English

Abstracts

 4(19) october-december  2017

The Space Engineering and Technology magazine
 4 (19), 2017

 

Contents

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN AEROSPACE ACTIVITIES

Alyamovskiy S.N., Belyaev .Yu., Rulev D.N., Sazonov V.V., Tarasova ..
Spherical satellites: from the dawn of the space age to modern experiments (for the 60th anniversary of the launch of the first Earth satellite)

60 years ago, on October 4, 1957 the R-7 rocket developed at the Special Design Bureau No.1 led by the Chief Designer S.P. Korolev put into orbit the first ever artificial Earth satellite. To speed up the development work on the first satellite in order to make sure that our country was to be the first to launch it, it was decided that the satellite would be very simple and still have a distinctive shape.
It should be noted that satellites of spherical shape, just as it was in the case of the simplest satellite Sputnik launched 60 years ago, are still of interest from the standpoint of conducting a number of scientiic studies even today. Through observing the motion of a satellite of a perfect spherical shape, which has precisely known mass and dimensions, it is possible to determine the atmospheric density and update atmospheric model parameters. For this purpose, within the framework of space experiment Vector-T, test satellites of spherical shape are periodically launched from the International Space Station. The latest in the series of such satellites was launched on August 17, 2017 by cosmonauts S.N. Ryazansky and F.N. Yurchikhin. The paper describes methods for updating atmospheric model parameters from the motion of the test satellite and provides some examples of the calculations.

Key words: satellite of spherical shape, determining motion from measurements, space experiment, updating atmospheric model parameters.

 

FLYING VEHICLES AERODYNAMICS AND HEAT EXCHANGE PROCESSES

Dyadkin A.A., Kazakov M.I., Mikhaylov M.V., Andreev V.N., Kozlovskiy V.A.
A study of the abort rocket unit plume effects on the aerodynamics of the separation unit

To assure the safety of crews of manned transportation spacecraft during ascent in case of a launch vehicle failure, escape rocket units are used, which are designed to perform emergency separation of the re-entry vehicle with its crew from the launch vehicle and pull it away to a safe distance. At the same time, the escape rocket unit generates the required conditions for shockless separation of the re-entry vehicle and its nominal landing on the surface of the land or water. The action of the rocket unit is triggered by the abort command that can be generated by the launch vehicle control system at any point in the ascent trajectory starting from the lift-of.
In order to size the rocket stage performance, to assures stability and controllability of the separation unit, which includes the escape rocket unit, a transfer compartment and re-entry vehicle, in free light with both operational and non-operational main propulsion systems, one needs to know its aerodynamic properties in the light range of Mach numbers ∞, angles of attack α and aerodynamic roll angles φ. In this connection, of greatest difficulty is the determination of the efects the jets of the rocket unit propulsion system have on the aerodynamic properties of the separation unit and gas dynamics efects of the jets on the surface of the re-entry vehicle.
A study of aerodynamic properties of the escape system separation unit with operating propulsion system is a very challenging problem from both computational and experimental standpoints.
The paper presents results of numerical studies of aerodynamic properties of the escape system separation unit for the new-generation Russian crew transportation spacecraft, as well as the validation of the results of computational studies using experimental data obtained from a scale model in wind tunnel. The studies were done in the range of subsonic to hypersonic light velocities and variable levels of jet of-design condition.

Key words: propulsion system, separation unit, escape rocket stage.

 

FLYING VEHICLES ENGINEERING, DESIGN AND MANUFACTURING

Gukalo A.A., Zolotarev A.M., Magzhanov R.M.
Electronic simulation as a phase of developing design documentation for RSC Energia orbital station modules

One of the main tasks in development of rocket and space products using modern computer-aided design systems is to assure quality of the developed design documentation.
RSC Energia-developed electronic simulation procedure is aimed at solving this particular problem. Electronic simulation is considered as a type of works in all phase of developing the design documentation for products.
Consideration is given to a process of developing documentation for products in the preliminary design and working design documentation phases. Basic approaches to the process management are given. The results of electronic simulations of the node module of the Russian Segment of the International Space Station are presented, and their analysis is carried out, conclusions on the applicability of the proposed procedure are made.

Key words: design documentation, electronic simulation, orbital station, electronic dummy.

