English

Abstracts

2 (13) april-june 2016

The Space Engineering and Technology magazine
2 (13), 2016

Contents

FLYING VEHICLES AERODYNAMICS AND HEAT EXCHANGE PROCESSES

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN AEROSPACE ACTIVITIES

Bideev A.G., Gorbova N.V., Kuzmin V.V., Kaportseva G.N., Lakhin .I., Novikov .L., Polnikov .S., Simonova .V., Skobelev P.., Sycheva M.V., Uspenskaya N.V., Khamits I.I.
Results of putting into operation the multi-agent system for scheduling of flight program, cargo low and resource management of ISS Russian Segment

The purpose of this study is to evaluate the results of implementing the interactive multi-agent system for scheduling of light program, cargo low and resource management of International Space Station Russian segment within RSC Energia. The system consists of several software modules, each responsible for generating a schedule for an aspect of the International Space Station logistics and monitoring the deviations as the plans are implemented. We assessed the length of main project stages, the capabilities of each software module and their input on the total increase in performance. Usage of the system greatly increased the speed of generating and updating schedules, allowed for the flexibility and promptness in decision-making and increased the efficiency of using the International Space Station resources.

Key words: multi-agent system, International Space Station Russian segment, light program, cargo low, International Space Station logistics, operation results, adaptive scheduling.

 

Kalinkin D.A., Komarov M.V.
Project-oriented training of foreign customer specialists in space technic creation process of RSC Energia

The first in rocket and space branch experience of project-oriented foreign customer specialists team loop organization is presented in this article. The training is carried out on spacecraft development direction through international commercial contract. The practical training organization principals requests are defined and practical recommendations on requests implementation are given. Methodology of specialist training as a practical training on engineering-plant trough creation of Space Craft is proposed. Main phases of training and results are considered. Practical training arrangement and realization and trainees achievement assessments are presented. Scheme of customer trainees participation into contract phase review procedure is considered and order of this participation process is offered. Long-term benefits of customer trainees practical training realization trough designing, construction, experimental refining, assembly and tests of automatic spacecraft for the customer and for technic developer-enterprise are presented.

Key words: spacecraft design, practical training, foreign specialists training organization, competence, benefits.

 

FLYING VEHICLES ENGINEERING, DESIGN AND MANUFACTURING

Khamits I.I., Filippov I.M., Burylov L.S., Medvedev N.G., Chernetsova A.A., Zarubin V.S., Feldstein V.A., Buslov E.P., Li A.A., Gorbunov Yu.V.
Large transformable structures for advanced manned complexes

Since 2012 RSC Energia, within the framework of investment project Development of a Prototype Transformable Habitable Space Module has been conducting independent design work on transformable modules, construction and developmental testing of a scale model of a transformable module and fragments of a multilayer transformable pressurized shell. The paper covers main results of the work completed under the project, including tests of fragments of a multilayer transformable pressurized shell, selection of the micrometeoroid protection design and its developmental testing, manufacturing and ground testing of a scale mockup of the transformable module. In addition to this, the paper describes the outlook for further implementation of the project to develop a midsized experimental transformable module, as well as to use the developed technology of inflatable transformable modules in the interests of development of the Russian manned space flight.

Key words: transformable module, multilayer transformable pressurized shell, micrometeoroid protection, transformable structures.

 

FLYING VEHICLES STRENGTH AND THERMAL ENVIRONMENTS

Sofinskiy A.N.
Impact of structural shape distortion on its load-bearing capability

The article describes a distortion of thin-wall shells caused by transverse and longitudinal shrinkage of a structural material during formation of a joint weld. This phenomenon is typical for fuel tanks of launch vehicles, upper stages, propulsion systems of space vehicles and spacecraft and pressurized compartments, i.e. habitable, cargo, instrument compartments. The procedure of approximating the distorted shell shape is presented, and examples of calculation of stress-strain behavior of the shell with the geometry actually obtained in manufacturing are given. It is shown how drastically stresses vary in the area of shrinkage cavities as compared to stresses in the shell of a regular shape. Given are calculation results and experimental data on decrease of a load-bearing capability of the shells of high-strength materials, as well as many-fold reduction of service life of shells made of a high-ductile material under cyclic loading due to geometrical distortion. It is shown that the joint weld in conjunction with a modified geometry of the shell is the most vulnerable structural point in terms of strength. The highest dependence on the shrinkage cavities of high-strength materials is specified. Cases of development of rocket and space structures are provided.

Key words: shell, shrinkage cavities, shape distortion, calculations, stress-strain behavior, strength.

 

FLYING VEHICLES THERMAL, ELECTRIC PROPULSION ENGINES AND POWER GENERATING SYSTEMS

Arkhangelsky N.I., Akimov V.N., Kuvshinova E.Yu., Sinitsyn A.A.
Selecting parameters of elliptical basing orbit to improve safety of nuclear reusable tugs

The design-ballistic analysis of the effect of parameters of elliptical basing orbits of the reusable interorbital tug based on the nuclear power plant and electrorocket propulsion system of megawatt-class safety and efficiency of its use in the program which provides heavy cargo traic to geostationary and near-Moon orbits has been made. It is shown that in comparison with the option of traditionally considered circular radiation safe orbit of altitude Hcir = 800 km the use of high elliptical basing orbits allows to reduce by approximately two orders the duration of staying in the single light of the tug itself and the launched payload in the area of intensive contamination with anthropogenic space debris. In this case the total weight of the payload to be delivered by the tug to target orbit can be signiicantly increased during its life cycle, as well as the xenon consumption per unit of weight of the payload to be delivered can be reduced several times.

Key words: reusable interorbital tug, nuclear power plant, electrorocket propulsion system, basing orbit.

 

GROUND FACILITIES, LAUNCHING EQUIPMENT, OPERATION OF FLYING VEHICLES

Karasev A.A.
On the automated analysis of the development results of the test software for unmanned spacecraft

Currently the tests of unmanned spacecraft are conducted in the automated mode using the corresponding software at the computer-aided test facility. In the development phase there is a problem of evaluating the execution of design documentation. Such an evaluation can be made using automatically generated test protocols to be analyzed. Their quantity is large enough to perform this operation manually. To solve this problem the support software which can make such an evaluation by data of protocols and test programs was developed.
When using this approach for one of the spacecraft prototypes developed by design bureau Arsenal one can get the results correlating with the requirements for qualitative evaluation of the development test. Thus, the proposed method proved its eiciency during inderect evaluation of the spacecraft test results.
The proposed approach allowed to solve the problem of evaluating the results with presentation of statistical values which earlier were not known for a fact.

Key words: tests, test software, test results analysis, unmanned spacecraft.

 

Borisov M.I., Vladykin S.A., Zhartovsky G.S., Lozhkin D.S., Pakhmutov P.A., Pochekutov D.V., Sumarokov A.V., Fedoseev S.V.
Angular accelerometer for bench microvibration testing of high-precision guidance and stabilization system for line-of-sight of science hardware

The article describes the angular accelerometer developed for bench tests and development testing of high-precision guidance and stabilization systems for science hardware line-of-sight. Consideration is given to known structures and measurement designs for one-component angular accelerations. It is shown that only converters with proven metrological properties shall be used for high-precision measurements of microvibration parameters of science hardware. The developed accelerometer is intended for one-component measurements of angular vibration parameters when exposed to multidimensional vibration from units of arc seconds and higher within the frequency range from fractions to several hundreds of Hertz. The accelerometer was used in investigations of microvibration of twoaxial guidance platform Monitor in ground conditions on a specially designed desaturation bench before its installation on the Russian Segment of the International Space Station.

Key words: angular accelerometer, multi-dimensional vibration, one-component measurements of microvibrations, desaturation bench, two-axial guidance platform.

 

CHECKING AND TESTING FLYING VEHICLES AND THEIR SYSTEMS

Belyaev B.I., Belyaev .Yu., Sarmin E.E., Gusev V.F., Desinov L.V., Ivanov V.., Krot Yu.., Martinov .., Ryazantsev V.V., Sosenko V..
Design and flight tests of science hardware Video-Spectral System on board the Russian Segment of the ISS

Earth remote sensing including monitoring of catastrophic phenomena within space experiment Uragan on board the Russian Segment of the International Space Station is performed using digital single-lens reflect cameras with long-focal-length lens and manual spectrometric devices (science hardware Photo-spectral system). To increase the information content and interpretation quality of the data obtained science hardware Video-spectral system was delivered to the Russian segment of the International Space Station in October 2014 to measure the spectral density of radiance of 270 local zones of the underlying terrain of about 40 m in size with a spectral resolution no less than 5 nm in the range of 400 ... 950 nm.
The article describes technical characteristics, main tasks, as well as the first measurements of the science hardware Video-spectral system.

