English

Abstracts

 1 (20) january-march 2018

The Space Engineering and Technology magazine
 1 (20), 2018

Contents

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN AEROSPACE ACTIVITIES

Shevchenko V.V.
Utilization of the asteroid subject on the Moon a more economic way to obtain cosmic resources of high value

In recent years, in analytical reviews, experts are increasingly paying attention to the growing scarcity of rare and rare-earth elements necessary for the development of advanced technologies in modern industry. To solve this problem, in the future, projects were proposed for the utilization of a substance of asteroids approaching the Earth. Despite the difficulties of seizing, transporting and further developing such an object in space, this way of solving the problem seemed technologically feasible and cost-effective justified. A 10-m iron-nickel asteroid could contain up to 75 tons of rare and rare-earth metals, primarily platinum-group metals, which is equivalent to a commercial price of about $2.8 billion in 2016 prices. In this paper it is shown that the utilization of an asteroid substance entering the lunar surface can be technologically more simple and economically more cost-effective. Until now, it was believed that the lunar impact craters do not contain the rocks of the asteroids that formed them, since at high velocities the impactors evaporate during a collision with the lunar surface. According to the latest research, it turned out that at a fall rate of less than 12 km /s the drummer can partially survive in a mechanically fractured state. Consequently, the number of possible resources present on the lunar surface can be attributed to nickel, cobalt, platinum and rare metals of asteroid origin. The calculations show that the total mass, for example, of platinum and platinoids on the lunar surface as a result of the fall of asteroids may amount to 14.1 million tons.

Key words: The moon, lunar resources, asteroids, the chemical composition of asteroids, rare metals, rare earth metals, impact processes on the Moon, space technology for the development of asteroids, the processes of bringing an asteroid substance to the moon.

 

Belyaev M.Yu., Karasev D.V., Matveeva T.V., Rulev D.N.
Progress cargo vehicles in orbital-station programs (dedicated to the 40th anniversary of the worlds irst cargo vehicle space light to an orbital station)

Missions of the first-generation orbital stations demonstrated that in order to support their long-term efficient operation in orbit it was necessary to have regular deliveries of propellant for the propulsion system, consumables and food for the crew, spares for onboard systems, new hardware for station utilization, etc.. To address these concerns, in 1973 RSC Energia began to develop a new cargo transportation spacecraft based on the already proven design of the manned Soyuz spacecraft, and by the end of 1977 the first flight model was ready. The launch of Progress-1 took place forty years ago on January 20, 1978, and on January 22, 1978 the logistics spacecraft docked with the orbital station Salyut-6, which marked the beginning of many years of successful operation of the world's first logistics spacecraft. By now, all those Progress spacecraft that were successfully put into orbit, have docked with orbital stations and completed the cargo delivery program. Instrumental in successful operation of Progress spacecraft were mission control methods that were developed for them and enabled reliable performance of transportation operations even in contingency situations. From 1978 onwards, the mission plans of many logistics spacecraft that flew to stations Salyut, Mir, and the International Space Station included space experiments and studies. New methods and technologies were developed for conducting experiments wit the use of logistics spacecraft. They permitted to launch satellites into higher orbits, to study Earth and its atmosphere and carry out many other research tasks. The proposed methods also provided the level of microaccelerations in the Progress logistics spacecraft that was required for conducting experiments in microgravity.

Key words: logistics spacecraft Progress, orbital station, mission plan, control methods, technologies for conducting experiments.

 

FLYING VEHICLES ENGINEERING, DESIGN AND MANUFACTURING

Avershyev A.S., Bobylev S.S., Falin K.A.
The updated veriication procedure of detailed inite element structural models of rocket-space technology for analysis of dynamic loading in light by the example of the Progress MS cargo transport vehicle

The verification procedure of detailed finite element structural models of rocket-space technology products (spacecraft, launch vehicles, etc.) described in this article extends the capabilities of their verification based on the results of modal tests as it includes additional phases to update the model parameters including the results of actual measurements in operation of these structures. The stiffness properties of structural elements models and dynamic characteristics of structures are updated during the verification procedure. Such a verification procedure makes it possible to obtain qualitatively better models considering the actual operating conditions for structures. The models verified in this way can be used to analyze dynamic loading of structures with a high level of accuracy and also to restore the actual dynamic behavior in operation.

Key words: spacecraft, launch vehicle, dynamic loading analysis, detailed finite element model, verification, modal tests, dynamic characteristics, stiffness properties.

 

Akkuratov I.L., Alyamovskiy A.I., Vinogradov A.S., Gerasimova T.I., Zemtsova E.V., Kirillov S.V., Kopyl N.I., Magzhanov R.M., Senkovskiy A.N., Sokolova S.P., Shcherbakov E.V.
Results of studies into the properties of carbon iber-reinforced plastics based on various polymer binders, viewed as candidates for manufacturing structures for space hardware

Selected for manufacturing structures of space hardware that have to bear high loads (primary structure of the front heat shield, aerodynamic shell, propulsion section body and pressurized habitable compartment) are composite materials carbon fiber-reinforced plastics that have high specific strength and stiffness as compared with traditional structural materials. This article provides results of experimental studies on carbon plastics based on various carbon filler and polymer binders: PSB250/A, PSB250/B, PSB250/V, 22500/NIKAM-RS, KMKU-4m.175, KMU-4E, KMKU3.150.E01. The studies resulted in determining the following properties: mechanical, thermal, optical, electrical, off-gassing level in vacuum, material samples leakage using helium/air mixture, safe use parameters, including toxicology and fire safety and microbiological resistance. These properties are required for the design analysis of the above structures.

Key words: carbon fiber-reinforced plastic, binders, carbon fiber-reinforced plastics, pressurized habitable compartment, composite materials.

 

FLYING VEHICLES STRENGTH AND THERMAL ENVIRONMENTS

Stavitskiy I.B., Ryabtseva A.V., Kaminskaya V.S.
Optimization of electrical discharge machining process for titanium alloy BT14 based on the solution of the heat task of moving the boundary of the phase conversion of material

The results of theoretical studies of titanium alloy machinability by electrical discharge machining based on the solution of the heat problem of moving the boundary of the phase conversion of material are presented in this article. The description of the computer program developed for solving the above-mentioned heat problem is given. The procedure of defining rational modes of electrical discharge machining of titanium alloy 14 is proposed and recommendations are given for the purpose intended. The minimum heat flux density and the duration required to implement the process of electrical discharge machining of titanium alloy BT14 are determined. The dependence of the minimum pulse duration of the heat flux on the heat flux density is established at which the electrical discharge machining of titanium alloy BT14 is possible. The following is determined: the maximum pulse duration of the acting heat flux which results in the greatest removal of alloy BT14 per pulse; the effective duration of the heat flux providing the maximum efficiency of the process of electrical discharge machining of titanium alloy.

Key words: electrical discharge machining, heat task, heat flux density, electrical pulse duration, titanium alloy BT14, modes of electrical discharge machining, machinability of titanium alloy BT14.

 

FLYING VEHICLES THERMAL, ELECTRIC PROPULSION ENGINES AND POWER GENERATING SYSTEMS

Kirenkov V.V., Mikitenko V.G., Sirosh A.N.
Determining the actual values of specific impulse for the main engines of the Block DM upper stages as a routine inverse problem

