English

Abstracts

4 (11) october december 2015

Space Engineering and Technology magazine
4 (11), 2015

CONTENTS

FLYING VEHICLES AERODYNAMICS AND HEAT EXCHANGE PROCESSES

Babakov A.V., Beloshitsky A.V., Gaydaenko V.I., Dyadkin A.A.
Numerical simulation and analysis of flow patterns near a reentry space vehicle with firing rocket engines in the vicinity of the landing surface

The results of the numerical simulation of jets interaction of landing multi-nozzles engine with landing field are presented for recovery capsule of segment-conical form. The diffluent jets flow on landing surface and induced by jets flow near capsule are calculated. The investigations were carried out for several distances between landing surface and capsule. For each case the steady-state was achived. The time for realization steady-state flow and the values of the aerodynamic forces induced by ambient gas fluxes were defined. It was obtained that these values dependence from landing surface distance has monotonic character. In the configuration of engine nozzles under consideration the depression occur on all surfaces of the capsule. The force that deboost the engine thrust in vertical direction has place. In this case the gas flux that directed to capsule front part is formed. The calculations at deviations of the longitudinal capsule axis were realized. The flow structure and the effect on the aerodynamic characteristics were studied. The investigation of the engine thrust decreasing on parameters under consideration was actualized. In this case the engine thrust decreasing was modeling by jets pressure degression as well as the jets cross-section reduction. The visualization of spatial unsteady vortex structure is implemented. The numerical simulation is based on the unsteady finite-difference schemes of the flux method, approximating the conservation laws in integral form. The numerical simulation is carried out on parallel algorithms and realized on cluster multiprocessor systems.

Key words: aerodynamics, recovery capsule, landing engine jets, landing surface, numerical simulations, parallel algorithms, flow visualization.

 

FLYING VEHICLES THERMAL, ELECTRIC PROPULSION ENGINES AND POWER GENERATING SYSTEMS

Katkov R.E., Lozino-Lozinskaya I.G., Mosolov S.V., Skoromnov V.I., Smolentsev A.A., Sokolov B.A., Strizhenko P.P., Tupitsyn N.N.
Experimental development of a multifunctional liquid rocket engine with oxygencooled combustion chamber: results of 20092014

Results of the test program to provide confidence in liquid oxygen cooling without inner curtain cooling, performed in 20092014 on rocket engine test chambers of multifunctional oxygen-hydrocarbon liquid rocket engine 11D58MF, which is developing in RSC Energia, are presented. Design of thrust chamber cooling channels was based upon peculiarities of cryogenic oxygen in supercritical condition. Seven thrust chambers with different design were successfully tested 27 times. Fire tests were performed with various chamber pressure, propellant ratio and various ratio of oxygen feed in chamber and in cooling jacket. Basic design parameters of the thrust chambers efficiency of propellants combustion, increase in specific impulse, coolant oxygen heating and pressure drop are confirmed. Test results has approved efficiency of liquid oxygen cooling of oxygen-hydrocarbon fueled liquid rocket engine.

Key words: liquid rocket engine, combustion chamber, cooling, liquid oxygen, test results.

 

Ganzburg M.F., Kropotin S.A., Murashko V.M., Popov A.N., Sevastyanov N.N., Smolentsev A.A., Sokolov A.V., Sokolov B.A., Sukhov Yu.I.
Results of ten years of operation of electric thrusters within two telecommunication spacecrafts Yamal-200 in geostationary orbit

The paper presents results of operation of electric thrusters onboard two telecommunications spacecraft Yamal-200 over a period of ten years. It provides a description of propulsion systems and their major components: electric thruster modules, which bring the spacecraft to their stations in the geostationary orbit, provide stationkeeping and attitude control; power supply and control equipment, consisting of the power supply unit and thruster modules automatic control unit. It analyses propulsion system operational modes, peculiarities of operation of thruster modules and power supply and control equipment during steady-state operation, during transient processes during startup (reaching the nominal power mode) and during surge anode currents that are characteristic of electric thrusters with ceramic discharge chamber. It demonstrates stable operation of propulsion systems over a period of more than ten years with thruster modules accumulating more than 1 100 running hours during ~2 500 firings. It provides the results of continuous analysis of thruster modules thrust using methods developed by RSC Energia. It demonstrates that the thrust remained unchanged over the ten years of operation.

Key words: electric thruster, thrust module, running hours, number of firings, anode current surges, thruster modules thrust.

 

Gopanchuk V.V., Potapenko M.Yu.
Development of low-power plasma thrusters for small satellites

The paper presents the results of solutions to a number of practical problems, encountered during development of a new low-power plasma thruster and optimization of its configuration in order to improve its performance, as well as to reduce the energy cost of thrust generation. It provides a conceptual schematic of a plasma thruster with a hollow magnet anode. It presents the results of studies aimed at developing advanced low-power plasma thrusters within the range of 70 to 300 W, which provide improved output parameters while having lower mass and dimensions. The development effort resulted in low-power thrusters PlaS-34 and PlaS-40. It describes the results of studies into the effects of design parameters of magnetic and discharge systems on the performance of the thrusters. It describes operational features and behavior of specific parameters of the plasma thrusters of the new system at various operating points. It demonstrates the advantages of the PlaS thrusters in comparison with known analogs, as well as their competitive edge and the promising outlook for their application.

Key words:small satellite, electric propulsion, stationary plasma thruster, thrust efficiency, plasma thruster with a hollow magnet anode.

 

CHECKING AND TESTING FLYING VEHICLES AND THEIR SYSTEMS

Kirenkov V.V., Mikitenko V.G.
Solving inverse problems in evaluation of tests of rocket and space hardware using the methods of the optimal control theory

There are many known examples in the history of applied sciences where methods and approaches developed for one field of studies turn out to be quite effective for other fields, which at first glance seem to be absolutely unrelated. This observation is fully applicable to problems in processing and interpretation of experimental data from the results of tests on some dynamic systems, in particular, onboard systems of rocket and space equipment. This paper discusses from that standpoint some of the typical inverse problems encountered when evaluating the state of such systems. It shows how, in a number of cases that often occur in practice, methodological difficulties of solving such problems can be overcome by using methods developed in another known area of applied math, optimal control theory.

Key words: inverse problem, dynamic systems, inverse problems, applied math, optimal control theory.

 

FLYING VEHICLES DYNAMICS, TRAJECTORY AND MOTION CONTROL

Mikrin E.A., Orlovskiy I.V., Bragazin A.F., Uskov A.V.
New capabilities of the autonomous control system of upgraded Soyuz and Progress spacecraft for implementing a quick rendezvous with the ISS

The paper discusses algorithms for navigation, guidance and trajectory control implemented in the course of upgrading the control system of Russian spacecraft of Soyuz and Progress series. The control system is based on an adjustable strapdown inertial navigation system, using a realistic model of spacecraft motion. The upgrade of control algorithms was prompted by the new navigation capabilities provided by the installation of satellite navigation hardware onboard spacecraft and the International Space Station, which allow starting automatic rendezvous from the initial position. It provides a description of the guidance algorithm for calculating onboard the spacecraft all the maneuvers of the rendezvous plan, which takes into account the requirement of safe approach and constraints on the spacecraft velocity with respect to the orbital station during rendezvous. It discusses the feasibility of implementing the rendezvous operation using the so-called quick docking profiles. It provides an estimate of the relationship between the boundaries of the optimal range of phases and the duration of the rendezvous operation for quick profiles. It describes a strategy for expanding the range of phases for the currently used 4-orbit rendezvous profile with navigation support from radio monitoring of the orbit. It provides the results of the rendezvous with the ISS performed by Soyuz TMA-15M spacecraft, and the results of a simulation of a rendezvous using satellite navigation equipment.

Key words: spacecraft, space station, quick rendezvous, maneuver, satellite navigation, guidance, control.

 

Kovtun V.S., Kochergina M.N.
Use of phased antenna lattice as magnetic actuator of orientation system

At the moment, space based flat phased antenna lattices (PAL) have found broad application for the problem solving of provision of personal satellite communications. Normally, PALs have large square working surfaces. Modern spacecrafts under design with PAL use powered gyroscopes for orientation maintenance. This article looks into possibility of PAL use (existing designs) as magnetic actuator for unloading of kinematic momentum. In the process of interaction between intrinsic magnetic moments of the current loops of the array power supply and the Earth magnetic field, a control moment is generated which is directed oppositely to kinetic moment accumulated in the system of control moment gyros. The values of the intrinsic magnetic moments depend on the intended functionality of the PAL and the implemented design solutions related to current flows in the primary and secondary power supply circuits. The advantage of using PAL as final control devices consists in the fact that they do not require any additional increases in the mass of the spacecraft in order to conduct dynamic operations.