Key words: Earth remote sensing, spectrometers, Video-spectral system, space experiment Uragan.

 

FLYING VEHICLES DYNAMICS, TRAJECTORY AND MOTION CONTROL

Kichigina O.K.
Optimization of conditions for transfer to frozen sun-synchronous orbit with repeating ground track using low-thrust engines with restrictions on control

The paper discusses the problem of controlling a satellite with the use of low-thrust engines during its transfer from the injection orbit established by the launch vehicle to the sun-synchronous orbit with stable altitude proile and repeating ground track. It is assumed that duration of each maneuver is limited and the orbital averaged eccentricity vector is forced towards the centre of the circle drawn by the eccentricity vector during its natural passive drift. The optimal parameters (semi-major axis, eccentricity and argument of perigee) of the injection orbit that provide minimum duration of the transfer are determined within the limits of the speciied conditions. The track shift and deviation of local time of ascending node accumulated during multiple-turn transfer period are estimated. It is shown that the deviation of local time of ascending node has to be taken into account when calculating right ascension of ascending node of the injection orbit and the track shift has to be removed at the end of transfer to the operational orbit. The achieved results are intended for design estimations of satellites orbital parameters, transfer duration and propellant consumption.

Key words: sun-synchronous orbit, frozen altitude, low thrust.

 

SYSTEMS ANALYSIS, CONTROL AND DATA PROCESSING

Brega A.N., Kovalenko A.A.
Command and program control of the mission of the International Space Station Russian Segment

In the course of carrying out a mission of a spacecraft (SC), its onboard systems need to be commanded from the ground. Traditionally, commands are sent from three sources: Mission control center, the onboard control system, the crew (for manned SC). This paper addresses the problems of command-and-program control of the mission of the Russian Segment of the International Space Station from the ground control system. The command and program control of a SC involves implementation of planned SC operations using command RF link and the SC onboard control system. Meant by operations in this case can be the combination of SC control actions integrated through an overarching design and aimed at achieving a speciic goal. In order to carry out a light operation, a number of problems in command and program controlling need to be solved. This paper will mostly focus on the following problems: generating command and program data arrays for carrying out light operations, verifying command and program data using a math model of the onboard control system.

Key words: mission control, command and program data, onboard control system.

 

MEASURING INSTRUMENTS AND TECHNIQUES

Bronnikov S.V., Karavaev D.Yu., Rozhkov A.S.
Investigation of geo-tagging technology and capabilities for Earth images obtained on human space vehicle using freely movable cameras

An angular system for geo-tagging of photographic images taken by cosmonauts using a freely movable camera is described. The development testing results for such authors-proposed system construction options developed based on a small-size sensor of Xsens Technologies B.V. (the Netherlands), sensor of Research and Production Company Optolink (Moscow), ultrasonic sensors of RUAP (Moscow) are presented. The proposed system options are investigated within space experiment Vizir. A description of the developed system composition, key performance, algorithm for computing photographic image center coordinates are provided. A new mode of computer-aided photographic equipment pointing to specified earth surface objects via voice commands is described. Calculation examples are given, and further research areas are formulated.

Key words: Earth photo imagery, Earth image geo-tagging, manned on-orbit station, crew.

 

DOWNLOAD
2 (13) april-june 2016

Русский
На главную Написать письмо Контакты Карта сайта

Аннотации

№2(13) апрель-июнь 2016

Журнал "Космическая техника и технологии"
№2(13), 2016

Содержание номера

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бидеев А.Г., Горбова Н.В., Кузьмин В.В., Капорцева Г.Н., Лахин О.И., Новиков А.Л., Полников А.С., Симонова Е.В., Скобелев П.О., Сычева М.В., Успенская Н.В., Хамиц И.И.
Практические результаты внедрения интерактивной мультиагентной системы построения программы полета, грузопотока и расчета ресурсов Российского сегмента МКС

Рассматриваются практические результаты внедрения интерактивной мультиагентной системы построения программы полета, грузопотока и расчета ресурсов Российского сегмента Международной космической станции (МАС «Программа полета и грузопоток»). Описываются основные этапы создания проекта от технического задания до промышленной эксплуатации системы. Дается краткое описание программных модулей системы, каждый из которых обеспечивает формирование и контроль реализации планов по одной из областей обслуживания станции. Описываются результаты внедрения системы: новые функциональные возможности, повышение гибкости и оперативности в принятии решений, увеличение эффективности использования ресурсов Международной космической станции, интеграция с уже существующими информационными системами РКК «Энергия». Дается оценка эффективности применения разработанной системы, и намечаются перспективы ее развития.

