English

Abstracts

2 (9) apriljune 2015

Magazine "Space Engineering and Technology"
2 (9), 2015

CONTENTS

STRATEGY AND PROSPECT FOR SPACE ENGINEERING AND TECHNOLOGY DEVELOPMENT

Kovtun V.S., Korolev B.V., Sinyavskiy V.V., Smirnov I.V.
Space communication systems developed by S.P. Korolev Rocket and Space Corporation Energia

Results of the first generation (MOLNIA) and last generation (YAMAL) communication satellite creation and operation as well as project-conceptual investigation of global communication system creation possibility were systematized. Communication satellite MOLNIA was designed by RSC-Energia directly for nominal communication system operation within the territory of the Soviet Union. After the first four successful launches the satellites were signed over to M.F. Reshetnev ISS for manufacturing and operation. The total satellite MOLNIA successful launches were 164. New high-efficiency communications equipment creation experiments performed particularly on the manned objects were described. There was considered the possibility of creation of global communication system based on three satellites with mass of 17...20 ton in the Geostationary Orbit (GSO), which has better performance characteristics comparative to the multi-satellite systems. The satellite is created by docking of two payload modules to the space platform in the GSO, at that, these modules may be replaced while in service. Platform may be created on the basis of thin-filmed solar arrays with power of 60...80 KW and dual-mode thermionic and thermoelectric nuclear power source with power of 400 KW in the mode of electrojet delivery or 160 KW in the mode of electric power supply to functional equipment with the operational life 15...20 years. There were showed the results of creation and more than 10-year-operation of geostationary communication satellites YAMAL-100 and than YAMAL-200. The satellite was created according to technology, which is new for the Russian space industry. High efficiency of communication satellites created on the basis of native technology was demonstrated. A share of YAMAL-100 in the operating Russian transponder overall balance was 10%, however it provided a volume of 60% regional and 50% central TV program broadcasting and 25% user Internet access. It was shown that the multifold possibilities for manufacturing of automated SC of different purpose are opened on the basis of the created platform YAMAL.

Key words: communication satellite MOLNIA, communication satellite YAMAL, global space communication system, solar arrays, nuclear power source, electrojet delivery, transponder, communication system control philosophy.

 

Solntsev V.L., Radugin I.S., Zadeba V.A.
Basic requirements for main engines of advanced liquid-propelled super-heavy launch vehicles

The paper presents the results of design studies conducted by RSC Energia on the subject of selecting main engines for an advanced super-heavy launch vehicle intended for manned missions to the Moon from the Vostochny launch site. Adopted as the prime criterion for the main engines selection was the concept of assuring the required level of reliability for the super-heavy rocket starting with its first launch through the use of engines developed on the basis of the tried-and-true reusable oxygen/kerosene liquid-propulsion rocket engines NK-170 and starting the flight testing of the first stage of the rocket ahead of time by means of integrating it into a medium-lift launch vehicle. The paper discusses the efficiency of providing redundancy for propulsion systems of rocket stages from the standpoint of operational reliability and safety of the launch vehicle as a whole taking into account actual characteristics of emergency protection equipment.

Key words: super-heavy launch vehicle, space rocket system design, Vostochny launch site.

 

BALLISTICS, AERODYNAMICS, FLIGHT DYNAMICS, STRENGTH, SPACE EXPLORATION

Aksenov A.A., Dyadkin A.A., Moskalev I.V., Petrov N.K., Simakova T.V.
Computer simulation of the flow and the relative motion of the reentry vehicle and the parachute compartment hatch cover in the course of their separation during descent.

The paper addresses the simultaneous solution of the problems of determining aerodynamic properties and relative motion of the re-entry vehicle and the parachute container hatch door during their separation, performed by TESIS and RSC Energia using computer (math) simulations based on the FlowVision software package. The problem was solved in connection with the reentry vehicle of the advanced transportation vehicle that is under development by the RSC Energia. Studied was the effect on the separation process of the initial values of kinematic parameters of the reentry vehicle (flight velocity and altitude, angle of attack and roll, angular rates), forces of the cover pushers, drogue parachute lanyard and other factors. Critical parameter values were identified at which collisions are possible between the reentry vehicle and the parachute container hatch cover. Recommendations are provided for sizing and selecting the best structure of the computational grid, as well as the time integration step required for obtaining a satisfactory convergence when solving this kind of problems. Provided for some of the regimes that have been studied are time profiles for coefficients of aerodynamic forces and moments of the reentry vehicle and the parachute container hatch cover, relative coordinates of the center of mass of the hatch cover in the course of separation and its motion record, allowing to trace back the effects of the initial values of the variable parameters on the motion trajectory. It was established that instability of motion in the vicinity of the reentry vehicle, characteristic of these regimes of flow (?~0,6...0,8; a =10...30°), and the asymmetry of flow that is produced in the process, as well as the initial angular rate of the spacecraft about its long axis produce a lateral force, roll and yaw moments and, as a result, spatial motion of the parachute container hatch cover with the motion trajectory leaving the plane of the angle of attack of the reentry vehicle.

Key words: separation, re-entry vehicle, aerodynamic characteristics, motion dynamics, trajectories.