Key words: the phased antenna lattice, powered gyroscopes, kinetic moment, magnetic moment, control moment, module, emitter.

 

SYSTEMS ANALYSIS, CONTROL AND DATA PROCESSING

Ulybyshev Yu.P.
Short survey of international conferences SPACE 2014

A short survey of reports on astronautics conferences held by American Institute of Aeronautics and Astronautics (AIAA) in August 2014 (San-Diego, USA) is presented. About a quarter of the reports (86) of AIAA Space Conferene and AIAA/AAS Astrodynamics Specialist Conference are mentioned in the review. Subjects of the reports are wide range. Projects of manned spaceflights without circumterrestrial space cislunar flights, mission at lunar libration points, asteroids and the Mars. A number of messages are included complex associative analysis of such missions. Much reports are related with different matter for circumterrestrial spaceflights orbital rendezvous and inspection, Earths remote sensing and space coverage, satellite constellations. New astrodynamics methods are traditionally presented.

Key words: space missions, flights to Moon, interplanetary flights, space flight dynamics, astrodynamics, conferences, survey.

 

DOWNLOAD
4 (11) october december 2015

Русский
На главную Написать письмо Контакты Карта сайта

Аннотации

№4 (11) октябрь–декабрь 2015

Журнал "Космическая техника и технологии"
№4 (11), 2015

Содержание номера

АЭРОДИНАМИКА И ПРОЦЕССЫ ТЕПЛООБМЕНА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Бабаков А.В., Белошицкий А.В., Гайдаенко В.И., Дядькин А.А.
Численное моделирование и анализ структуры течения около возвращаемого космического аппарата с работающими реактивными двигателями вблизи посадочной поверхности

Рассматриваются результаты численного моделирования течения струй посадочной многосопловой двигательной установки возвращаемого аппарата сегментально-конического типа при взаимодействии с посадочной поверхностью. Рассчитываются как течение растекающихся по поверхности струй, так и индуцированное ими течение вблизи аппарата. Исследования проведены для нескольких расстояний между посадочной поверхностью и возвращаемым аппаратом. Для каждого случая рассчитывалось установившееся решение. Определены время установления течения и величины возмущающих аэродинамических сил, вызванных потоком окружающего воздуха, индуцированным струйным течением. Получена монотонная зависимость этих величин от расстояния до посадочной поверхности. В рассмотренной конфигурации расположения сопел двигательной установки на всех поверхностях возвращаемого аппарата имеется разрежение, и создается сила, уменьшающая тягу двигательной установки в вертикальном направлении. При этом формируется поток газа от струй, направленный в сторону лобовой части аппарата. Проведен расчет при отклонении продольной оси аппарата от вертикали. Получена структура течения, и оценено влияние на аэродинамические характеристики. Проведено исследование влияния уменьшения тяги двигателей на исследуемые параметры как за счет уменьшения давления в потоке струй, так и за счет уменьшения их поперечного сечения. Проводится визуализация пространственно-нестационарной структуры потока. Численное моделирование основано на консервативном конечно-разностном методе потоков. Расчеты осуществляются с использованием параллельных алгоритмов, реализованных на суперкомпьютере кластерной архитектуры.

Ключевые слова: аэродинамика, струи посадочных двигателей, возвращаемый аппарат, посадочная поверхность, численное моделирование, параллельные алгоритмы, визуализация.

 

ТЕПЛОВЫЕ, ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ И ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Катков Р.Э., Лозино-Лозинская И.Г., Мосолов С.В., Скоромнов В.И., Смоленцев А.А., Соколов Б.А., Стриженко П.П., Тупицын Н.Н.
Экспериментальная отработка камеры сгорания многофункционального жидкостного ракетного двигателя с кислородным охлаждением камеры: результаты 2009–2014 гг.