Ключевые слова: мультиагентная система, программа полета, результаты внедрения, оперативность в принятии решения.

 

Калинкин Д.А., Комаров М.В.
Проектно-ориентированная подготовка иностранных специалистов в процессе создания космической техники в РКК «Энергия»

Представлен первый в ракетно-космической отрасли опыт организации цикла проектно- ориентированной подготовки команды иностранных специалистов по направлению создания автоматических космических аппаратов в ходе международного коммерческого контракта. Предложена методика обучения специалистов в виде стажировки на предприятии в процессе изготовления космической техники. Определены основные требования к организации стажировки, даны практические рекомендации по их выполнению. Рассмотрены основные этапы и результаты подготовки. Представлен вариант организации и проведения практической подготовки с оценкой результатов, достигнутых стажерами. Описана схема и предложен порядок участия стажеров в рассмотрении этапов контракта. Представлены преимущества как для Заказчика, так и для предприятия-разработчика новой техники от проведения практической подготовки стажеров в ходе проектирования, конструирования, экспериментальной отработки, сборки и испытаний автоматического космического аппарата.

Ключевые слова: проектирование космических аппаратов, стажировка, организация подготовки иностранных специалистов, преимущества.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Хамиц И.И., Филиппов И.М., Бурылов Л.С., Медведев Н.Г., Чернецова А.А., Зарубин В.С., Фельдштейн В.А., Буслов Е.П., Ли А.А., Горбунов Ю.В.
Трансформируемые крупногабаритные конструкции для перспективных пилотируемых комплексов

С 2012 г. РКК «Энергия» в инициативном порядке в рамках инвестиционного проекта «Создание прототипа трансформируемого обитаемого космического модуля» проводились работы по проектированию трансформируемых модулей, созданию и экспериментальной отработке масштабного макета трансформируемого модуля, фрагментов многослойной трансформируемой гермооболочки. В данной статье отражены основные результаты проведенных работ по проекту, включающих испытания фрагментов многослойной трансформируемой гермооболочки, выбор схемы микрометеороидной защиты и ее экспериментальную отработку, производство и наземную отработку масштабного макета трансформируемого модуля. описаны перспективы дальнейшей реализации проекта в плане разработки экспериментального трансформируемого модуля среднего типоразмера, а также использования созданной технологии надувных трансформируемых модулей в интересах развития российской пилотируемой космонавтики.

Ключевые слова: трансформируемый модуль, многослойная трансформируемая гермооболочка, микрометеороидная защита, трансформируемые конструкции.

 

ПРОЧНОСТЬ И ТЕПЛОВЫЕ РЕЖИМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Софинский А.Н.
Влияние искажения формы конструкции на ее несущую способность

статье описано искажение формы тонкостенных оболочек, вызванное поперечной и продольной усадкой конструкционного материала в процессе формирования сварного шва. Это явление характерно для топливных баков ракет-носителей, разгонных блоков, двигательных установок космических аппаратов и для герметичных отсеков: обитаемых, грузовых, приборных. Изложена методика аппроксимации искаженной формы оболочки, даны примеры расчета напряженно-деформированного состояния оболочки с фактически полученной в изготовлении геометрией. Показано, насколько радикально изменяются напряжения в зоне сварочных утяжек по сравнению с напряжениями в оболочке правильной формы. Приведены результаты расчетов и экспериментальные данные по снижению несущей способности оболочек из высокопрочных материалов, а также по многократному снижению ресурса оболочек из высокопластичного материала при циклическом нагружении вследствие искажения геометрии. Показано, что сварной шов в совокупности с измененной геометрией оболочки является наиболее уязвимым местом конструкции с точки зрения прочности. Отмечена наибольшая зависимость от утяжек конструкций из высокопрочных материалов. Приведены примеры из практики создания ракетно-космических конструкций.

Ключевые слова: оболочка, сварочные утяжки, искажение формы, расчеты, напряженно- деформированное состояние, прочность.

