English

Abstracts

 2 (17) april-june 2017

The Space Engineering and Technology magazine
 2 (17), 2017

 

Contents

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN AEROSPACE ACTIVITIES

Derechin A.G., Zharova L.N., Sinyavskiy V.V., Solntsev V.L., Sorokin I.V.
International cooperation in the sphere of manned lights. Part 2. Development and operation of the International Space Station

Problems of the international cooperation during development and operation of the Russian Segment (RS) of the International Space Station (ISS) are discussed. The history of the project and the structure of the joint management bodies are given. The solution of international legal matters is considered including property and resource allocation issues. The difficulties of the Russian party when financing the program in the nineties and in the early 2000s are described. The progress of the program is described, it is noted that Russia has fulfilled its international obligations. The role of RSC Energia in providing manned and cargo flights to the ISS upon termination of the U.S. space shuttle flights is emphasized. The results of cooperation and the examples of mutual assistance of partners, difficulties of generating. Segments and agreements on prolongation of the ISS operation are shown. Space experiments made jointly with foreign colleagues are briefly listed.

Key words: manned cosmonautics, International cooperation, the International Space Station, the ISS, the Russian Segment, scientific experiments, international legal matters, financing the ISS program.

 

FLYING VEHICLES AERODYNAMICS AND HEAT EXCHANGE PROCESSES

Arkhipov A.B., Bryukhanov N.A., Dementyev V.K., Dyadkin A.A., Komarov V.V., Ponomarev N.B., Ponomarev A.A.
Experimental studies of acoustic efects of propulsive landing system jets on reentry vehicle of crew transportation spacecraft

The paper presents results of model-test studies of acoustic effects on the surface of the reentry vehicle of jets from vertical and horizontal braking nozzles of solid rocket landing engines of the advanced crew transportation system reentry vehicle.
The experimental studies were run in an anechoic box of the differential nozzle testing facility the Keldysh Center at 60120 kg-f/cm2 full pressure of working medium upstream of the nozzles, using high-temperature combustion products of air-ethanol propellant and cold air. The experimental studies were run using a landing surface mockup on a 1:7 scaled model of the reentry vehicle, which had all the nozzles of the propulsive landing system, as well as on a 1:1.5 scaled model of a single vertical braking nozzle with adjustable throat section and a mockup of a fragment of the aft section of the reentry vehicle. The obtained experimental data were scaled up to full-size conditions, which was necessary to determine the acoustic environment inside the crew cabin of the reentry vehicle and vibrations induced by the external acoustic field and acting upon the hardware and avionics components of the reentry vehicle.

Key words: reentry vehicle, solid-rocket landing system, landing surface, nozzle with adjustable throat section, acoustic effects of a jet.

 

Ganiev Yu.Kh., Gobyzov O.A., Lozhkin Yu.A., Rabetskiy A.S., Ryabov M.N., Filippov S.E., Shmanenkov V.N.
A study of the supersonic low ield around a lat plate with obstructions using the method of luminescent pressure transducers

The experience of developing rocket and space hardware in recent years has shown a steady increase in the proportion of vehicles with highly nonlinear aerodynamic properties and a trend away from geometric forms reducible to axisymmetric modeling problems. This is what drove development and introduction into experimental research at TsNIIMash of new methods and techniques for visualizing complex 3D patterns of detached flows occurring in the vicinity of control surfaces and superstructures.
Of interest in its own right is a study of origination of developed detached flow zones, pressure pulsations, vortex formations, condensation of individual components of gas flows and other transient processes, which need to be taken into account in the course of aerodynamic testing of advanced flying vehicles and complex engineering systems.
This paper discusses the results of experimental studies of patterns of spatial supersonic gas flow upstream of flat obstacles installed on the plate. Shadow method was used to obtain the pattern of flow around an obstacle in the flow axial plane perpendicular to the model. The main objective of the study was to simultaneously record pressure fields on the plate surface using the method of luminescent pressure transducers. The obtained pressure profiles were used as a basis for calculating aerodynamic loads on the model surface and conducting an analysis of the flow pattern in the separated-flow region upstream of the obstacle.

Key words: supersonic flow, planar optical measurements, pressure sensitive paint, three-dimensional flow separation.

 

FLYING VEHICLES ENGINEERING, DESIGN AND MANUFACTURING

Mironov V.V., Tolkach M.A.
Models of meteoroid environment in near-Earth space and determination of the meteoroid lux density

The tasks of evaluating the risk of damage against exposure to meteoroids and space debris of spacecraft are of crucial importance. Probability does not damage of spacecraft depends on the properties of its structural elements and the flux density of high-velocity particles. Impact properties of structural elements are determined by their ability to withstand high-speed impacts and describes by ballistic limit equations. This paper presents an analytical review of works for meteoroid flux density assessment, mostly foreign, based on several of Meteoroid Environment Models. General requirements, applicable to the experimental data, which might be considered appropriate for more general dependencies, suitable for the evaluation of meteoroid flux density are formulated. The values of the meteoroids flux density from different models, including the model presented in the current domestic standard are compared. Based on the analysis of the experimental data accumulated to date, analytical dependence for computing integral flux density of meteoroids near the Earth is offered.

Key words: meteoroid, space debris, the protection of spacecraft from meteoroids, meteoroids environment, flux density of meteoroids.

 

FLYING VEHICLES STRENGTH AND THERMAL ENVIRONMENTS

Bezmozgiy I.M., Bobylev S.S., Soinskiy A.N., Chernyagin A.G.
The efect of thrust cut-of of the third stage of the launch vehicle on the loading and strength of the transport cargo vehicle structure .....

This paper presents a study of the structural dynamic response of the Progress transport cargo vehicle (TCV) to a trust cut-off of the final stage of the Soyuz launch vehicle (LV). The impulse effect on the structure consisting of TCV and LV third stage was studied in the following two cases: the first case with a typical thrust cut-off, and the second case with a reduced gradient of the thrust decay. The studies were performed based on a multi-level dynamical modeling of the structures. The implemented technology made it possible to obtain the following results, i.e. to determine the configuration of the transformed impact reduced to any cross section of the vehicle; give an exhaustive estimation of the dynamic structural response to an impulse action; categorize the structures with the most intensive response to the impulse action; localize the area of the TCV structure with the highest level of the strain-stress state.
The studies made it possible to make the following main conclusions: the thrust cut-off of the final stage does not generate energy-intensive dynamic effects; the reduction of the thrust decay gradient reduces the structural loading level of by a factor of 1.5; a maximum stress level appears in a narrow area on one of the beams of the instrument compartment frame with a number of cycles less than 10; for the typical engine thrust cut-off the safety margin for peak stresses is more than two, and for a modified thrust cut-off it is more than three.
The results presented in the paper show that the LV third engine thrust cut-off is not a design case. It does not create a stress condition close to a critical state and does not affect the strength of TCV.

Key words: Progress TCV, LV thrust cut-off, dynamics of structures, modeling, loading, strain-stress state, strength.

 

Basov A.A., Leksin M.A., Prokhorov Yu.M.
A two-phase loop of thermal control system of science-power module. Numerical simulation of hydraulic characteristics

Issues of a structural design of thermal control system of a new science-power module of the International Space Station Russian Segment using a two-phase loop for heat discharge to the environment are considered. Description and logic of operation of a two-phase loop and elements being a part of it are given.
The simulation procedure and the results of numerical simulation of hydraulic characteristics of a two-phase loop are stated. The whole system was divided into separate sections. For each section a hydraulic characteristic was determined depending on the flow rate of liquid ammonia or its vapour with regard to hydraulic characteristics of specific units, circuit layout, length and diameter of pipelines connecting these units between themselves.
The obtained values of hydraulic characteristics in different sections of the fluid network allow to conclude about operability of the selected configuration system and confirm the stated characteristics provided by thermal control system.

Key words: two-phase loop, thermal control system, spacecraft, hydraulic design, numerical simulation, science-power module.

 

GROUND FACILITIES, LAUNCHING EQUIPMENT, OPERATION OF FLYING VEHICLES

Kaleri A.Yu., Kukin O.N., Serov M.V.
Methodology of cosmonauts light-testing activities in the course of manned transportation spacecraft development

The paper discusses organizing the activities of cosmonauts-testers on the basis of a common methodology allowing supporting preparations and running of flight tests on the new-generation crew transportation spacecraft. The methodology of flight-testing activities of cosmonauts-testers in the course of development of a crew transportation spacecraft is distinct from the existing way of doing things, first of all, in terms of productivity and focusing on innovation. The proposed methodology is considered as a system of principles and methods of organizing and structuring activities, as a theory about structure, logical organization, methods and means of activities. It presents constituent parts of the methodology, its structure in terms of logic and timing, procedure for performing the work, current results of applying the methodology at RSC Energia.

Key words: methodology, cosmonaut, crew transportation spacecraft, flight testing activities, innovation activity.

 

Svechkin V.P., Savelyev A.A., Sokolova S.P., Borozdina O.V.
Thermal control coating K-208Cp.Technology, properties and their changes in the operation process under the efect of space factors .

This article presents a composition of nominal thermal control coating package based on coating -208 components. The main results of research of the technology development and testing thermal control coating -208 of the solar reflectors class are stated. The advantages and disadvantages of thermal control coating -208 are given. The chemical composition and a way of making optical glass plates -208 are indicated, as well as the glass plates processing before applying highly reflective coating. The advantages of the magnetron method used for applying highly reflective and protective coatings are given and justified. The layout diagram of the vacuum chamber sputtering unit, sequence of applying silver and stainless steel, features of the process for the maximum performance are described. The summarized data on the space factors effect on thermal control coating -208 are given, as well as the results of their effect and the results of the ground and flight tests of the coating.

Key words: thermal control coating, coating components, space factors.

 

CHECKING AND TESTING FLYING VEHICLES AND THEIR SYSTEMS

Belonogov G.V., Vorobyev Yu.., Gukalo .., Magzhanov R.., Sokolova S.P., Tsygankov O.S.
First experience to clean the external surface of the spacecraft window panel

The technological operation for cleaning the window panel external surface of the Service Module being part of the Russian Segment of the International Space Station is presented. The work was prepared by specialists of S.P. Korolev Rocket & Space Public Corporation Energia and for the first time in practice of manned spacecraft operation was performed during extravehicular activity on August 10, 2015 by cosmonauts Gennady Padalka and Mikhail Kornienko. The article underlines the importance of cleanliness of the mentioned window panels for their intended use, the examples of their actual state are given, some assumptions about the sources and causes of pollution are stated, the urgency of this problem is substantiated and the approach to its solution is shown including demonstration of the capability of mechanical removal of the fine dust layer in the scope of space experiment Test. The cleaning device is shown, the description of manipulations and actions of cosmonauts during extravehicular activity (EVA) is given. Preliminary data on the composition of the refinement products which were returned to Earth and subjected to physicochemical analysis is obtained as an additional result of these activities. Research will be continued in the interests of rationalizing the treatment technology and dust prevention.

Key words: window panel, surface condition, extravehicular activity, fine dust, mechanical treatment.

 

DOWNLOAD
 2 (17) april-june 2017

Русский
На главную Написать письмо Контакты Карта сайта

Аннотации

№2(17) апрель-июнь 2017

Журнал "Космическая техника и технологии"
№2(17), 2017

 

Содержание номера

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деречин А.Г., Жарова Л.Н., Синявский В.В., Солнцев В.Л., Сорокин И.В.
Международное сотрудничество в сфере пилотируемых полетов. Часть 2. Создание и эксплуатация Международной космической станции

Обсуждаются вопросы международного сотрудничества при создании и эксплуатации Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС). Приведены история проекта и структура совместных органов управления. Рассказывается о решении международно-правовых вопросов, включая проблемы собственности и распределения ресурсов. Описаны сложности российской стороны при финансировании программы в 1990-е и в начале 2000-х гг. Описан ход выполнения программы, отмечается, что Россией выполнены международные обязательства. Подчеркивается роль РКК «Энергия» в обеспечении пилотируемых и грузовых полетов к МКС после прекращения полетов транспортных кораблей США Shuttle. Показаны результаты сотрудничества и примеры взаимовыручки партнеров, трудности формирования сегментов и договоренности о продлении функционирования МКС. Кратко перечислены космические эксперименты, выполненные совместно с зарубежными коллегами.

Ключевые слова: пилотируемая космонавтика, международное сотрудничество, Международная космическая станция, МКС, Российский сегмент, научные эксперименты, международно-правовые вопросы, финансирование программы МКС.

 

АЭРОДИНАМИКА И ПРОЦЕССЫ ТЕПЛООБМЕНА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Архипов А.Б., Брюханов Н.А., Дементьев В.К., Дядькин А.А., Комаров В.В., Пономарев Н.Б., Пономарев А.А.
Экспериментальные исследования акустических воздействий струй посадочной двигательной установки на возвращаемый аппарат пилотируемого транспортного корабля

Представлены результаты модельных экспериментальных исследований акустического воздействия струй сопел вертикального и горизонтального торможения посадочной твердотопливной двигательной установки возвращаемого аппарата перспективной пилотируемой транспортной системы на поверхность возвращаемого аппарата.
Экспериментальные исследования выполнены в акустически заглушенном боксе соплового дифференциального стенда ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» при полном давлении рабочего тела перед соплами 60…120 кгс/см2 на высокотемпературных продуктах сгорания воздушно-этанолового топлива и на холодном воздухе. Исследования проводились с имитатором посадочной поверхности на модели масштаба 1:7 возвращаемого аппарата со всеми соплами посадочной двигательной установки, а также на модели масштаба 1:1,5 одиночного сопла вертикального торможения с регулируемым критическим сечением и макетом фрагмента кормовой части возвращаемого аппарата. Выполнен пересчёт на натурные условия полученных экспериментальных данных, что необходимо для определения параметров акустической среды в обитаемом отсеке возвращаемого аппарата, и порождаемых внешним акустическим полем вибраций, действующих на оборудование и элементы электронной аппаратуры возвращаемого аппарата.

Ключевые слова: возвращаемый аппарат, посадочная твердотопливная двигательная установка, посадочная поверхность, сопло с регулируемым критическим сечением, акустическое воздействие струи.

 

Ганиев Ю.Х., Гобызов О.А., Ложкин Ю.А., Рабецкий А.С., Рябов М.Н., Филиппов С.Е., Шманенков В.Н.
Исследование сверхзвукового обтекания плоской пластины с расположенными на ней преградами методом люминесцентных преобразователей давления

Практика последних лет отработки изделий ракетно-космической техники показала монотонное возрастание удельной доли изделий с сильно нелинейными аэродинамическими характеристиками и тенденцию отхода от геометрических форм, которые можно свести к модельным осесимметричным задачам. Именно это определило создание и внедрение в практику экспериментальных исследований в ЦНИИмаш новых методов и технологий визуализации сложных трехмерных картин отрывных течений, возникающих в окрестности органов управления и надстроек.
Самостоятельный интерес представляет исследование особенностей возникновения развитых отрывных зон, пульсаций давления, формирования вихревых образований, конденсации отдельных компонентов газовых потоков и других нестационарных процессов, которые необходимо учитывать в процессе аэродинамической отработки современных летательных аппаратов и сложных технических систем.
В настоящей работе приведены результаты экспериментальных исследований структуры пространственного сверхзвукового течения потока газа перед плоскими препятствиями, расположенными на пластине. Теневым методом получена картина отрывного обтекания препятствия в плоскости симметрии течения, перпендикулярной к модели. Основной целью исследования была одновременная регистрация полей давления на поверхности пластины методом люминесцентных преобразователей давления. На основе полученных распределений давления рассчитаны аэродинамические нагрузки на поверхность модели и проведен анализ структуры потока в отрывной области перед препятствием.