 

DEVELOPMENT, UTILIZATION AND OPERATION OF MANNED SPACECRAFT AND COMPLEXES

Khulapko S.V., Lyagushin V.I., Arkhangelsky V.V., Shurshakov V.A., Nikolaev I.V., Smith M., Machrafi R
Measurement of neutron dose and energy spectrum inside the tissue-equivalent spherical phantom and on its surface on the Russian Segment of the International Space Station using bubble detectors during Matryoshka-R experiment.

Results of neutron dose equivalent and energy spectrum measurements inside the channels of a spherical phantom located in Rassvet (MRM1) module of the Russian Segment of the International Space Station (ISS) are presented. The measurements were carried out with bubble dosimeter scientific equipment in the framework of Matryoshka-R space experiment from May to August 2013 (ISS-35/36 expeditions). Neutron energy spectrum inside Rassvet module is in good agreement with measurements in other ISS modules and measurements onboard Mir orbital station and it has similar features (evaporation and cascade peaks in 0,6...2,0 MeV and 15...50 MeV energy regions). On the spherical phantom surface, neutron daily dose equivalent rate is 154±13 ?Sv/day, while inside the spherical phantom it is 98±13 ?Sv/day, and contribution to the total neutron dose from > 15 MeV neutrons increased significantly.

Key words: bubble dosimeter, Matryoshka-R, neutron radiation, dose equivalent, spherical phantom, radiation safety.

 

Bideev A.G., Semin A.Yu., Kuznetsov A.V., Akhmedov M.R.
Designing a power supply system of the science and power module for the International Space Station Russian Segment.

Taking the design of the Science and Power Module of the Russian Segment of the International Space Station as an example, the paper provides a procedure and calculation formulas for the Power Supply Systems (PSS) of orbital spacecraft. It provides a rationale for the Science and Power Module PSS configuration, and describes an analysis of performance, feasibility and cost trade-offs. The hallmark of the procedure is the simultaneous consideration of periodic shadowings of solar arrays by structural elements of the station, of the efficiency of storage batteries and monitoring and control automatics, as well as requirements for maintaining thermal conditions. Based on the calculations, the decision was made to select the type of storage batteries which assures the least total costs. The procedure is applicable to the design of orbital spacecraft with a power supply system based on solar arrays and provides information which is useful in determining the configuration and engineering parameters of a PSS.

Key words: Power Supply System, solar arrays, storage batteries, photoelectric converters.

 

DEVELOPMENT AND OPERATION OF UNMANNED SPACECRAFT, COMPLEXES AND SYSTEMS

Mezhin V.S., Pritykovsky B.P., Aversheva A.V.
An estimate of the effects of air environment on resonant frequencies and damping factors of solar arrays of spacecraft that are recorded during ground modal tests.

The validity of loads acting on structural elements of spacecraft solar arrays in the course of their on-orbit operation depends on the accuracy of determining their dynamic properties. Dynamic properties of solar arrays determined by calculations using finite element models (due to insufficient knowledge of some of the stiffness parameters of their structure) require experimental validation, which is perfomed by running ground modal tests. Since solar arrays have a large surface area while their structure has low mass, the values of their resonant frequencies and damping factors are affected by the air environment. The paper provides the calculation procedure and a quantitative estimate of the effect the surrounding air has on the resonant frequencies and damping factors determined in the course of ground modal tests on one of the solar arrays developed at RSC Energia.

Key words: dynamic properties, finite element model, modal survey tests, resonant frequency, damping factor, air environment.

 

LAUNCHERS, SPACE TRANSPORT SYSTEMS, ENGINES, PROPULSION AND POWER SYSTEMS

Vachnadze V.D., Ovechko-Filippov E.V., Smolentsev A.A., Sokolov B.A.
Development, upgrade phases and results of fifty years of operation of our countrys first closed-loop liquid rocket engine

The paper presents the results of work conducted at OKB-1 (RSC Energia) to develop our countrys first closed-loop (with two-stage combustion) liquid rocket engine (LRE) for upper stage L of the Molniya rocket system. Its development marked the transition of rocket technology to closed-loop LRE, which enabled an almost complete utilization of energy contained in various types of rocket propellants, a higher pressure in combustion chambers and significantly improved LRE performance. All this was impossible to achieve in open-loop engines due to higher losses in turbopump drives. The experience gained during development of this engine enables RSC Energia to develop main and steering engines for upper stages of Block D and DM type and Buran Orbiter which had high performance and reliability. The results of this work are still used by RSC Energia for the development of an advanced multifunctional LRE, the chamber of which is cooled with liquid oxygen.

Key words: main and steering engine, closed loop, two stage combustion, upper stage, liquid oxygen.

 

DOWNLOAD
2 (9) april june 2015

Русский
На главную Написать письмо Контакты Карта сайта

Аннотации

№1 (8) январь–март 2015

Журнал "Космическая техника и технологии"
№2 (9), 2015

Содержание номера

СТРАТЕГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Ковтун В.С., Королёв Б.В., Синявский В.В., Смирнов И.В.
Космические системы связи разработки ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва

Систематизированы результаты создания и эксплуатации спутников связи первого поколения «Молния» и последнего поколения «Ямал», а также проектно-концептуальных исследований возможности создания глобальной системы связи. Спутник связи «Молния» в РКК «Энергия» сразу проектировали для штатной системы связи по территории Советского Союза. После первых четырех успешных пусков изготовление и эксплуатацию спутников передали в АО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва». