English

Abstracts

 3(18) july-september  2017

The Space Engineering and Technology magazine
 3 (18), 2017

 

Contents

FLYING VEHICLES AERODYNAMICS AND HEAT EXCHANGE PROCESSES

Dyadkin A.A., Kostyuk V.K., Krylov A.N., Eremin V.V., Kazakov M.N., Mikhalin V.A., Stroilov A.V.
Numerical and experimental determination of aerodynamic behaviour of the abort stack of the launch escape system for the new-generation crew transportation spacecraft

In the development of crew transportation spacecraft one of the most important tasks is to assure the crew safety in case of a launch vehicle failure during ascent. In order to rescue the crew in offnominal situations, launch escape systems are developed, which are intended for separating and moving the spacecraft away from the failed launch vehicle to a safe distance at any point in time between the lift-off and completion of the orbital insertion.
To accomplish this task, an abort stack is formed within the launch vehicle which includes a rocket booster for emergency escape with a set of propulsion units, the crew transportation spacecraft and an adapter section between the escape rocket stage and the crew transportation spacecraft. This configuration was used in the abort stacks of escape systems for Soyuz, Apollo, Orion and other spacecraft.
The distinctive feature of the new rocket booster for escape system of the crew transportation spacecraft, in comparison with the existing hardware, is its two-stage configuration, which allows rescuing the crew during virtually any phase in the ascent.
An important stage in the development of the abort stack of an escape system and its sizing is the study of its aerodynamic behavior when thrusters are on and off during its free flight after separation from the failed launch vehicle.
In recent years, computer simulations have been finding an increasingly wider use for aerogas dynamics studies of vehicles under design, since they have a number of advantages over physical modeling, especially in the early stages of design. Industrial use of computer simulations for aerogas dynamics studies implies a certain process, which includes the stage of preliminary testing of the software to be used against experimental data from similar vehicles.
This paper discusses a sample application of such approach to the aerodynamics study of the abort stack of the escape system for the new-generation crew transportation spacecraft currently under development at RSC Energia. It presents results of computational studies with the use of two different software packages that were done at RSC Energia and TsNIImash, and their comparison against the results of model tests in wind tunnels of TsNIImash.

Key words: launch escape system, aerodynamic performance, computer simulation, new-generation crew transportation spacecraft.

 

Dyadkin A.A., Pavlov A.O., Simakova T.V.
Comparative analysis of computational and experimental studies of hydrodynamic loads on a model of a descent vehicle with inactive propulsion system during a splashdown

The reusable manned spacecraft Federatsiya that is being developed by RSC Energia is supposed to use a landing system based both on parachutes and rocket propulsion, which is expected to achieve an almost zero velocity of the spacecraft at touchdown. In nominal situations, the spacecraft lands on specially prepared unpaved ground. In of-nominal situations the spacecraft may have to land on all kinds of surfaces, including water. In that case, conducting design studies requires the knowledge of hydrodynamic loads on the spacecraft body and its dynamic behavior in water. In view of the existence of a great variety of splashdown modes, searching for the required parameters using the traditional experimental method that goes back to the development of the Apollo and Soyuz spacecraft is impractical, mostly because of the large scope of required tests and their limited informative value. Therefore, it stands to reason to run computer simulations of the splashdown in state-of-the-art software packages, having done their preliminary validation.
This paper discusses the results of testing the FlowVision software package developed by LLC TESIS using experimental data, obtained in tests on the models of Apollo Command Module. It presents data on pressure variations on the spacecraft surface in process of its immersion and its dynamic behavior in water. It demonstrates the advisability of using this package for studying the process of landing of the descent vehicle of the Federatsiya spacecraft.

Key words: splashdown, descent vehicle, veriication.