Ключевые слова: сверхзвуковое течение, панорамный метод исследования, люминесцентный преобразователь давления, трёхмерные отрывные зоны.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Миронов В.В., Толкач М.А.
Модели метеороидной среды в околоземном космическом пространстве и определение плотности потока метеороидов

Задачи оценки риска повреждения космических аппаратов метеороидами и частицами космического мусора являются весьма актуальными. Вероятность неповреждения космического аппарата зависит от свойств элементов его конструкции и плотности потока сверхскоростных частиц. Влияние свойств элементов конструкции определяется их способностью противостоять высокоскоростному удару и описывается баллистическими предельными уравнениями. Настоящая статья представляет собой аналитический обзор работ (в основном зарубежных) по оценке плотности потока метеороидов на основе различных моделей метеороидной среды. Сформулированы общие требования, предъявляемые к экспериментальным данным, которые могут считаться приемлемыми для получения более общих зависимостей, пригодных для оценки плотности потока метеороидов. Сравнены величины плотности потока метеороидов, получаемые по различным моделям, в т. ч. по модели, представленной в действующем отечественном стандарте. Основываясь на анализе экспериментальных данных, накопленных к настоящему времени, предложена аналитическая зависимость для вычисления интегральной плотности потока метеороидов в окрестностях Земли.

Ключевые слова: метеороид, космический мусор, защита космического аппарата от метеороидов, метеороидная среда, плотность потока метеороидов.

 

ПРОЧНОСТЬ И ТЕПЛОВЫЕ РЕЖИМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Безмозгий И.М., Бобылев С.С., Софинский А.Н., Чернягин А.Г.
Нагружение и прочность конструкций транспортного космического корабля при воздействии отсечки тяги двигателя третьей ступени ракеты-носителя

Статья посвящена исследованию динамической реакции конструкции транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс» на отсечку тяги двигателя последней ступени ракеты-носителя (РН) «Союз». Импульсное воздействие на связку в составе ТГК и третьей ступени РН рассмотрено в двух вариантах: первый — типичная отсечка тяги, второй — с уменьшенным градиентом спада тяги. Исследования проведены на основе многоуровневого динамического моделирования конструкций. Реализованная технология решения задачи позволила получить следующие результаты: определить конфигурацию трансформированного, приведенного к любому поперечному сечению изделия, воздействия; дать исчерпывающую картину динамического отклика конструкции на импульсное воздействие; выделить класс конструкций с наиболее интенсивной реакцией на рассматриваемое импульсное воздействие; локализовать зону конструкции ТГК с максимальным уровнем напряженно-деформированного состояния.
Из проведенного исследования сделаны выводы, основные из которых следующие: отсечка тяги последней ступени не дает энергоемких динамических эффектов; смягчение градиента спада тяги снижает уровень нагружения конструкции в 1,5 раза; максимальный уровень напряжений реализуется в узкой зоне на одной из балок рамы нижнего приборного отсека с числом циклов менее 10; для типичной отсечки тяги двигателя запас прочности по пиковым напряжениям более двух, для модифицированной отсечки — более трех.
Представленные в статье результаты показывают, что отсечка тяги третьей ступени РН не является расчетным случаем, не формирует напряженного состояния, близкого к критическому, и не оказывает влияния на прочность ТГК.

Ключевые слова: ТГК «Прогресс», отсечка тяги РН, динамика конструкций, моделирование, нагружение, напряженно-деформированное состояние, прочность.

 

Басов А.А., Лексин М.А., Прохоров Ю.М.
Двухфазный контур системы обеспечения теплового режима научно-энергетического модуля. Численное моделирование гидравлических характеристик

В работе рассмотрены вопросы конструктивного исполнения системы обеспечения теплового режима нового научно-энергетического модуля Российского сегмента Международной космической станции с использованием двухфазного контура для сброса тепла в окружающее пространство. Приведено описание и логика работы двухфазного контура и входящих в его состав элементов.
Изложены методика проведения и результаты численного моделирования гидравлических характеристик двухфазного контура. Вся система была разбита на отдельные участки. Для каждого из них с учетом гидравлических характеристик конкретных агрегатов, схемной компоновки, длин и диаметров трубопроводов, соединяющих агрегаты между собой, была определена гидравлическая характеристика в зависимости от расхода аммиака или его паров.
Полученные значения гидравлических характеристик на различных участках гидравлической сети позволяют сделать вывод о работоспособности системы выбранной конфигурации и подтвердить обеспечение системой обеспечения теплового режима заявленных характеристик.

