разработаны самые мощные в мире ЖРД РД-170, которые стали основой для создания в НПО Энергомаш большого семейства кислородно-керосиновых ЖРД. Представлены краткие результаты выполнения программ разработки и последующей эксплуатации семейства кислородно-керосиновых ЖРД с дожиганием окислительного генераторного газа, созданного на базе ЖРД РД-170/171, разработанных для ракет-носителей «Энергия» и «Зенит». Приведены основные характеристики двигателей РД-170/171, РД-180, РД-191 и РД-181. Рассказано о поставленных задачах по разработке двигателя РД-171МВ для РН «Союз-5» и перспективах дальнейшей эксплуатации и модернизации семейства кислородно-керосиновых ЖРД АО «НПО Энергомаш».

Ключевые слова: жидкостные ракетные двигатели, НПО Энергомаш, академик В.П. Глушко, разработка ракетных двигателей.

 

Безяев И.В., Стойко С.Ф.
Обзор проектов пилотируемых полетов к Марсу

Рассмотрена история некоторых проектов пилотируемых полетов к Марсу в США и нашей стране, описаны особенности конструкции межпланетных кораблей и проведена реконструкция их внешнего облика. Представлены сегодняшние концепции, проекты, планы, перспективы исследования и освоения Марса. Предложены стратегия и задачи первых пилотируемых экспедиций на Марс, возможный облик и характеристики многоразового межпланетного экспедиционного комплекса (включая межпланетный орбитальный корабль, энергодвигательный комплекс, взлетно-посадочный комплекс, корабль доставки и возвращения экипажа), способного выполнять задачи по пилотируемым исследованиям межпланетного пространства от Венеры до Марса, включая Луну, спутники Марса и астероиды, с учетом современных требований по обеспечению безопасности и относительно низкой стоимости межпланетного комплекса. Предложен к рассмотрению вариант многоразового межпланетного комплекса с использованием жидкостной ракетной двигательной установки и аэрозахвата в атмосферах планет.

Ключевые слова: пилотируемая экспедиция к Марсу, история проектов пилотируемых межпланетных кораблей, межпланетный экспедиционный комплекс, аэрозахват в атмосферах планет.

 

АЭРОДИНАМИКА И ПРОЦЕССЫ ТЕПЛООБМЕНА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Салосина М.О.
Оптимизация многослойного теплозащитного экрана солнечного зонда

Рассматривается задача оптимального выбора толщин слоев многослойного теплозащитного покрытия минимальной массы с учетом ограничений на допустимые температуры на границах слоев. Для решения оптимизационной задачи используется вычислительная схема, объединяющая метод спроектированного лагранжиана с квадратичной подзадачей и метод штрафной функции. Метод штрафной функции, характеризуемый большой областью сходимости, обеспечивает поиск хорошего начального приближения для метода спроектированного лагранжиана, обладающего отличными свойствами локальной сходимости. В качестве примера использования разработанного алгоритма и соответствующего программного обеспечения рассматривается задача выбора оптимальных толщин слоев теплозащитного экрана солнечного зонда, подвергающегося в процессе эксплуатации высокоинтенсивным радиационным тепловым нагрузкам. Приведены основные характеристики высокотемпературных материалов, представляющих интерес для использования в конструкции экрана солнечного зонда, и результаты расчета толщин двухслойного экрана с учетом зависимости теплофизических свойств материалов слоев от температуры и излучения с нагретой поверхности экрана.

Ключевые слова: солнечный зонд, тепловая защита, многослойный экран, оптимальное проектирование.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Жихарев Д.Ю.
Концепция оптимизации экрана для защиты оборудования космического аппарата от источников электромагнитных помех в ближней зоне излучаемого поля

В статье рассматривается концепция оптимизации конструкционных параметров электромагнитных экранов с целью защиты чувствительного бортового оборудования космического аппарата от мощных электромагнитных помех в ближней зоне излучения. Цель оптимизации — подбор геометрических параметров экрана и материалов изготовления для достижения необходимой эффективности экранирования при наименьших экономических затратах. Описан метод моделирования источников электромагнитных помех в виде эквивалентных генераторов и излучаемых ими полей. Данный метод основан на использовании измерений напряженности поля от реальных бортовых приборов, что существенно повышает точность моделей. Представлен метод расчета электрической составляющей электромагнитного поля, генерируемого источником, в ближней зоне. Рассмотрен метод расчета проникающего электрического поля сквозь экран. Представлен алгоритм получения исходных данных для оптимизации параметров экранов для мощных источников электромагнитных помех на борту космического аппарата.

Ключевые слова: космический аппарат, электромагнитная совместимость, экранирование, моделирование, электрическое поле, напряженность поля.