 

FLYING VEHICLES ENGINEERING, DESIGN AND MANUFACTURING

Anokhin M.V., Galkin V.I., Morozov O.V., Sazonov V.V.
Special aspects of radiation hardness assessment of space micro- and nano-electronics

The paper discusses an alternative to the conventional dosage-based approach to the evaluation of radiation hardness of electronic hardware for spacecraft, which is based on using energy release density spectra as the criterial parameter. The paper presents physical underpinnings of the feasibility of radiation tests for electronic equipment using compact isotopic sources. The new approach is not just a method of testing electronic equipment for radiation hardness, it also enables establishing an integral system for radiation hazard monitoring, studying radiation hardness of electronic components and optimizing the geometry of newly-designed electronic hardware, which draws upon lab-based and ield experiments and detailed Monte Carlo simulations. The use of such system will make it possible to signiicantly improve radiation hazard predictions through the use of more adequate physical models of radiation efects and data from real-time in situ radiation monitoring, while providing hardware designers and users with an opportunity to take part in the tests or even conduct them by themselves. The adoption of the proposed system will permit to signiicantly expand the list of electronic components allowed for use in space hardware.

Key words: radiation hardness, energy release spectrum density, Monte Carlo simulation.

 

FLYING VEHICLES STRENGTH AND THERMAL ENVIRONMENTS

Romanenkov V.A., Kolesnichenko A.F., Martynov M.V., Tarasov V.A., Komkov M.A., Boyarskaya R.V.
Improving physical and mechanical properties of thermal insulation using autoclave molding in inert medium

The structure of the descent vehicle of the manned spacecraft Soyuz TMA uses composite materials based on glass fiber and phenol-formaldehyde binder. The binder contains a large amount of chemically active, including highly lammable, components. Such materials are molded and cured using vacuum and autoclave method under high temperature and pressure of the working medium. When the working medium that is used is air there is a likelihood that reactions involving oxygen may occur, which have a negative effect on physical and mechanical properties of the material and create a threat of runaway oxidizing reactions up to thermal oxidative breakdown of the material.
The newly developed technology of molding in an inert medium rules out the material oxidization, breakdown and depressurization of the evacuated rubber covers used in the molding, improves safety and stability of the manufacturing process, the quality and reliability of the products.
Particular emphasis was given to creating an environment which provides minimal temperature gradients on the products during heating, thermostatting and cooling, as well as to assuring uniform distribution the binder within the material during molding.
The work has resulted in improving the level of physical and mechanical properties of thermal insulation materials, weight, accuracy of the geometric parameters of the products and reduction in mass.
The most important factor which enabled the achievement of the above results was the development of a new technology for manufacturing thermal insulation coatings in the inert medium and the highly automated autoclave system, which also provides a technological foundation for manufacturing new advanced products made of composite materials.

Key words: descent vehicle, thermal insulation, autoclave molding, inert medium.

 

FLYING VEHICLES THERMAL, ELECTRIC PROPULSION ENGINES
AND POWER GENERATING SYSTEMS

Gribkov A.S., Popov A.N., Sinyavskiy V.V.
Dual-mode space nuclear power system based on a thermionic conversion reactor and thermoelectrochemical generator

Within the context of development of a transportation and power module for electricallypropelled delivery and subsequent long-term power supply of power-hungry functional equipment of a spacecraft, the paper provides the results of conceptual design studies into the feasibility of using a combined dual-mode nuclear power system with a thermionic conversion reactor and thermoelectrochemical generator. The feasibility of using a ThermoElectroChemical Converter (TECC) to generate electric power hinges upon the fact that TECC hot zone temperature lies within the range of temperatures of the lithium cooling system for the high-temperature lithiumniobium nuclear power system designed for the Hercules orbital transfer vehicle. The paper demonstrates the practicability of using a part of the heat radiating surface of the cooling system for the power system to place on it TECC elements. Within the thermionic reactor there is a zone of booster heat-producing elements that are cooled by a lithium coolant. Installed on the heat pipes of the heat-rejection system are TECC elements with the upper temperature of the thermodynamic cycle of about 1200 K and the lower temperature of about 500550 K. Used as TECC working medium is sodium, the main structural material is niobium alloy NbZrC, the solid electrolyte is -Al2O3. The above materials have a mix of properties that makes it possible to construct a highly efficient TECC operating within the specified range of temperatures. The paper provides performance data for the element and the entire generator with 30 kW electrical output.

Key words: transportation and power module, dual-mode nuclear power system, thermionic conversion reactor, lithium-niobium technology, niobium alloy NbZrC, sodium, -Al2O3.

 

GROUND FACILITIES, LAUNCHING EQUIPMENT, OPERATION OF FLYING VEHICLES

Sizentsev G.A.
Evaluating the safety of systems for lighting subpolar towns from orbit

Among major problems posed by the threat of predicted changes in the global climate in the 21st century is the problem of replacing hydrocarbon power with renewables. The use of space technology for solar insolation of the Earth surface can make a positive contribution to solving this problem, while at the same time contributing to preservation of the vulnerable environment of Polar regions.
This paper discusses the safety of systems for illuminating from orbit subpolar towns in Russia and abroad. Based on the chosen safety criterion for a generic lighting system, its actual value was calculated and compared with established standards, and parameter association was provided for safe lighting system, that have orbital architecture and lighting patterns on the ground that are similar to those of the reviewed generic system.

Key words: lighting systems, safety criterion, orbital architecture, lighting pattern.

 

FLYING VEHICLES DYNAMICS, TRAJECTORY AND MOTION CONTROL

Arkhangelskiy N.I., Akimov V.N., Eliseev I.O., Kuvshinova E.Yu.
On the advantages of employing elliptical staging orbits to improve the efficiency of using reusable nuclear space tugs

A trajectory design analysis has been conducted to demonstrate the effect of parameters of auxiliary orbital transfer stages and of elliptical staging orbits that they establish for a reusable space tug based on a nuclear power system and a megawatt-class electrical propulsion system on the eiciency of its application to the task of delivering payloads into the geostationary orbit. It has been demonstrated that, as compared with the option of a circular nuclear safe orbit with the altitude of H= 800 km, the use of elliptical staging orbits in combination with auxiliary orbital transfer stages based on oxygen-hydrogen liquid rocket engines makes it possible to improve energy and mass performance of the reusable space tug, as well as to make greater cost savings through its application in comparison with the most efficient conventional vehicles for orbital transfer the expendable oxygen-hydrogen upper stages.

Key words: reusable orbiter transfer vehicle, nuclear power system, electric propulsion system, staging orbit.

 

Zykov .V., Subbotin .V.
Mathematical modeling of releasing the tether system from a rotating central body

The article studies a problem of releasing a heavy tether representing a part of a circular solar sail cloth in a folded coniguration subject to centrifugal inertia forces. The slope angle of a quasistationary shape of the tether being released with a constant speed is analytically calculated. Consideration is given to various methods of tether release: at a constant speed, a uniformly decreasing speed and a speed ensuring a permanent deviation of the tether end from the radial direction. The advantages and disadvantages of each release method are considered. Most of the focus is on minimizing the disturbing efect of the tether on the central rotating body, from which the folded sail cloth is released. The results obtained can be used in designing systems of the initial phase of deploying solar sails on space platforms with large rotating solar sails.

Key words: solar sail, quasistationary shape, methods of releasing from the folded configuration, mathematical modeling.

 

MACHINERY AND EQUIPMENT, PROCESSES OF REFRIGERATION AND CRYOGENIC TECHNOLOGY, AIR CONDITIONING AND LIFE SUPPORT SYSTEMS

Romanov S.Yu., Guzenberg A.S., Ryabkin A.M.
Crew life support system concept for interplanetary missions

The paper defines the configuration of the systems which provide water and oxygen recycling from the crew waste products within the physically and chemically closed-looped life support system for interplanetary space missions. This is a system with upgraded subsystems for reclaiming water from all possible sources, dehydrated food rations, a subsystem for recovering oxygen from carbon dioxide through electrolysis of carbon dioxide producing oxygen and carbon monoxide, which is subsequently hydrogenated down to water and methane, and includes biological elements.
Such a system can be built as a standard life support system based on upgraded life support systems of space stations Mir and ISS for both lunar and interplanetary missions, and missions in low-Earth orbit. It also signiicantly reduces the traic to the manned space station carrying subsystems consumables and food for the crew. The paper discusses the concepts and parameters of the proposed major regenerative subsystems and of the standard system as a whole, as well as the mass and power budget of the system.

Key words: crew, spaceflight, habitat, a system of physical and chemical life support subsystems, water and oxygen recycling from waste products, variable mass of systems, biological life support systems.