 

FLYING VEHICLES STRENGTH AND THERMAL ENVIRONMENTS

Plotnikov A.D., Korneeva E.Yu., Alekhova T.A., Zagustina N.A.
A study of the efects of biocorrosion damage on mechanical properties of aluminum alloys AMg6 and 1570C in the context of operating conditions on the Russian Segment of the ISS

The paper reviews the results of accelerated biocorrosion tests on samples of two aluminum alloys used in the construction of manned space vehicles involving the use of decomposer fungi that had been extracted from surfaces on the ISS Russian Segment. Decomposer fungi growing on structural surfaces inlict on them biocorrosion damage.
The paper presents the procedure for experimental studies on samples of aluminum alloys Amg6 and 1570C with biocorrosion damage, which allows evaluating potential risks that occur or may occur in of-nominal situations, and the new results of mechanical stress and cycle fatigue tests on these alloys. The level of samples biocorrosion damage was also evaluated using various methods, including those that use an optical microscope, scanning laser microscopy, metallographic studies, scanning electron microscopy and imaging with an X-ray tomography scanner.

Key words: biocorrosion, Russian Segment of the International Space Station, aluminum alloys, cyclic fatigue, mechanical properties, decomposer fungi.

 

FLYING VEHICLES THERMAL, ELECTRIC PROPULSION ENGINES AND POWER GENERATING SYSTEMS

Averkov I.S., Demskaya I.A., Katkov R.E., Raznoschikov V.V., Samsonov D.A., Tupitsyn N.N., Yanovskiy L.S.
Analysis of energy performance of composite hydrocarbon fuels for oxygen engines of space rocket stages

The currently used integrated rocket upper stages and transfer orbit stages operating on liquid oxygen kerosene components are supposed to provide a maximum mass of spacecraft payload injected both into geo-transfer and geostationary orbits.
One of the possible ways of solving this problem could be a transition to a synthetic hydrocarbon fuel or hydrocarbon dual-fuel, which could make it possible to build up a specific main engine pulse in space and increase the spacecraft upmass capabilities.
The article analyzes the energy performance of various hydrocarbon fuels, including energyintensive ones for liquid space rocket stages and upper stages, and describes the optimization study results for deining optimal hydrocarbon dual-fuels based on speciic engine pulse criterion. For advanced searching, the use of aviation fuels in rocket technology was assessed.

Key words: synthetic energy-intensive hydrocarbon mono-fuels, energy-intensive hydrocarbon dual-fuels, rocket engine, specific engine pulse, spacecraft payload mass.

 

Ostrovskiy V.G., Sokolov B.A., Shcherbina P.A.
Development and research of iodine storage and supply system for electric thrusters

The paper considers two concepts of the iodine storage and supply system for electric thruster: for ground-based experimental research of iodine electric thrusters and for their possible application in space. Both concepts are developed with regard to low energy consumption. The results of experimental research of both concepts are also provided with maximum iodine consumption rate (15 mg/s for the ground option, 4 mg/s for the space option of iodine storage and supply system). The ground option was controlled by two procedures: while maintaining the constant temperature of the iodine container; and while maintaining the constant outlet pressure of the iodine container. The iodine storage and supply system option for space application was controlled only while maintaining the constant temperature of the iodinetank. The upgraded design of the storage and supply system is described with increased efficiency through the heat supply in the iodine evaporation area, as well as with an increased iodine flow rate stability in the electric thruster through addition of a receiver locateddirectly behind the iodine evaporation area. The paper also presents the iodine storage and supply system developed by US company Busek Co.

Key words: electric thruster, coolant, iodine, stationary plasma thruster, iodine storage and supply system.

 

GROUND FACILITIES, LAUNCHING EQUIPMENT, OPERATION OF FLYING VEHICLES

Boyko N.P., Egorov N.A., Chetkin S.V.
Investigation of vertical distribution of atmospheric parameters to be used in spacecraft landing models

The article deals with the modeling of atmospheric parameters for use in simulated manned spacecraft landing models, as well as the purpose and function of the unit determining external conditions in the general manned spacecraft landing model. The review of initial data for modeling the vertical distribution of atmospheric parameters and the problems of their use is provided, the possibility and expediency of using the Global Radiosonde Archive data for these purposes is studied, the description, structure and simpliied radiosonde data analysis procedure are presented. Provided are the analysis results based on the proposed procedure for two areas of possible landing of the reentry vehicle of the advanced manned transport spacecraft Federation, and the results obtained are compared with the nominal parameters of the standard atmosphere.

Key words: simulation model of landing process, vertical distribution of atmospheric parameters, Integrated Global Radiosonde Archive.

 

FLYING VEHICLES DYNAMICS, TRAJECTORY AND MOTION CONTROL

Atroshenkov S.N., Prutko A.A., Krylov A.N., Krylov N.A., Gubarev F.V.
Aerodynamic forces and torques simulation for the veriication of International Space Station Guidance, Navigation and Control System dynamic modes and for optimal control synthesis

atmospheric air incident on the surface of the International Space Station (ISS) during execution of dynamic modes of the Guidance, Navigation and Control System of the Service Module, which were developed by RSC Energia. These methods suitable both for searching for the optimal ISS motion control, and for the verification of dynamic modes of the Service Module Guidance, Navigation and Control System, are based on the computation of aerodynamic properties within set of points in a 4D-space and subsequent 4D interpolation of aerodynamic properties during simulation. The paper compares the results of computations of exposure to incident air flow during simulations of the ISS optimal-propellant wide-angle turning maneuver.
During a turning maneuver the ISS geometry changes significantly due to large-scale elements of the ISS rotating about axes pointing in various directions. There are plans to use the proposed methods during preparations for space experiment MKS-Razvorot. They can also be useful in developing control algorithms for the Guidance, Navigation and Control Systems of future large-scale space vehicles.

Key words: aerodynamic characteristics, 4D-space, 4D-interpolation, optimal propellant maneuver, methods for computing aerodynamic characteristics.

 

MACHINERY AND EQUIPMENT, PROCESSES OF REFRIGERATION AND CRYOGENIC TECHNOLOGY, AIR CONDITIONING AND LIFE SUPPORT SYSTEMS

Glebov I.V., Kogan I.L.
Simulation modeling in designing regenerative life support systems for manned spacecraft

The paper concentrates on the discussion of using simulation modeling for analysis of technical requirements for the regenerative life support systems of manned spacecraft in the design phase. Defined is a standard set of target indicators (technical requirements) for the regenerative life support systems. The structure and purpose of the simulation functional model of the integrated regeneration atmosphere revitalization system of the manned spacecraft are considered. Formalized descriptions of processes occurring in the carbon dioxide hydrogenation reactor are proposed, computational experiments using the simulation model are carried out. A comparative analysis of experimentally obtained data with the results of computational experiments is presented, and the optimal values of input parameters of the hydrogenation reactor operation are determined.

Key words: manned spacecraft, regenerative life support system, target indicators, mathematical model, carbon dioxide hydrogenation reactor.

 

ROBOTS, MECHATRONICS AND ROBOTIC SYSTEMS

Yaskevich A.V.
A kinematic scheme of a probecone docking mechanism for future advanced spacecraft

Docking mechanism of the probecone type have been using for about 40 years to dock Russian spacecraft and modules. The paper proposes a new kinematical scheme for such a mechanism in order to reduce contact dynamic loads and to provide a capability to dock with passive parts which have receiving cones of various conigurations. The new mechanism has the following distinctive features that set it apart from the existing design. A two-stage friction clutch is used instead spring and electromagnetic brakes in axial damper. The universal joint of moving body was relocated to the base of docking mechanism and orientation of springs and electromagnetic brakes of lateral damper is changed to accommodate this new position. The aligning levers rollers of existing mechanism are replaced with a limit device that can move along longitudinal axes of moving body. The new docking mechanism is designed, primarily, for new advanced manned spacecraft, as well as other spacecraft and modules.

Key words: spacecraft, docking mechanism, dynamic loads.