One of the most important parameters for space launcher vehicles (including Block DM upper stages) to be determined from flight test results is sp, which is the actual value of the main engine specific impulse. The importance of this parameter lies in the fact that, on the one hand, it is what meeting the upmass performance requirements depends on, and on the other hand, it is one of the main diagnostic parameters of propulsion systems. Traditionally, the most common method for solving such a problem under conditions where direct measurements of this parameter are impossible is the use of the classical Tsiolkovsky formula with inputs from mass-weight analysis. However, experience has shown that this method, due to the low accuracy of such inputs does not provide the required accuracy of the sp estimates, and in some cases is not applicable at all. This paper shows how the use of some peculiar aspects of the variable-mass mechanics permits to solve such a problem. This is achieved through stating a classical inverse problem where mass properties are treated not as inputs, but rather as perturbing factors with respect to design values. The discussed methodology of stating and solving inverse problems can also be recommended for other similar problems in evaluating test results when direct measurements of monitored parameters are impossible. It was used for evaluating sp for upper stages similar to Block DM, as well as parameters with other physical meaning, for which the available measurements made it possible to state an inverse problem.

Key words: upper stage, mass properties, specific impulse, inverse problem.

 

FLYING VEHICLES DYNAMICS, TRAJECTORY AND MOTION CONTROL

Salmin V.V., Starinova O.L., Chetverikov A.S., Bryukhanov N.A., Khamits I.I., Filippov I.M., Lobykin A.A., Burylov L.S.
Trajectory design analysis of transport operations of an electrically propelled space tug during transfers to geostationary orbit, orbit around the Moon and to libration points in the EarthMoon system

A trajectory design analysis has been conducted for transfers of an electrically propelled space tug with a solar power system from low-Earth orbit to geostationary orbit, low lunar orbits, and to libration points with return to the parking orbit. The analyses were done for a range of the tug design parameters, which were selected by varying exhaust velocities (specific impulse) of the propellant. Taken into account was the fact that the thrust efficiency of actual engines varies according to the operational mode and usually increases with an increase in the exhaust velocity. Two options for the solar power generating system were considered: one based on existing photovoltaic converters having a 28% efficiency; and the other based on advanced photovoltaic converters having an up to 40% efficiency. The analysis has demonstrated the feasibility in principle of efficient use for transportation operations in the Earth-Moon system of an electricallypropelled tug with an about 400 kW solar power-generating system.

Key words: trajectory design analysis, transport operation, trajectory plan, design parameters, space tug, electrically-propelled space tug, electric propulsion, geostationary orbit, lunar orbit, libration points.

 

Mezhin V.S., Obukhov V.V.
The development and experimental veriication of solar array in folded coniguration dynamic inite element model with taking into account an air environment

During launchers take-off, spacecraft and its equipment units are subjected to intensive vibration and acoustic loads. The structure analysis of equipment that is characterized by small mass and big surface square of some structure elements (in particular, solar arrays in folded configuration) to such type loads is very actual and carried out by many aerospace companies. The aim of this study is development and experimental verification of spacecraft solar array in folded configuration dynamic finite element model with taking into account an air environment action. Realization of the mentioned aim has been made based on the one of spacecrafts solar array that has been developed by RSC Energia. Short description of solar array mathematic (dynamic) model is presented. The modelling is realized with taking into account environmental air action. Dynamic model verification was implemented based on frequency response functions determined under solar array (in folded configuration) vibration strength tests which was a part of general qualification testing program. The model developed is dedicated for making loads calculations for low frequency range up to 100 Hz. Using the calculation results and experimental data comparison, the analysis has been implemented and corresponding conclusions about air environment influence on solar array structure's dynamic parameters has been made.

Key words: air environment, spacecraft, solar array, folded configuration, finite-element dynamic model, dynamic model verification, frequency response function, structure's dynamic parameters.