 

ПРОЧНОСТЬ И ТЕПЛОВЫЕ РЕЖИМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Авершьева А.В., Бобылев С.С., Межин В.С.
Опыт верификации параметров нагружения силовой конструкции корпуса и оборудования космического аппарата

Одной из важнейших задач, которые должны быть решены в процессе проектирования и создания объектов космической техники, является динамический анализ нагрузок. Результатом такого анализа для космических аппаратов является определение параметров нагружения (внутренних усилий, моментов и ускорений) для силовой конструкции корпуса, а также отдельных компонентов конструкции космических аппаратов, таких как солнечные батареи, рефлекторы антенн, топливные емкости и другие элементы оборудования. В статье обобщается опыт верификации параметров нагружения силовой конструкции корпуса и оборудования одного из разработанных РКК «Энергия» космического аппарата с переходной фермой. При разработке обобщенной конечноэлементной модели рассматриваемый объект исследования условно разделен на парциальные конструкции. Для каждой парциальной конструкции разработана индивидуальная конечноэлементная модель. Верификация парциальных динамических моделей проведена на основе результатов модальных и/или вибропрочностных (на этапе определения амплитудно-частотных характеристик) испытаний. Верифицированные парциальные модели с использованием метода синтеза парциальных динамических характеристик объединены в обобщенную конечноэлементную модель. По результатам анализа связанных нагрузок, проведенного организацией – разработчиком ракеты-носителя, определены нагрузки в основных интерфейсах корпуса космического аппарата, а также условные спектры эксплуатационных перегрузок в узлах крепления основных агрегатов навесного оборудования.

Ключевые слова: анализ связанных нагрузок, параметры нагружения, парциальная конечноэлементная модель, обобщенная конечноэлементная модель, верификация, модальные испытания, вибропрочностные испытания, метод синтеза, спектры перегрузок, агрегаты навесного оборудования.

 

Топильская С.В., Бородулин Д.С., Корнюхин А.В.
Обеспечение стойкости к механическим воздействиям малогабаритного гироскопического измерителя вектора угловой скорости

В статье представлен малогабаритный гироскопический измеритель вектора угловой скорости (МБИС) разработки и изготовления НИИ ПМ имени академика В.И. Кузнецова на базе динамически настраиваемого гироскопа с газодинамической опорой. В статье даны общие технические характеристики гироскопического прибора (габаритно-массовые параметры, точность измерения, количество измерительных осей, ресурс работы, энергопотребление и т. д.). В работе представлены преимущества и недостатки выбранного гироскопа (динамически настраиваемого) в качестве чувствительного элемента. Преимуществами данного выбора являются средняя точность измерения прибора при небольших габаритно-массовых характеристиках и длительный ресурс работы. Недостаток — необходимость применения специальных систем в составе гироскопических приборов (типа МБИС), предназначенных для защиты чувствительных элементов от внешних механических воздействий, возникающих при выведении ракетой-носителем космического аппарата. В статье изложены основные принципы обеспечения стойкости к таким воздействиям. Приведена универсальная расчетная модель системы амортизации прибора. Представлены теоретические результаты моделирования и практические результаты натурных механических испытаний прибора МБИС. Практический результат работы состоит в создании универсальной расчетной модели системы амортизации прибора МБИС на основе теоретических изысканий и результатов практической отработки. Универсальная расчетная модель позволяет выбирать конструктивные параметры системы амортизации прибора на этапе проектирования приборов, не проводя доработок опытных образцов.

Ключевые слова: гироскопический измеритель, стойкость прибора, механические воздействия

 

ТЕПЛОВЫЕ, ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
И ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Ахмедов М.Р., Бидеев А.Г., Макарова Е.Ю., Сазонов В.В., Хамиц И.И.
Сравнительный анализ расчетной и экспериментальной производительности солнечных батарей орбитального космического аппарата на примере служебного модуля Российского сегмента МКС

Представлен сравнительный анализ расчетной и экспериментальной производительности солнечных батарей служебного модуля Российского сегмента Международной космической станции (МКС). Расчет выполнен с использованием специального программного обеспечения, учитывающего эффект частичного затенения солнечных батарей конструктивными элементами МКС. Алгоритм программного обеспечения предусматривает определение светотеневой картины на солнечных батареях методом трассировки лучей с последующим вычислением электрического тока путем решения уравнений баланса напряжения. В качестве исходных данных использованы трехмерная компьютерная модель МКС, параметры орбиты, ориентации станции и подвижных элементов; вольтамперные характеристики фотоэлектрических преобразователей и блокирующих диодов. Проведен сравнительный анализ расчетных графиков показаний телеметрических датчиков, анализ выполнен для моментального и интегрального тока солнечных батарей. В результате выделены следующие факторы, влияющие на точность расчета: упрощение расчетной геометрической модели, засветка солнечных батарей отраженным от Земли светом, а также невозможность точного учета ориентации затеняющих элементов МКС (солнечных батарей и радиаторов Американского сегмента) из-за ее зависимости от текущей потребности МКС в электроэнергии. Выполнена оценка погрешности расчета, даны рекомендации о применении программного обеспечения, показаны пути совершенствования методики расчета.