 

MEASURING INSTRUMENTS AND TECHNIQUES

Zaytsev K.I., Polovnev A.L.
Identifying pulse noises in the service module of the ISS Russian segment

The paper presents the results of processing the onboard pulsed noises recorded by the scientiic equipment Means of Real-time Determination of the Puncture-point Location in the space experiment Proboi (Puncture) using small microphones installed inside the Service Module of the Russian Segment of the International Space Station (ISS RS) during the work of the crews of ISS-41/42, ISS-43/44 and ISS-45/46.
Developed and implemented in the form of a software code was an algorithm for recognizing sources of pulsed acoustic noises acting onboard the Service Module of the ISS RS. Parametric studies were done on the resolution of coefficients of linear correlations for various spectral representations. An informed choice of parameters for spectral and correlation analyses was performed.
A correlation matrix of 1/3-octave spectra was generated, which contains clearly deined groups of pulsed noises, including a group corresponding to signal spectra of the puncture simulator, which was placed at more than 100 points within the volume of the Service Module, including spaces behind the panels.
There are plans to use the algorithm in updating the software for the scientiic equipment for identifying in real-time pulsed signals of a puncture with transmission of telemetry data to Earth in Expedition ISS-53/54.
The results of the studies demonstrate that in principle it is feasible to identify sources of pulsed noise onboard the ISS RS.

Key words: identiication of pulsed noises, space experiment Proboi, algorithm for recognizing sources of pulsed acoustic noises, linear correlation coeicient, 1/3-octave spectrum, correlation matrix, pulsed signals of puncture.

 

DOWNLOAD
 4 (19) october-december 2017

Русский
На главную Написать письмо Контакты Карта сайта

Аннотации

№ 4(19) октябрь-декабрь 2017

Журнал "Космическая техника и технологии"
№ 4(19), 2017

 

Содержание номера

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алямовский С.Н., Беляев М.Ю., Рулёв Д.Н., Сазонов В.В., Тарасова М.М.
Сферические спутники — от начала космической эры до современных экспериментов (к 60-летию запуска первого в мире спутника Земли)

60 лет назад, 4 октября 1957 г., с помощью ракеты Р-7, созданной в конструкторском бюро ОКБ-1 под руководством Главного конструктора С.П. Королёва, был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Для обеспечения приоритета нашей страны в запуске первого спутника с целью ускорения работ по его созданию было принято решение, что спутник должен быть простейшим и при этом иметь выразительную форму. Следует отметить, что спутники, имеющие сферическую форму, как и запущенный на орбиту 60 лет назад простейший спутник ПС-1, представляют интерес для проведения ряда научных исследований и в настоящее время. По движению спутника идеальной сферической формы, который имеет точно известные массу и размеры, можно определить плотность атмосферы и уточнить параметры модели атмосферы. С этой целью от Международной космической станции в рамках космического эксперимента «Вектор-Т» периодически запускаются тестовые спутники сферической формы. Очередной запуск такого спутника был выполнен 17 августа 2017 г. космонавтами С.Н. Рязанским и Ф.Н. Юрчихиным. В статье описываются методы уточнения параметров модели атмосферы по движению тестового спутника и приводятся некоторые примеры расчетов.

Ключевые слова: спутник сферической формы, определение движения по измерениям, космический эксперимент, уточнение параметров модели атмосферы.

 

АЭРОДИНАМИКА И ПРОЦЕССЫ ТЕПЛООБМЕНА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Дядькин А.А., Казаков М.И., Михайлов М.В., Андреев В.Н., Козловский В.А.
Исследование влияния струй двигателей ракетного блока аварийного спасения на аэродинамические характеристики отделяемого головного блока

Для обеспечения безопасности экипажей пилотируемых транспортных кораблей на участке выведения в случае аварии ракеты-носителя используются реактивные блоки аварийного спасения, задачей которых является экстренное отделение возвращаемого аппарата с космонавтами от ракеты-носителя и увод его на безопасное расстояние. Одновременно ракетный блок аварийного спасения формирует необходимые условия для безударного отделения возвращаемого аппарата и его штатной посадки на земную или водную поверхности. Срабатывание ракетного блока аварийного спасения осуществляется по команде «авария», вырабатываемой системой управления ракеты-носителя в любой точке траектории выведения, начиная с момента старта.
Для выбора энергетических характеристик ракетного блока, обеспечения устойчивости и управляемости отделяемого головного блока, включающего в себя ракетный блок аварийного спасения, переходный отсек и возвращаемый аппарат, в автономном полете с работающими и неработающими основными двигательными установками необходимо знание его аэродинамических характеристик в полетном диапазоне значений чисел Маха М∞, углов атаки αп и углов аэродинамического крена φп. При этом наибольшую сложность представляет определение влияния струй двигательных установок ракетного блока на аэродинамические характеристики отделяемого головного блока и газодинамического воздействия струй на поверхность возвращаемого аппарата.
Исследование аэродинамических характеристик отделяемого головного блока системы аварийного спасения с работающими двигательными установками представляет собой весьма сложную задачу как в расчетном, так и в экспериментальном плане.
В статье представлены результаты численных исследований аэродинамических характеристик отделяемого головного блока системы аварийного спасения создаваемого в России пилотируемого транспортного корабля нового поколения, а также валидации результатов расчетных исследований с использованием экспериментальных данных, полученных на масштабной модели в аэродинамических трубах. Исследования выполнены в диапазоне дозвуковых–гиперзвуковых скоростей полета и переменных значений нерасчетности струй.

Ключевые слова: двигательная установка, отделяемый головной блок, ракетный блок аварийного спасения.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Гукало А.А., Золотарёв А.М., Магжанов Р.М.
Электронное макетирование как этап разработки конструкторской документации модулей орбитальных станций РКК «Энергия»

Одна из основных задач при разработке изделий ракетно-космической отрасли с применением современных систем автоматизированного проектирования — обеспечение качества разрабатываемой конструкторской документации. Разработанная в РКК «Энергия» методика электронного макетирования направлена на решение именно этой задачи.
Электронное макетирование рассматривается как вид работ на всех стадиях разработки конструкторской документации изделий.
Рассмотрен процесс разработки документации на изделия на этапах эскизного проектирования и выпуска рабочей конструкторской документации. Приведены основные подходы к организации процесса. Представлены результаты электронного макетирования узлового модуля Российского сегмента Международной космической станции и проведен их анализ, сделаны выводы о возможности применения предложенной методики.

Ключевые слова: конструкторская документация, электронное макетирование, орбитальная станция, электронный макет.

 

ПРОЧНОСТЬ И ТЕПЛОВЫЕ РЕЖИМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Плотников А.Д., Корнеева Е.Ю., Алехова Т.А., Загустина Н.А.
Исследование влияния биокоррозионных поражений на механические характеристики образцов из алюминиевых сплавов АМг6 и 1570С применительно к условиям эксплуатации Российского сегмента МКС

В статье рассматриваются результаты ускоренных биокоррозионных испытаний образцов двух алюминиевых сплавов, используемых при изготовлении космических пилотируемых объектов, с применением грибов-деструкторов, ранее выделенных с поверхностей на Российском сегменте МКС. Грибы-деструкторы, которыми обрастают конструкционные поверхности, вызывают их биокоррозионное повреждение.
Приведена методика экспериментальных исследований образцов из алюминиевых сплавов АМг6 и 1570С с биокоррозионными поражениями, которая позволяет оценить возможные риски, возникающие или могущие возникнуть при внештатных ситуациях, и новые результаты испытаний этих сплавов на механическую прочность и циклическую усталость. Также произведена оценка степени биокоррозионного поражения образцов различными методами, в т. ч. с использованием оптического микроскопа, сканирующей лазерной микроскопии, металлографических исследований, сканирующей электронной микроскопии и томографирования рентгеновским томографом.

Ключевые слова: биокоррозия, Российский сегмент Международной космической станции, алюминиевые сплавы, циклическая усталость, механические свойства, грибы-деструкторы.

 

ТЕПЛОВЫЕ, ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
И ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Аверьков И.С., Демская И.А., Катков Р.Э., Разносчиков В.В., Самсонов Д.А., Тупицын Н.Н., Яновский Л.С.
Анализ энергетических возможностей составных углеводородных горючих для кислородных двигателей космических ракетных ступеней

От используемых в настоящее время верхних ракетных ступеней космического назначения и разгонных блоков, работающих на компонентах жидкий кислород – керосин требуется обеспечение максимальной массы полезной нагрузки космических аппаратов, выводимой как на геопереходные, так и на геостационарные орбиты.
Одним из возможных путей решения данной задачи мог бы явиться переход на синтетическое углеводородное горючее или углеводородное горючее двухкомпонентного состава, которое могло бы позволить поднять пустотный удельный импульс тяги маршевого ракетного двигателя и увеличить выводимую массу космических аппаратов.
В данной статье проанализированы энергетические возможности различных углеводородных горючих, в т. ч. и энергоемких, для жидкостных космических ракетных ступеней и разгонных блоков, и описаны результаты исследования формирования оптимальных двухкомпонентных составов углеводородных горючих по критерию «удельный импульс тяги двигателя». Для проведения расширенного поиска также была проведена оценка использования авиационных горючих в ракетной технике.