Ключевые слова: двухфазный контур, система обеспечения теплового режима, космический аппарат, гидравлический расчет, численное моделирование, научно-энергетический модуль.

 

НАЗЕМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, СТАРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Калери А.Ю., Кукин О.Н., Серов М.В.
Методология летно-испытательной деятельности космонавтов при создании пилотируемого транспортного корабля

В статье рассматривается организация деятельности космонавтов-испытателей на основе единой методологии, позволяющей обеспечить подготовку и выполнение летных испытаний пилотируемого транспортного корабля нового поколения. Методология летно-испытательной деятельности космонавтов-испытателей при создании пилотируемого транспортного корабля отличается от существующей организации работ прежде всего продуктивностью и инновационной направленностью. Предлагаемая методология рассматривается как система принципов и способов организации и построения деятельности, как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Представлены составные части методологии, ее логическая и временнaя структуры, технология выполнения работ, текущие результаты применения методологии в РКК «Энергия».

Ключевые слова: методология, космонавт, пилотируемый транспортный корабль, летно-испытательная деятельность, инновационная деятельность.

 

Свечкин В.П., Савельев А.А., Соколова С.П., Бороздина О.В.
Терморегулирующее покрытие К-208Ср. Технология получения, свойства и их изменения в процессе эксплуатации при воздействии факторов космического пространства

В настоящей статье приводится состав штатного пакета терморегулирующего покрытия на основе элементов покрытия К-208Ср. Изложены основные результаты исследований по отработке технологии получения и испытаний терморегулирующего покрытия К-208Ср класса «солнечные отражатели». Приведены достоинства и недостатки терморегулирующего покрытия К-208Ср. Указаны химический состав и способ получения пластин оптического стекла К-208, а также подготовка пластин стекла перед нанесением высокоотражающего покрытия. Приведены и обоснованы достоинства применяемого магнетронного метода нанесения высокоотражающего и защитного покрытий. Описаны схема внутрикамерного устройства вакуумной напылительной установки, последовательность нанесения серебра и нержавеющей стали, особенности проведения процесса для получения максимальной производительности. Приведены сводные данные по действующим на терморегулирующее покрытие К-208Ср факторам космического пространства и результаты их воздействия, результаты наземных и летных испытаний покрытия.

Ключевые слова: терморегулирующее покрытие, элементы покрытия, факторы космического пространства.

 

КОНТРОЛЬ И ИСПЫТАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ СИСТЕМ

Белоногов Г.В., Воробьев Ю.А., Гукало А.А., Магжанов Р.М., Соколова С.П., Цыганков О.С.
Первый опыт очистки внешней поверхности остекления иллюминатора космического пилотируемого аппарата

Представлена технологическая операция по очистке внешней поверхности остекления иллюминатора служебного модуля, входящего в состав Российского сегмента Международной космической станции. Работа подготовлена специалистами ПАО РКК «Энергия» имени С.П. Королёва и впервые в практике эксплуатации космических пилотируемых аппаратов выполнена в процессе внекорабельной деятельности 10 августа 2015 г. космонавтами Геннадием Падалка и Михаилом Корниенко. В статье отмечено значение чистоты остекления иллюминаторов для их целевого использования, приведены примеры их фактического состояния, изложены предположения об источниках и причинах загрязнений, обоснована актуальность задачи и показан подход к ее решению, включая демонстрацию возможности механического снятия мелкодисперсного слоя пыли в рамках космического эксперимента «Тест». Показано устройство приспособления для очистки, дано описание манипуляций и действий космонавтов при работе в открытом космосе. В качестве дополнительного результата этих работ получены предварительные данные о составе продуктов очистки, которые были возвращены на Землю и подвергнуты физико-химическому анализу. Исследования будут продолжены в интересах рационализации технологии очистки и профилактики запыления.

Ключевые слова: остекление иллюминатора, состояние поверхности, внекорабельная деятельность, мелкодисперсная пыль, механическая очистка.

 

СКАЧАТЬ НОМЕР
№ 2 (17) апрель — июнь 2017