 

SYSTEMS ANALYSIS, CONTROL AND DATA PROCESSING

Bogachev A.V., Vorobyeva E.A., Zybov N.E.
Attitude control and momentum management for the spacecraft with inertial actuators on high-elliptical orbit

The article deals with the dynamics of the angular motion of the spacecraft on the high-elliptical orbit. The attitude control and momentum management algorithm is designed for the spacecraft with inertial actuators on the high-elliptical orbit using gravity gradient torque. Accurate pole placement method is used to develop attitude control and momentum management control laws. A numerical solution is derived for attitude control low and momentum management of the spacecraft on the high-elliptical orbit on all three control channels in the vicinity of the perigee of the orbit. Also, the stability analysis is performed for the linearized diferential equations describing the dynamics of the spacecraft on the high-elliptical orbit.

Key words: attitude control, momentum management, inertial actuator, high-elliptic orbit, spacecraft, gravity gradient forces, accurate pole placement method.

 

DOWNLOAD
 3(18) july-september 2017

Русский
На главную Написать письмо Контакты Карта сайта

Аннотации

№ 3(18) июль-сентябрь 2017

Журнал "Космическая техника и технологии"
№ 3(18), 2017

 

Содержание номера

АЭРОДИНАМИКА И ПРОЦЕССЫ ТЕПЛООБМЕНА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Дядькин А.А., Костюк В.К., Крылов А.Н., Еремин В.В., Казаков М.Н., Михалин В.А., Строилов А.В.
Численное и экспериментальное определение аэродинамических характеристик отделяемого головного блока системы аварийного спасения пилотируемого транспортного корабля нового поколения

При создании пилотируемых транспортных кораблей важнейшей задачей является обеспечение безопасности экипажа в случае аварии ракеты-носителя на участке выведения. С целью спасения экипажа в нештатных ситуациях создаются системы аварийного спасения, которые предназначены для отделения и увода корабля от аварийного носителя на безопасное расстояние в любой момент времени, начиная от старта и до окончания выведения.
Для решения этой задачи в составе ракеты-носителя формируется отделяемый головной блок, включающий ракетный блок аварийного спасения с набором двигательных установок, пилотируемый транспортный корабль и переходной отсек между ракетным блоком аварийного спасения и пилотируемым транспортным кораблем. По такой схеме выполнены отделяемый головной блок системы аварийного спасения кораблей «Союз», «Аполлон», «Орион» и др.
Основной отличительной особенностью нового ракетного блока аварийного спасения пилотируемого транспортного корабля по сравнению с существующими является его двухступенчатая конструкция, которая позволяет обеспечить спасение экипажа практически на любом участке траектории выведения.
Важным этапом при разработке отделяемого головного блока системы аварийного спасения и выборе его параметров являются исследования аэродинамических характеристик с работающими и неработающими двигателями управления в автономном полете после отделения от аварийной ракеты-носителя.
В последние годы для исследования аэрогазодинамики проектируемых изделий все шире применяется компьютерное моделирование, обладающее целым рядом преимуществ по сравнению с физическим моделированием, особенно на ранних стадиях проектирования. Промышленное использование компьютерного моделирования для исследований аэрогазодинамики предполагает определенную технологию, включающую этап предварительного тестирования программного обеспечения, планируемого к применению, с использованием экспериментальных данных по аналогичным изделиям.
В данной публикации рассматривается один из примеров реализации такого подхода к исследованию аэродинамики отделяемого головного блока системы аварийного спасения пилотируемого транспортного корабля нового поколения, разрабатываемого РКК «Энергия». Представлены результаты расчетных исследований характеристик с использованием двух различных программных комплексов, выполненных РКК «Энергия» и ЦНИИмаш, и их сравнение с результатами испытаний модели в аэродинамических трубах ЦНИИмаш.

Ключевые слова: система аварийного спасения, аэродинамические характеристики, компьютерное моделирование, пилотируемый транспортный корабль нового поколения.