Ключевые слова: синтетические энергоемкие углеводородные горючие однокомпонентного состава, углеводородные энергоемкие горючие двухкомпонентного состава, ракетный двигатель, удельный импульс тяги двигателя, масса полезной нагрузки космических аппаратов.

 

Островский В.Г., Соколов Б.А., Щербина П.А.
Разработка и исследование системы хранения и подачи иода электроракетных двигательных установок

В предлагаемой статье рассмотрены две принципиальные схемы системы хранения и подачи (СХП) иода в электроракетный двигатель: для проведения наземных экспериментальных исследований электроракетной двигательной установки на иоде и для возможного применения в космосе. Обе схемы разработаны с учетом минимального энергопотребления. Также представлены результаты экспериментальных исследований обеих схем с максимальными расходами иода (15 мг/с для наземного варианта СХП иода, 4 мг/с — для космического). Управление наземным вариантом осуществлялось двумя способами: поддержанием постоянной температуры емкости с иодом; поддержанием постоянного давления на выходе из емкости с иодом. Управление вариантом СХП иода для космического применения осуществлялось только при поддержании постоянной температуры емкости с иодом. Приведено описание доработанной конструкции космического варианта СХП иода с увеличенным КПД за счет подвода тепла в зону испарения иода, а также с повышенной стабильностью расхода иода в электроракетном двигателе за счет введения ресивера, расположенного непосредственно за зоной испарения иода. Также в статье показана СХП иода американской компании Busek Co.

Ключевые слова: электроракетный двигатель, рабочее тело, иод, стационарный плазменный двигатель, система хранения и подачи иода.

 

НАЗЕМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, СТАРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Бойко Н.П., Егоров Н.А., Чёткин С.В.
Исследование вертикального распределения параметров атмосферы для использования в моделях посадки космических кораблей

В настоящей статье рассматриваются вопросы моделирования параметров атмосферы для использования в имитационных моделях процесса посадки пилотируемых космических кораблей, а также назначение и роль блока определения внешних условий в общей модели посадки пилотируемого корабля. Приводится обзор исходных данных для моделирования вертикального распределения параметров атмосферы и проблематика их использования, исследуется возможность и целесообразность использования для этих целей данных глобального архива радиозондовых наблюдений Integrated Global Radiosonde Archive, приводится описание, структура и упрощенная методика анализа данных радиозондовых наблюдений. Представлены результаты анализа по предложенной методике, выполненного для двух районов возможной посадки возвращаемого аппарата перспективного пилотируемого транспортного корабля «Федерация», проводится сравнение полученных результатов с номинальными параметрами стандартной атмосферы.

Ключевые слова: слова: имитационная модель процесса посадки, вертикальное распределение параметров атмосферы, Integrated Global Radiosonde Archive.

 

ДИНАМИКА, БАЛЛИСТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Атрошенков С.Н., Прутько А.А., Крылов А.Н., Крылов Н.А., Губарев Ф.В.
Моделирование системы управления движением и навигации МКС и синтеза оптимального управления

Рассматриваются два метода моделирования сил и моментов сил от воздействия набегающего потока атмосферы на поверхность Международной космической станции (МКС) в процессе выполнения динамических режимов системы управления движением и навигации служебного модуля, которые разработаны РКК «Энергия». Эти методы, пригодные как для поиска оптимального управления движением МКС, так и для верификации динамических режимов системы управления движением и навигации служебного модуля, основаны на расчете аэродинамических характеристик в наборе точек четырехмерного (4D) пространства и последующей 4D-интерполяции аэродинамических характеристик в ходе моделирования. Сравниваются результаты расчетов воздействия набегающего потока атмосферы во время моделирования оптимального по расходу топлива разворота (optimal propellant maneuvers) МКС на большой угол.
Во время разворота геометрия МКС существенно меняется за счет поворотов крупногабаритных элементов МКС вокруг разнонаправленных осей. Предложенные методы планируется применить при подготовке космического эксперимента «МКС–Разворот». Они также могут быть пригодны при разработке алгоритмов управления системы управления движением и навигации будущих крупногабаритных космических объектов.