 

ТЕПЛОВЫЕ, ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
И ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Архангельский Н.И., Акимов В.Н., Кувшинова Е.Ю., Синицын А.А.
Выбор параметров эллиптической орбиты базирования для повышения безопасности применения многоразовых ядерных буксиров

Проведен проектно-баллистический анализ влияния параметров эллиптических орбит базирования многоразового межорбитального буксира на основе ядерной энергоустановки и электроракетной двигательной установки мегаваттного класса на безопасность и эффективность его применения в программе обеспечения больших грузопотоков на геостационарную и окололунную орбиты. Показано, что в сравнении с вариантом традиционно рассматриваемой круговой радиационно безопасной орбиты высотой Нкр = 800 км использование высокоэллиптических орбит базирования позволяет снизить примерно на два порядка длительность пребывания в единичном рейсе как самого буксира, так и выводимого полезного груза в зоне интенсивного загрязнения техногенным космическим «мусором». При этом может быть существенно увеличена суммарная масса грузов, доставляемых буксиром на целевую орбиту за его жизненный цикл, а также снижен в несколько раз расход ксенона на единицу массы доставляемого полезного груза.

Ключевые слова: многоразовый межорбитальный буксир, ядерная энергоустановка, электроракетная двигательная установка, орбита базирования.

 

НАЗЕМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, СТАРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Карасёв А.А.
Об автоматизированном анализе результатов отработки испытательного программного обеспечения автоматического космического аппарата

В настоящее время испытания автоматических космических аппаратов проводятся в автоматизированном режиме с помощью соответствующего программного обеспечения на автоматизированном испытательном комплексе. На этапе выполнения опытно-конструкторских работ возникает задача оценки отработанности конструкторской документации. Такую оценку можно проводить с помощью автоматически генерируемых протоколов испытаний, которые необходимо проанализировать. Их количество слишком велико, чтобы выполнять эту работу вручную. Для решения этой проблемы было разработано вспомогательное программное обеспечение, которое может провести такую оценку по данным протоколов и испытательных программ.
При использовании такого подхода для одного из опытных космических аппаратов разработки конструкторского бюро «Арсенал» удалось получить результаты, коррелирующиеся с представлениями о качественной оценке отработки. Таким образом, предложенный метод доказал свою эффективность при косвенной оценке результатов испытаний космических аппаратов.
Предложенный подход позволил решить поставленную задачу по оценке результатов с представлением статистических величин, которые ранее были достоверно неизвестны.

Ключевые слова: испытания, испытательное программное обеспечение, анализ результатов испытаний, автоматический космический аппарат.

 

Борисов М.И., Владыкин С.А., Жартовский Г.С., Ложкин Д.С., Пахмутов П.А., Почекутов Д.В., Сумароков А.В., Федосеев С.В.
Датчик угловых ускорений для стендовых исследований микровибрации систем высокоточного наведения и стабилизации линии визирования научной аппаратуры

В статье описывается датчик угловых ускорений, разработанный для стендовых испытаний и отработки систем высокоточного наведения и стабилизации линии визирования научной аппаратуры. Рассмотрены известные конструкции и схемы измерения однокомпонентных угловых ускорений. Показано, что для высокоточных измерений параметров микровибраций научной аппаратуры необходимо использовать только преобразователи, метрологические свойства которых апробированы. Разработанный датчик предназначен для однокомпонентных измерений параметров угловых ускорений в условиях действия многомерной вибрации от единиц угловых секунд и выше в диапазоне частот от долей до нескольких сотен герц. Датчик был использован при исследованиях микровибрации двухосной платформы наведения «Монитор» в наземных условиях на специально разработанном стенде разгрузки перед ее установкой на Российский сегмент Международной космической станции.

Ключевые слова: датчик угловых ускорений, многомерная вибрация, однокомпонентные измерения микровибраций, стенд разгрузки, двухосная платформа наведения.

 

КОНТРОЛЬ И ИСПЫТАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ СИСТЕМ

Беляев Б.И., Беляев М.Ю., Сармин Э.Э., Гусев В.Ф., Десинов Л.В., Иванов В.А., Крот Ю.А., Мартинов А.О., Рязанцев В.В., Сосенко В.А.
Устройство и летные испытания научной аппаратуры «Видеоспектральная система» на борту Российского сегмента МКС

Дистанционное зондирование Земли, в т. ч. мониторинг катастрофических явлений в рамках космического эксперимента «Ураган», на борту Российского сегмента Международной космической станции производится с использованием цифровых зеркальных фотоаппаратов с длиннофокусными объективами и ручных спектрометрических приборов (научная аппаратура «Фотоспектральная система»). Для повышения информативности и качества интерпретации получаемых данных в октябре 2014 г. на борт Российского сегмента Международной космической станции доставлена научная аппаратура «Видеоспектральная система», предназначенная для измерения спектральной плотности энергетической яркости 270 локальных зон подстилающей поверхности с размером сторон около 40 м со спектральным разрешением не хуже 5 нм в диапазоне 400…950 нм.
В статье приведены описание, технические характеристики, основные задачи, а также первые полученные измерения научной аппаратуры «Видеоспектральная система».