 

Дядькин А.А., Павлов А.О., Симакова Т.В.
Сравнительный анализ расчетных и экспериментальных исследований гидродинамических воздействий на модель возвращаемого аппарата с неработающей двигательной установкой при посадке на воду

Для разрабатываемого РКК «Энергия» многоразового пилотируемого корабля «Федерация» планируется использование парашютно-реактивной системы посадки, задачей которой является обеспечение близкой к нулю скорости движения возвращаемого аппарата на момент касания посадочной поверхности. В штатных ситуациях посадка аппарата осуществляется на подготовленные грунтовые площадки. В нештатных ситуациях аппарат сможет совершать посадку в том числе и на воду. В этом случае для проектных исследований необходимо знание уровней гидродинамических воздействий на корпус аппарата и динамики его поведения в водной среде. Ввиду большого разнообразия возможных режимов посадки на воду поиск требуемых характеристик традиционным экспериментальным путем, использовавшимся при создании кораблей Apollo и «Союз», не рационален прежде всего из-за большого потребного объема испытаний и их ограниченной информативности. Поэтому целесообразно применение компьютерного моделирования процесса посадки в современных программных комплексах с предварительной их валидацией.
В данной работе представлены результаты тестирования программного комплекса FlowVision разработки ООО «ТЕСИС» с использованием экспериментальных данных, полученных при модельных испытаниях командного модуля корабля Apollo. Представлены данные по изменению давления на поверхности аппарата в процессе погружения и динамике его поведения в водной среде. Продемонстрирована целесообразность использования данного комплекса для исследований процесса посадки возвращаемого аппарата корабля «Федерация».

Ключевые слова: приводнение, возвращаемый аппарат, верификация.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Анохин М.В., Галкин В.И., Морозов О.В., Сазонов В.В.
Особенности оценки радиационной стойкости космической микро- и наноэлектроники

Обсуждается альтернатива традиционному дозовому подходу к оценке радиационной стойкости электронной аппаратуры космических аппаратов, основанная на использовании в качестве параметров-критериев спектров плотностей энерговыделений. Дается физическое обоснование возможности радиационных испытаний электроники с помощью компактных изотопных источников. Новый подход представляет собой не только метод испытания электроники на радиационную стойкость, он позволяет выстроить цельную систему мониторинга радиационной опасности, исследования стойкости электронных компонентов и оптимизации компоновки создаваемой электронной аппаратуры, опирающуюся на лабораторный и натурный эксперименты и детальное статистическое моделирование. Использование такой системы позволит существенно улучшить прогноз радиационной опасности за счет использования более адекватных физических моделей радиационных эффектов и данных оперативного радиационного мониторинга in situ и при этом даст возможность разработчикам и пользователям аппаратуры участвовать в испытаниях или даже проводить их самостоятельно. Переход на предлагаемую систему позволит существенно расширить перечень

Ключевые слова: радиационная стойкость, спектр плотностей энерговыделений, статистическое моделирование.

 

ПРОЧНОСТЬ И ТЕПЛОВЫЕ РЕЖИМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Романенков В.А., Колесниченко А.Ф., Мартынов М.В., Тарасов В.А., Комков М.А., Боярская Р.В.
Повышение физико-механических показателей теплозащитных покрытий при автоклавном формовании в нейтральной среде

В конструкции спускаемого аппарата пилотируемого космического корабля «Союз ТМА» применяются композиционные материалы на основе стеклянных волокон и фенольно-формальдегидного связующего. Связующее содержит в своем составе большое количество химически активных, в т. ч. и легковоспламеняющихся, компонентов. Формование и отверждение таких материалов производится вакуумно-автоклавным методом при повышенных температуре и давлении рабочей среды. Когда в качестве рабочей среды применяется воздух, существует возможность протекания реакций с участием кислорода, которые негативно сказываются на физико-механических свойствах материала и создают угрозы неуправляемых реакций окисления вплоть до термоокислительной деструкции материала.
Разработанная технология формования в нейтральной среде исключает возможность окисления материала, разрушения и разгерметизации вакуумных резиновых чехлов, применяемых при формовании, повышает безопасность и стабильность производственного процесса, качество и надежность изделий.
Особое внимание уделено созданию условий для обеспечения минимальных градиентов температур на изделиях при нагреве, термостатировании и охлаждении, а также обеспечению равномерного распределения связующего в материале в процессе формования. Результатом работы стало повышение уровня физико-механических характеристик теплозащитных материалов, точности геометрических параметров изделий и снижение их массы.
Важнейшим фактором, обеспечившим достижение указанных результатов, является создание новой технологии производства теплозащитных покрытий в нейтральной среде и высокоавтоматизированного автоклавного комплекса, который также обеспечивает технологическую основу для производства новых перспективных изделий из композиционных материалов.