 

ROBOTS, MECHATRONICS AND ROBOTIC SYSTEMS

Rasskazov Ya.V., Yaskevich A.V.
Using cylindrical inite elements in the spiral spring tape angular deformation model of docking mechanism damper

Specified damping features of advanced spacecraft docking mechanisms can be realized using attenuation elements based on spiral tape springs with nonlinear stiffness behavior. The existing approximate engineering methods allow to calculate certain parameters of constant-width spiral springs operating only in a clockwork mode, when resistance torque is close to constant on the whole range of angular movement. The required nonlinear stiffness behavior can be realized only by using a width-variable tape spring. New cylindrical finite elements are proposed in this paper for describing a shape of such tape spring. The calculating algorithm for spring deformation under torque is considered. A variation of the torque value makes it possible to determine the spring stiffness behavior. The described model and deformation calculating algorithm for the spiral tape-spring form the basis for analysis and synthesis of spring attenuation elements for future docking mechanisms.

Key words: spacecraft docking mechanism, spiral tape spring, cylindrical finite element, numerical method of deformation calculation.

 

DOWNLOAD
 1 (20) january-march 2018

Русский
На главную Написать письмо Контакты Карта сайта

Аннотации

№1(20) январь-март 2018

Журнал "Космическая техника и технологии"
№1(20), 2018

Содержание номера

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шевченко В.В.
Утилизация привнесенного на Луну астероидного вещества — экономичный путь к получению космических ресурсов высокой ценности

В последние годы в аналитических обзорах эксперты все чаще обращают внимание на рост дефицита редких и редкоземельных элементов, необходимых для развития передовых технологий в современной промышленности. Для решения этой проблемы в будущем были предложены проекты утилизации вещества астероидов, сближающихся с Землей. Несмотря на сложности захвата, транспортировки и последующей разработки в космосе подобного объекта, такой путь решения задачи казался технологически возможным и рентабельно оправданным. Железо-никелевый астероид размером 10 м в поперечнике мог бы содержать до 75 т редких и редкоземельных металлов, прежде всего металлов платиновой группы, что эквивалентно коммерческой стоимости в ценах 2016 г. примерно $2,8 млрд. В данной работе показано, что утилизация астероидного вещества, поступающего на лунную поверхность, может оказаться технологически более простой и экономически более рентабельной. До настоящего времени считалось, что лунные ударные кратеры не содержат пород образовавших их астероидов, так как при высоких скоростях падения ударники испаряются в процессе столкновения с поверхностью Луны. Согласно последним исследованиям выяснилось, что при скорости падения меньше 12 км/с ударник может частично сохраниться в механически раздробленном состоянии. Следовательно, к числу возможных ресурсов, присутствующих на лунной поверхности, можно отнести никель, кобальт, платину и редкие металлы астероидного происхождения. Приводимые расчеты показывают, что общая масса, например, платины и платиноидов на поверхности Луны в результате падения астероидов может составить до 14,1 млн т.

Ключевые слова: Луна, лунные ресурсы, астероиды, химический состав астероидов, редкие металлы, редкоземельные металлы, ударные процессы на Луне, космические технологии разработки астероидов, процессы привнесения астероидного вещества на Луну.

 

Беляев М.Ю., Карасев Д.В., Матвеева Т.В., Рулев Д.Н.
Грузовые корабли «Прогресс» в программах орбитальных станций (к 40-летию первого в мире полета грузового корабля к орбитальной станции)

Полеты орбитальных станций первого поколения показали, что для обеспечения их длительного эффективного функционирования на орбите необходима регулярная доставка топлива для двигательной установки, расходуемых материалов и пищи для поддержания жизнедеятельности экипажа, запасных частей для служебных бортовых систем, нового целевого оборудования и т. д. Для решения этих задач в 1973 г. РКК «Энергия» начала разработку нового транспортного грузового корабля (ТГК) на базе уже испытанного пилотируемого корабля «Союз», и к концу 1977 г. был готов первый летный образец. Запуск корабля «Прогресс-1» состоялся сорок лет назад — 20 января 1978 г., а 22 января 1978 г. была выполнена автоматическая стыковка ТГК к орбитальной станции «Салют-6», положившая начало многолетней успешной эксплуатации первого в мире грузового корабля. К настоящему моменту все штатно выведенные на орбиту корабли «Прогресс» были состыкованы с орбитальными станциями, выполнив программу доставки грузов. Успешной эксплуатации ТГК «Прогресс» способствовали разработанные методы управления их полетами, которые позволили надежно решать задачи выполнения транспортных операций даже при возникновении нештатных ситуаций. Начиная с 1978 г., в программы полета многих грузовых кораблей к станциям «Салют», «Мир» и Международной космической станции включались космические эксперименты и исследования. Для проведения экспериментов с помощью ТГК были разработаны новые методы и технологии. Они позволили осуществлять запуск спутников на более высокие орбиты, изучать Землю и ее атмосферу и решать многие другие исследовательские задачи. Предложенные методы также обеспечили заданный уровень микроускорений на ТГК «Прогресс», необходимый для проведения экспериментов в области микрогравитации.

Ключевые слова: транспортный грузовой корабль «Прогресс», орбитальная станция, программа полета, методы управления, технологии проведения экспериментов.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Авершьев А.С., Бобылев С.С., Фалин К.А.
Процедура проведения уточненной верификации подробных конечноэлементных моделей конструкций ракетно-космической техники для анализа динамических нагружений в полете на примере транспортного грузового корабля «Прогресс МС»

Описанная в данной статье процедура проведения верификации подробных конечно-элементных моделей конструкций изделий ракетно-космической техники (космических аппаратов, ракет-носителей и т. п.), расширяет возможности их верификации по результатам модальных испытаний, так как включает в себя дополнительные этапы уточнения параметров моделей, в т. ч. и по результатам фактических измерений при эксплуатации конструкций. В процессе верификации уточняются жесткостные характеристики моделей элементов конструкций и динамические характеристики конструкций. Такая процедура проведения верификации позволяет получить качественно лучшие модели, учитывающие фактические условия эксплуатации конструкций. Верифицированные таким образом модели могут быть использованы для проведения анализа динамического нагружения конструкций с высокой степенью точности, а также для восстановления фактического динамического поведения при эксплуатации.

Ключевые слова: космический аппарат, ракета-носитель, анализ динамического нагружения, подробная конечно-элементная модель, верификация, модальные испытания, динамические характеристики, жесткостные характеристики.

 

Аккуратов И.Л., Алямовский А.И., Виноградов А.С., Герасимова Т.И., Земцова Е.В., Кириллов С.В., Копыл Н.И., Магжанов Р.М., Сеньковский А.Н., Соколова С.П., Щербаков Э.В.
Результаты исследований свойств углепластиков на основе различных полимерных связующих, перспективных для изготовления конструкций космической техники

Для изготовления высоконагруженных конструкций космической техники (силовой каркас лобового теплозащитного экрана, аэродинамическая оболочка, корпус двигательного отсека и гермозамкнутый обитаемый отсек) выбраны композиционные материалы — углепластики, имеющие высокие удельные характеристики прочности и жесткости в сравнении с традиционными конструкционными материалами. В настоящей статье приведены результаты экспериментальных исследований углепластиков на основе различных углеродных наполнителей и полимерных связующих: ПСБ250/А, ПСБ250/Б, ПСБ250/В, 22500/НИИКАМ-РС, КМКУ-4м.175, КМУ-4Э, КМКУ3.150.Э01. В результате проведенных исследований определены следующие характеристики: физико-механические, теплофизические, оптические, электрофизические, уровень газовыделения в вакууме, степень негерметичности образцов материалов по гелиево-воздушной смеси, параметры безопасного применения, включая токсикологическую и пожарную безопасность и микробиологическую стойкость. Эти характеристики необходимы для проектного расчета указанных выше конструкций.

Ключевые слова: углепластик, связующие, конструкции из углепластиков, гермозамкнутый обитаемый отсек, композиционные материалы.