В работе рассмотрены результаты автономных огневых испытаний опытных камер сгорания создаваемого РКК «Энергия» многофункционального жидкостного ракетного кислородно-углеводородного двигателя 11Д58МФ с охлаждением камеры жидким кислородом без колец завесы внутреннего охлаждения горючим, выполненных в 2009–2014 гг. Конструкция тракта охлаждения камеры разработана с учетом особенностей течения криогенного кислорода, находящегося в сверхкритическом состоянии. На семи экземплярах камер, отличающихся конструкцией, успешно выполнено 27 огневых испытаний. Испытания проводились при различных давлениях в камере сгорания, соотношении расходов окислителя и горючего, соотношении расходов кислорода на охлаждение и в камеру сгорания. Подтверждены основные проектные параметры камер: величина прироста удельного импульса тяги из-за ликвидации колец завесы охлаждения камеры горючим, подогрев кислорода в тракте охлаждения, а также определен перепад давления в нем. Результаты испытаний камер подтвердили эффективность охлаждения кислородно-углеводородного жидкостного ракетного двигателя криогенным кислородом.

Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель, камера сгорания, охлаждение, жидкий кислород, огневые испытания.

 

Ганзбург М.Ф., Кропотин С.А., Мурашко В.М., Попов А.Н., Севастьянов Н.Н., Смоленцев А.А., Соколов А.В., Соколов Б.А., Сухов Ю.И.
Итоги десятилетней эксплуатации электроракетных двигательных установок в составе двух телекоммуникационных космических аппаратов «Ямал-200» на геостационарной орбите

Представлены результаты работы электроракетных двигательных установок на борту двух телекоммуникационных космических аппаратов «Ямал-200» в течение десяти лет. Приводится описание двигательных установок и их основных составляющих: электроракетных тяговых модулей, обеспечивающих установку космических аппаратов в рабочие точки на геостационарной орбите и удержание в точке стояния; аппаратуры питания и управления, состоящей из блока электропитания и блока автоматики тяговых модулей. Анализируются режимы эксплуатации двигательных установок, особенности работы тяговых модулей и аппаратуры питания и управления при стационарной работе, при переходных процессах — при запуске (выходе на режим номинальной мощности) и характерных для электроракетных двигателей с керамической разрядной камерой кратковременных бросках тока анода. Показана стабильная работа двигательных установок в течение более десяти лет с наработкой на тяговых модулях более 1 100 ч при ~2 500 включениях. Приводятся результаты постоянного анализа тяги тяговых модулей по разработанной РКК «Энергия» методологии. Показана неизменность величины тяги за десять лет эксплуатации.

Ключевые слова: электроракетный двигатель, тяговый модуль, огневая наработка, количество включений, броски тока анода, тяга тяговых модулей.

 

Гопанчук В.В., Потапенко М.Ю.
Создание плазменных двигателей малой мощности для микроспутников

В статье представлены результаты решений ряда практических задач, возникших при разработке нового плазменного двигателя малой мощности и оптимизации принципиальной схемы с целью повышения эффективности его функционирования, а также снижения энергетических затрат на генерацию тягового усилия. Представлена концепция принципиальной схемы плазменного двигателя с полым магнитным анодом. Изложены результаты исследовательских работ, направленных на создание перспективных плазменных двигателей малой мощности в диапазоне 70…300 Вт, обеспечивающих повышенные выходные параметры при снижении массогабаритных характеристик. В результате проведенных работ были разработаны двигатели малой мощности ПлаС-34 и ПлаС-40. Описаны итоги исследований влияния конструктивных параметров магнитной и разрядной систем на эффективность функционирования рассматриваемых двигателей. Определены особенности работы и поведение удельных параметров и характеристик плазменных двигателей новой схемы при различных режимах. Продемонстрированы преимущества двигателей типа ПлаС в сравнении с известными аналогами, а также конкурентоспособность и перспективность их применения.

Ключевые слова: малый космический аппарат, электроракетный двигатель, стационарный плазменный двигатель, тяговая эффективность, плазменный двигатель с полым магнитным анодом.

 

КОНТРОЛЬ И ИСПЫТАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ СИСТЕМ

Киренков В.В., Микитенко В.Г.
Решение обратных задач оценки испытаний изделий ракетно-космической техники с использованием методов теории оптимального управления

История развития прикладных наук знает немало примеров, когда методы и подходы, разработанные для одной из них, оказываются весьма эффективными для других, на первый взгляд, практически не связанных. Это в полной мере может быть отнесено и к задачам обработки и интерпретации опытных данных по результатам испытаний каких-либо динамических систем, в частности, бортовых систем изделий ракетно-космической техники. В настоящей статье с этой точки зрения рассмотрены некоторые типовые обратные задачи, возникающие при оценке состояния таких систем. Показано, как в ряде часто встречающихся на практике случаев методические трудности решения обратных задач могут быть преодолены посредством использования методов, разработанных в другом известном направлении прикладной математики — теории оптимального управления.

Ключевые слова: обратная задача, динамическая система, методические трудности, прикладная математика, теория оптимального управления.

 

ДИНАМИКА, БАЛЛИСТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Микрин Е.А., Орловский И.В., Брагазин А.Ф., Усков А.В.
Новые возможности автономной системы управления модернизированных кораблей «Союз» и «Прогресс» для реализации «быстрой» встречи с МКС

Рассматриваются алгоритмы навигации, наведения и управления траекторией, реализованные в процессе модернизации системы управления российских кораблей серий «Союз» и «Прогресс». Система управления базируется на корректируемой бесплатформенной инерциальной навигационной системе, использующей близкую к реальной модель движения космических аппаратов. Модернизация алгоритмов управления обусловлена новыми возможностями навигации, связанными с установкой аппаратуры спутниковой навигации на кораблях и Международной космической станции, позволяющими начать автоматическое сближение со стартовой позиции. Приводится описание алгоритма наведения для расчета на борту корабля всех маневров плана встречи, учитывающего требование безопасного сближения и ограничение на скорость корабля относительно орбитальной станции на момент встречи. Рассматриваются возможности по реализации операции встречи по так называемым схемам «быстрой» стыковки. Представлена оценка зависимости границ оптимального диапазона фаз от продолжительности операции встречи для «быстрых» схем. Описывается стратегия расширения оптимального диапазона фаз для применяемой в настоящее время четырехвитковой схемы сближения с навигационным обеспечением от радиоконтроля орбиты. Приводятся результаты реализации встречи корабля «Союз ТМА-15М» с МКС и моделирования сближения с использованием аппаратуры спутниковой навигации.

Ключевые слова: корабль, космическая станция, «быстрая» встреча, маневр, спутниковая навигация, наведение, управление.

 

Ковтун В.С., Кочергина М.Н.
Использование фазированной антенной решетки в качестве магнитного исполнительного органа системы ориентации

В настоящее время широко применяются плоские активные фазированные антенные решетки (АФАР) космического базирования для решения задач обеспечения радиолокации и персональной спутниковой связи. Как правило, АФАР имеют рабочие поверхности большой площади. Проектируемые современные космические аппараты, содержащие АФАР, для поддержания ориентации используют силовые гироскопы. В работе рассматривается возможность использования АФАР существующих конструкций в качестве магнитного исполнительного органа для разгрузки силовых гироскопов от накопленного кинетического момента. В процессе взаимодействия собственных магнитных моментов токовых контуров электропитания излучателей решетки с магнитным полем Земли, создается управляющий момент противоположно направленный накопленному кинетическому моменту в системе силовых гироскопов. Значения собственных магнитных моментов зависят от функционального предназначения АФАР и принятых конструкторских решений, связанных с протеканием токов по цепям первичного и вторичного электропитания. Преимущество применения АФАР в качестве исполнительных органов заключается в том, что они не требуют дополнительного увеличения массы космического аппарата для проведения динамических операций.

Ключевые слова: фазированная антенная решетка, силовые гироскопы, кинетический момент, магнитный момент, управляющий момент, магнитный исполнительный орган.

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Улыбышев Ю.П.
Краткий обзор международных конференций SPACE 2014

Представлен краткий обзор докладов конференций по космонавтике, проведенных Американским институтом аэронавтики и астронавтики (American Institute of Aeronautics and Astronautics — AIAA) в августе 2014 г. (г. Сан-Диего, США). В обзоре упомянуто 86 докладов (около четверти) конференций AIAA Space Conference и AIAA/AAS Astrodynamics Specialist Conference. Тематика докладов весьма обширна. Рассматривались перспективные проекты пилотируемых полетов за пределами околоземного пространства — окололунные полеты, миссии к окололунным точкам либрации, к астероидам и Марсу. Ряд сообщений включал комплексный взаимосвязанный анализ подобных миссий. Значительное число докладов было связано с различными аспектами околоземных космических полетов, такими как сближение на орбите и орбитальные инспекции, наблюдение Земли и космических объектов, многоспутниковые системы. Традиционно были представлены результаты разработки новых методов динамики полета.

Ключевые слова: космические проекты, полеты к Луне, межпланетные полеты, динамика космического полета, астродинамика, конференции, обзор.

 

СКАЧАТЬ НОМЕР
№ 4 (11) октябрь — декабрь 2015