Ключевые слова: спускаемый аппарат, тепловая защита, автоклавное формование, нейтральная среда.

 

ТЕПЛОВЫЕ, ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
И ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Грибков А.С., Попов А.Н., Синявский В.В.
Двухрежимная космическая ядерно-энергетическая установка на базе термоэмиссионного реактора-преобразователя и термоэлектро-химического генератора

Применительно к созданию транспортно-энергетического модуля для электроракетной доставки и последующего длительного энергоснабжения энергоемкой функциональной аппаратуры космического аппарата приведены результаты концептуально-проектных исследований возможности использования комбинированной двухрежимной ядерно-энергетической установки с термоэмиссионным реактором-преобразователем и термоэлектрохимическим генератором. Возможность использования термоэлектрохимического преобразователя (ТЭХП) для выработки электроэнергии определяется тем, что температура горячей зоны ТЭХП попадает в область температур литиевой системы охлаждения высокотемпературной ядерно-энергетической установки по литий-ниобиевой технологии для межорбитального буксира «Геркулес». Показана целесообразность использования части теплоизлучающей поверхности системы охлаждения установки для размещения на ней элементов ТЭХП. В термоэмиссионном реакторе выделяется зона бустерных тепловыделяющих элементов, охлаждаемых литиевым теплоносителем. На тепловых трубах системы теплосброса устанавливаются элементы ТЭХП с верхней температурой термодинамического цикла порядка 1200 К и нижней — 500–550 К. В качестве рабочего тела ТЭХП используется натрий, основной конструкционный материал — ниобиевый сплав НбЦУ, твердый электролит — в-Al2O3. Перечисленные материалы обладают комплексом свойств, позволяющих создать высокоэффективный ТЭХП, работающий в заданном температурном диапазоне. Приведены характеристики элемента и всего генератора электрической мощностью 30 кВт.

Ключевые слова: транспортно-энергетический модуль, двухрежимная ядерно-энергетическая установка, термоэмиссионный реактор-преобразователь, литий-ниобиевая технология, ниобиевый сплав НбЦУ, натрий, в-Al2O3.

 

НАЗЕМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, СТАРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Сизенцев Г.А.
Оценка безопасности систем освещения приполярных городов с орбиты

К перечню основных задач, связанных с угрозой прогнозируемого изменения глобального климата в XXI веке, относится замена углеводородной энергетики на возобновляемые источники энергии. Использование космической техники для солнечной инсоляции земной поверхности может внести свой позитивный вклад в решение этой задачи, одновременно способствуя сохранению легкоранимой экологии Приполярья. В данной работе рассматривается безопасность систем освещения с орбиты Земли российских и зарубежных приполярных городов. На основе выбранного критерия безопасности для базовой системы освещения проведены расчет его фактического значения, сравнение с нормативами, и представлена связь параметров для безопасных осветительных систем, имеющих орбитальное построение и схему освещения земных районов, аналогичные построению и схеме рассмотренной базовой системы.

Ключевые слова: системы освещения, критерий безопасности, орбитальное построение, схема освещения.

 

ДИНАМИКА, БАЛЛИСТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Архангельский Н.И., Акимов В.Н., Елисеев И.О., Кувшинова Е.Ю.
О целесообразности использования эллиптических орбит базирования для повышения эффективности применения многоразовых ядерных буксиров

Проведен проектно-баллистический анализ влияния параметров вспомогательных разгонных блоков и формируемых ими эллиптических орбит базирования для многоразового межорбитального буксира на основе ядерной энергоустановки и электроракетной двигательной установки мегаваттного класса на эффективность его применения в задаче доставки полезных грузов на геостационарную орбиту. Показано, что в сравнении с вариантом круговой радиационно безопасной орбиты высотой Hкр = 800 км применение эллиптических орбит базирования в сочетании с использованием вспомогательных разгонных блоков на базе кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателей позволяет улучшить энергомассовые показатели эффективности многоразового буксира, а также увеличить экономию затрат от его применения по сравнению с наиболее эффективными средствами межорбитальной транспортировки традиционного типа — одноразовыми кислородно-водородными разгонными блоками.