 

ПРОЧНОСТЬ И ТЕПЛОВЫЕ РЕЖИМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Ставицкий И.Б., Рябцева А.В., Каминская В.С.
Определение рациональных режимов электроэрозионной обработки титанового сплава ВТ14 на основе решения тепловой задачи о перемещении границы фазового превращения материала

В статье представлены результаты теоретических исследований обрабатываемости титанового сплава методом электроэрозионной обработки, основанные на решении тепловой задачи о перемещении границы фазового превращения материала. Приведено описание компьютерной программы для решения названной тепловой задачи. Предложена методика определения рациональных режимов электроэрозионной обработки титанового сплава ВТ14 и даны рекомендации по их назначению. Определены минимальные плотность теплового потока и время его действия, необходимые для реализации процесса электроэрозионной обработки титанового сплава ВТ14. Установлена зависимость минимальной длительности импульса теплового потока, при которой возможна электроэрозионная обработка титанового сплава ВТ14, от плотности теплового потока. Определены максимальная длительность импульса действующего теплового потока, вызывающая наибольший съем сплава ВТ14 за один импульс; эффективная длительность теплового потока, обеспечивающая максимальную производительность процесса электроэрозионной обработки титанового сплава ВТ14.

Ключевые слова: электроэрозионная обработка, тепловая задача, плотность теплового потока, длительность электрического импульса, титановый сплав ВТ14, режимы электроэрозионной обработки, обрабатываемость сплава ВТ14.

 

ТЕПЛОВЫЕ, ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
И ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Киренков В.В., Микитенко В.Г., Сирош А.Н.
Определение фактических значений удельного импульса маршевых двигателей разгонных блоков ДМ как типовая обратная задача

Одним из важнейших параметров средств выведения (в т. ч. и разгонных блоков ДМ), подлежащих определению по результатам летных испытаний, является параметр Руд — фактическое значение удельного импульса маршевой двигательной установки. Значимость этого параметра обусловлена тем, что, с одной стороны, от него зависит выполнение требований тактико-технического задания по массе выводимого полезного груза, а с другой — он является одним из основных диагностических характеристик двигательных установок. Традиционным, наиболее распространенным методом решения такой задачи в условиях, когда невозможны прямые измерения этого параметра, является использование классической формулы Циолковского с привлечением данных массово-весового анализа. Практика показывает, однако, что такой метод из-за невысокой достоверности последних не обеспечивает требуемых точностей оценки Руд, а в ряде случаев вообще оказывается неприменимым. В настоящей статье показано, как использование особенностей механики тел переменной массы позволяет решить такую задачу. Это достигается постановкой классической обратной задачи, где массовые характеристики воспринимаются не в качестве исходных данных, а как возмущающие, относительно расчетных, факторы. Рассмотренная методология — составление и решение обратных задач — может быть рекомендована и для других подобных задач оценки результатов испытаний, когда невозможны прямые измерения контролируемых параметров. Она применялась для оценки Руд для блоков, аналогичных ДМ, а также параметров другого физического смысла, по которым при имеющемся составе измерений оказалось возможным сформулировать обратную задачу.

Ключевые слова: разгонный блок, массовые характеристики, удельный импульс, обратная задача.

 

ДИНАМИКА, БАЛЛИСТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Салмин В.В., Старинова О.Л., Четвериков А.С., Брюханов Н.А., Хамиц И.И., Филиппов И.М., Лобыкин А.А., Бурылов Л.С.
Проектно-баллистический анализ транспортных операций космического буксира с электроракетными двигателями при перелетах на геостационарную орбиту, орбиту спутника Луны и в точки либрации системы Земля – Луна

Проведен проектно-баллистический анализ перелетов электроракетного буксира с солнечной энергоустановкой с низкой околоземной орбиты на геостационарную, низкую окололунную орбиты и в точки либрации с возвращением на опорную орбиту. Расчеты проводились для диапазона проектных параметров буксира, которые выбирались путем варьирования скорости истечения (удельного импульса) рабочего тела. Учитывалось, что тяговый КПД реальных двигателей изменяется в зависимости от рабочего режима и обычно увеличивается с увеличением скорости истечения. Солнечная энергоустановка рассматривалась в двух вариантах: на основе существующих фотоэлектрических преобразователей с КПД 28%; на основе перспективных фотоэлектрических преобразователей с КПД до 40%. Проведенный анализ показал принципиальную возможность эффективного использования для транспортных операций в системе Земля – Луна электроракетного буксира с солнечной энергетической установкой мощностью порядка 400 кВт.

Ключевые слова: проектно-баллистический анализ, транспортные операции, проектные параметры, космический буксир, электроракетный двигатель, геостационарная орбита, орбита спутника Луны, точки либрации.

 

Межин В.С., Обухов В.В.
Разработка и экспериментальное подтверждение динамической конечноэлементной модели солнечной батареи в конфигурации участка выведения, учитывающей влияние воздушной среды

В процессе старта ракеты-носителя космический аппарат и его оборудование подвергаются интенсивному вибрационному и акустическому воздействию. Анализ реакции конструкции оборудования, обладающего малой массой при больших площадях составляющих его элементов (в частности, солнечных батарей в сложенном состоянии), на такое воздействие является весьма актуальным и проводится во многих аэрокосмических компаниях. Целью данной работы является разработка и экспериментальное подтверждение динамической конечно-элементной модели конструкции солнечной батареи, учитывающей влияние воздушной среды на этапе выведения на орбиту Земли в составе космического аппарата. Реализация поставленной цели осуществлена на примере одной из солнечных батарей для космических аппаратов разработки РКК «Энергия». Приводится краткое описание математической (динамической) конечно-элементной модели конструкции солнечных батарей в конфигурации участка выведения, учитывающей влияние воздушной среды. Экспериментальное подтверждение (верификация) динамической модели солнечных батарей осуществлено с использованием амплитудно-частотных характеристик, определенных при проведении вибропрочностных испытаний солнечных батарей на вибростенде. Динамическая модель предназначена для использования в расчетах нагрузок для области низких (до 100 Гц) частот. По результатам сравнения расчетных и экспериментальных данных проведен анализ и сделаны выводы о влиянии воздушной среды на динамические характеристики конструкции солнечных батарей.

Ключевые слова: воздушная среда, космический аппарат, солнечная батарея, конечно-элементная динамическая модель, экспериментальное подтверждение (верификация), конечно-элементная модель, амплитудно-частотная характеристика, динамические характеристики конструкции.

 

РОБОТЫ, МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Рассказов Я.В., Яскевич А.В.
Использование цилиндрических конечных элементов в модели угловых деформаций спиральной пружинной ленты амортизатора стыковочного механизма

Заданные свойства демпфирования перспективных стыковочных механизмов космических аппаратов могут быть обеспечены применением элементов амортизации с использованием спиральных ленточных пружин с нелинейной характеристикой жесткости. Существующие приближенные инженерные методики позволяют рассчитать отдельные параметры спиральных пружин постоянной ширины, работающих только в режиме часового механизма, когда момент сопротивления на всем угловом ходе близок к постоянному. Требуемая нелинейная характеристика жесткости может быть реализована только при использовании спиральной пружинной ленты переменной ширины. Для описания формы такой пружинной ленты в данной работе предлагается использовать новые, цилиндрические конечные элементы. Рассматривается алгоритм расчета деформации пружины крутящим моментом. Изменение величины этого момента позволяет определить характеристику жесткости. Описанная модель и алгоритм расчета деформаций ленточной спиральной пружины являются основой для анализа и синтеза параметров пружинных элементов амортизации перспективных стыковочных механизмов.

Ключевые слова: стыковочный механизм космического аппарата, спиральная ленточная пружина, цилиндрический конечный элемент, численный метод расчета деформаций.

 

СКАЧАТЬ НОМЕР
№ 1 (20) январь — март 2018