Ключевые слова: аэродинамические характеристики, четырехмерное (4D) пространство, 4D-интерполяция, оптимальный разворот (optimal propellant maneuvers), методы вычисления аэродинамических характеристик.

 

МАШИНЫ И АППАРАТЫ, ПРОЦЕССЫ ХОЛОДИЛЬНОЙ И КРИОГЕННОЙ ТЕХНИКИ, СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

Глебов И.В., Коган И.Л.
Имитационное моделирование при проектировании регенерационных систем жизнеобеспечения пилотируемого космического аппарата

Статья посвящена рассмотрению вопросов использования имитационного моделирования для анализа технических требований к регенерационным системам жизнеобеспечения пилотируемого космического аппарата на этапе проектирования. Определен типовой набор показателей назначения (технических требований) регенерационных систем жизнеобеспечения. Рассмотрены структура и назначение имитационной модели функционирования интегрированной регенерационной системы обеспечения газового состава пилотируемого космического аппарата. Предложены формализованные описания процессов, происходящих в реакторе гидрирования диоксида углерода, проведены вычислительные эксперименты с использованием имитационной модели. Представлен сравнительный анализ экспериментально полученных данных и результатов вычислительных экспериментов, а также определены оптимальные значения входных параметров функционирования реактора гидрирования.

Ключевые слова: пилотируемый космический аппарат, регенерационная система жизнеобеспечения, показатели назначения, математическая модель, реактор гидрирования диоксида углерода.

 

РОБОТЫ, МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Яскевич А.В.
Кинематическая схема стыковочного механизма типа «штырь–конус» для перспективных космических кораблей

Стыковочный механизм типа «штырь–конус» около 40 лет применяется для стыковки российских кораблей и модулей. Предлагается его новая кинематическая схема для снижения динамических контактных нагрузок и возможности стыковки к пассивным портам с различной конфигурацией приемных конусов. Новый механизм отличается от существующего следующими основными особенностями. Двухступенчатая фрикционная муфта используется вместо пружины и электромагнитных тормозов в осевом демпфере. Универсальный шарнир подвижного корпуса перемещен в основание стыковочного механизма, а ориентация пружин и электромагнитных тормозов бокового демпфера изменена в соответствии с этим новым положением. Рычаги выравнивания существующего механизма заменены ограничителем, перемещающимся вдоль продольной оси подвижного корпуса. Новый стыковочный механизм предназначен, прежде всего, для перспективного пилотируемого корабля, а также других кораблей и модулей.

Ключевые слова: космические аппараты, стыковочный механизм, динамические нагрузки.

 

ПРИБОРЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Зайцев К.И., Половнев А.Л.
Идентификация импульсных шумов в служебном модуле Российского сегмента МКС

Представлены результаты обработки бортовых импульсных шумов, зарегистрированных научной аппаратурой «Средства оперативного определения координат точки пробоя» в космическом эксперименте «Пробой» с помощью малогабаритных микрофонов, установленных внутри служебного модуля Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) во время работы экипажей МКС-41/42, МКС-43/44 и МКС-45/46.
Разработан и реализован в программном коде алгоритм распознавания источников импульсных акустических шумов, действующих на борту служебного модуля РС МКС.
Выполнены параметрические исследования разрешающей способности коэффициентов линейных корреляций для различных представлений спектров. Выполнен обоснованный выбор параметров спектрального и корреляционного анализов.
Сформирована корреляционная матрица 1/3-октавных спектров, которая содер жит четко выделенные группы импульсных шумов, включая группу, соответствующую спектрам сигналов имитатора пробоя, который размещался более чем в 100 точках объема служебного модуля, в т. ч. и в запанельном пространстве.
Разработанный алгоритм планируется использовать при доработке программного обеспечения научной аппаратуры по выделению в реальном масштабе времени импульсных сигналов пробоя с передачей телеметрической информации на Землю в экспедиции МКС-53/54.
Результаты исследований показывают принципиальную возможность идентификации импульсных источников шума на борту РС МКС.

Ключевые слова: идентификация импульсных шумов, космический эксперимент «Пробой», алгоритм распознавания источников импульсных акустических шумов, коэффициент линейной корреляции, 1/3-октавный спектр, корреляционная матрица, импульсные сигналы пробоя.

 

СКАЧАТЬ НОМЕР
№ 4 (19) октябрь - декабрь 2017