Ключевые слова: многоразовый межорбитальный буксир, ядерная энергоустановка, электроракетная двигательная установка, орбита базирования.

 

Зыков А.В., Субботин А.В.
Математическое моделирование выпуска тросовой системы из вращающегося центрального тела

В статье исследуется задача выпуска весомого троса, представляющего часть полотнища круглого солнечного паруса в уложенном состоянии, под действием центробежных сил инерции. Аналитическим путем находится угол наклона квазистационарной формы троса при выпуске с постоянной скоростью. Рассматриваются различные способы выпуска троса: при постоянной скорости, при равномерно убывающей скорости и при скорости, обеспечивающей постоянное отклонение конца троса от радиального направления. Рассматриваются преимущества и недостатки каждого из способов выпуска. Основное внимание уделяется минимизации возмущающего воздействия троса на центральное вращающееся тело, из которого выпускается сложенное полотнище паруса. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании систем первоначального этапа раскрытия солнечных парусов на космических платформах с большими вращающимися солнечными парусами.

Ключевые слова: солнечный парус, квазистационарная форма, способы выпуска из уложенного состояния, математическое моделирование.

 

МАШИНЫ И АППАРАТЫ, ПРОЦЕССЫ ХОЛОДИЛЬНОЙ И КРИОГЕННОЙ ТЕХНИКИ, СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

Романов С.Ю., Гузенберг А.С., Рябкин А.М.
Концепция комплекса систем жизнеобеспечения экипажей межпланетных экспедиций

В статье определен состав систем, обеспечивающих регенерацию воды и кислорода из продуктов жизнедеятельности экипажа в замкнутом физико-химическом комплексе системы жизнеобеспечения межпланетных космических экспедиций. Это комплекс с модернизированными системами регенерации воды из всех возможных источников, с обезвоженными рационами питания, системой регенерации кислорода из диоксида углерода на основе электролиза диоксида углерода с получением кислорода и монооксида углерода с его последующей гидрогенизацией до воды и метана, и с включением биологических звеньев.
Такой комплекс может быть создан как базовый на основе модернизации комплекса систем жизнеобеспечения станций «Мир» и МКС как для лунных и межпланетных полетов, так и для полетов на орбите Земли. При этом значительно уменьшается грузопоток на пилотируемую орбитальную станцию ресурсных элементов систем и продуктов для экипажа. В статье приведены схемы и параметры основных проектируемых систем регенерации и базового комплекса в целом, а также массоэнергетическая сводка комплекса.

Ключевые слова: экипаж, космический полет, среда обитания, физико-химический комплекс систем жизнеобеспечения, регенерация воды и кислорода из продуктов жизнедеятельности, переменная масса систем, биологические системы жизнеобеспечения.

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Богачев А.В., Воробьева Е.А., Зубов Н.Е.
Управление ориентацией и разгрузка накопленного кинетического момента инерционных исполнительных органов космического аппарата на высокоэллиптической орбите

В статье рассматривается динамика углового движения космического аппарата на высокоэллиптической орбите. Разработан алгоритм управления угловым движением космического аппарата и разгрузки кинетического момента инерционных исполнительных органов космического аппарата на высокоэллиптической орбите, использующий для этого гравитационный момент. Для построения законов управления ориентацией и разгрузки накопленного кинетического момента космического аппарата применяется метод точного размещения полюсов. Получено численное решение задачи управления ориентацией и разгрузкой кинетического момента космического аппарата на высокоэллиптической орбите по всем трем каналам управления на участке орбиты, свободном от выполнения целевой задачи, в окрестности перигея. Также произведен анализ устойчивости системы линеаризованных дифференциальных уравнений, описывающих динамику поведения космического аппарата на высокоэллиптической орбите.

Ключевые слова: управление ориентацией, разгрузка кинетического момента, инерционные исполнительные органы, высокоэллиптическая орбита, космический аппарат, гравитационный момент, метод точного размещения полюсов.

 

СКАЧАТЬ НОМЕР
№ 3(18) июль - сентябрь 2017