Ключевые слова: дистанционное зондирование Земли, спектрометры, «Видеоспектральная система», космический эксперимент «Ураган».

 

ДИНАМИКА, БАЛЛИСТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Кичигина О.К.
Оптимизация условий формирования двигателями малой тяги кратной солнечно-синхронной орбиты с устойчивым профилем высоты при ограничениях на управление

Рассматривается задача управления спутником в процессе его перевода двигателями малой тяги с орбиты выведения, формируемой ракетой-носителем, на кратную солнечно-синхронную орбиту с устойчивым профилем высоты. Предполагается, что длительность маневров ограничена, и принудительное изменение вектора эксцентриситета орбиты выполняется в направлении центра окружности естественного дрейфа этого вектора. В рамках указанных ограничений определяются оптимальные начальные параметры орбиты выведения (большая полуось, эксцентриситет и аргумент перигея), обеспечивающие перевод спутника на целевую орбиту за минимальное время. Исследуется смещение трассы и местного времени пролета спутником восходящего узла в течение многовиткового периода изменения орбитальных элементов. Показано, что отклонение местного времени пролета восходящего узла должно учитываться при расчете долготы восходящего узла орбиты выведения, а смещение трассы следует корректировать в конце этапа формирования целевой орбиты. Результаты работы предназначены для проектных оценок параметров движения спутника, расхода топлива и длительности межорбитального перехода.

Ключевые слова: солнечно-синхронная орбита, устойчивая высота, малая тяга.

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Брега А.Н., Коваленко А.А.
Командно-программное управление полетом Российского сегмента МКС

В процессе реализации программы полета космического аппарата (КА) требуется передавать управляющие воздействия его бортовым системам с Земли. Традиционно выдача управляющих воздействий осуществляется из трех источников: Центр управления полетами, бортовой комплекс управления, экипаж (для пилотируемых КА). Данная статья посвящена решению задач командно-программного управления полетом Российского сегмента Международной космической станции со стороны наземного комплекса управления. Командно-программное управление КА — это реализация запланированных операций КА с использованием командной радиолинии и бортового комплекса управления КА. Под операциями в данном случае можно понимать совокупность управляющих воздействий на КА, «объединенных единым замыслом и направленных на достижение заданной цели». Для того чтобы реализовать полетную операцию, необходимо решить ряд задач командно-программного управления. В данной статье мы уделим основное внимание следующим задачам: формирование массивов командно-программной информации для реализации полетных операций, верификация командно-программной информации на математической модели бортового комплекса управления.

Ключевые слова: управление полетом, командно-программная информация, бортовой комплекс управления.

 

ПРИБОРЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Бронников С.В., Караваев Д.Ю., Рожков А.С.
Исследование технологии и средств привязки изображений Земли, полученных на пилотируемом космическом аппарате с помощью свободно перемещаемых камер

Приводится описание угломерной системы для координатной привязки фотоизображений, получаемых космонавтами с помощью свободно перемещаемой фотокамеры. Показаны резуль- таты отработки предложенных авторами вариантов построения таких систем, созданных на базе малогабаритного датчика компании Xsens Technologies B.V. (Нидерланды), на базе датчика Научно-Производственной Компании «Оптолинк» (г. Москва), ультразвуковой сис- темы компании РУКЭП (г. Москва). Исследование предлагаемых вариантов системы выполняется в рамках космического эксперимента «Визир». Приводится описание устройства разработан- ных систем, основные технические характеристики, алгоритм вычисления координат центра фотоизображения. Описан новый режим автоматизированного наведения фотоаппаратуры на заданные объекты земной поверхности с помощью голосовых команд. Приведены примеры расчетов, сформулированы направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: фотосъемка Земли, привязка изображений Земли, пилотируемая орби- тальная станция, экипаж.

 

СКАЧАТЬ НОМЕР
№ 2 (13) апрель — июнь 2016