Ключевые слова: расчет солнечных батарей космических аппаратов, трехмерная модель МКС, вольтамперные характеристики фотоэлектрических преобразователей, телеметрическая информация Российского сегмента МКС.

 

Ермилов В.А., Казанкин Ф.А., Потабачный Л.А., Емлин Р.В., Морозов П.А.
Исследование влияния внешнего магнитного поля на величину тяги высоковольтного наносекундного импульсного плазменного двигателя

В работе представлены результаты измерения импульса тяги макета импульсного плазменного двигателя при воздействии внешнего магнитного поля на область разряда. Источником напряжения для макета двигателя служит генератор импульсов с магнитным накопителем энергии на 1 Дж и полупроводниковым обострителем тока. Длительность импульса напряжения составляет 60 нс при амплитуде 250 кВ. Приложенное магнитное поле сонаправлено с электрическим полем в разрядном промежутке, достигая 8 мТл в области протекания разряда. Измерения импульса тяги показывают, что при наличии магнитного поля он возрастает с 1,7 до 2,3 мкН·с. Оценки показывают, что в данных экспериментальных условиях электроны в разряде являются замагниченными. Это приводит к увеличению температуры и степени ионизации плазмы, что обусловливает увеличение импульса тяги. Таким образом, параллельное разряду магнитное поле является фактором, способным повысить рабочие характеристики импульсных плазменных двигателей.

Ключевые слова: импульсный плазменный двигатель, наносекундный импульсный разряд, магнитное поле.

 

РОБОТЫ, МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Яскевич А.В.
Алгоритмы определения параметров контактов при моделировании стыковки и причаливания космических аппаратов

Стыковка или причаливание космических аппаратов реализуется с использованием активного и пассивного агрегатов, направляющие поверхности которых обеспечивают уменьшение их относительных боковых и угловых рассогласований в процессе сближения. Сложные формы этих поверхностей уменьшают число степеней свободы и объем относительного движения в процессе сближения соединяемых агрегатов. Эти поверхности не являются произвольными и представляют собой наборы геометрических элементов, которые описываются уравнениями от первого до четвертого порядка. Эта особенность учтена при разработке способов описания поверхностей и в алгоритмах определения параметров их контакта. Элементы поверхностей представляются единичными геометрическими примитивами или их упорядоченными множествами. Для каждой пары примитивов разработан алгоритм оценки возможности контакта и расчета его параметров на основе простых аналитических выражений. Элемент поверхности в виде усеченного конуса, цилиндра, тора или их фрагментов представляется упорядоченным множеством геометрических примитивов более низкого порядка, а для определения возможности контакта применяется алгоритм дихотомии, на каждой итерации которого используются аналитические решения. Все вышеупомянутое обеспечивает моделирование процессов стыковки и причаливания в реальном времени.

Ключевые слова: космический аппарат, стыковка, причаливание, контактное взаимодействие, параметры контакта.

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Семена Н.П.
Встраивание математической тепловой модели российского приборного комплекса ACS в общую модель европейского космического аппарата TGO миссии ExoMars

В статье на примере проекта ExoMars показано, что проблема сопряжения математических тепловых моделей приборов при их объединении в общий приборный комплекс решается за счет использования узлового метода моделирования, основанного на методе графов. Несмотря на свою простоту, узловые математические тепловые модели имеют ряд преимуществ, делающих их незаменимыми для моделирования тепловых режимов космических устройств. Данный метод был применен для встраивания тепловой модели российского прибора ACS в модель европейского приборного комплекса ExoMars. Сравнение результатов математического моделирования и телеметрических данных температур ACS показывает, что ошибки моделирования узловым методом могут быть снижены до уровня, позволяющего использовать узловые модели в качестве основных расчетных инструментов для космических устройств.

Ключевые слова:

 

Глебов И.В. Коган И.Л.
Об адекватности имитационной модели функционирования системы переработки диоксида углерода обитаемых космических объектов

Статья посвящена рассмотрению вопросов подтверждения адекватности имитационной модели функционирования вновь разрабатываемой системы переработки диоксида углерода (СПДУ). Приведено обоснование критерия адекватности имитационной модели. Для проверки адекватности имитационной модели выполнено сравнение результатов вычислительных экспериментов с данными, полученными при испытаниях конструкторско-технологического макета СПДУ. Критерии проверки гипотез об однородности выборок разных серий измерений представляют собой задачи статистического анализа. Для оценки результатов вычислительных экспериментов проведено сравнение средних значений выборок и рассеяний (дисперсий) с результатами, полученными при испытаниях конструкторско-технологического макета СПДУ. Представлен сравнительный анализ экспериментально полученных значений основного показателя назначения системы — «выход по воде» с результатами вычислительных экспериментов.

Ключевые слова: имитационная модель, критерий адекватности, система переработки диоксида углерода, статистический анализ, показатель назначения.

 

СКАЧАТЬ НОМЕР
№ 3 (22) июль — сентябрь 2018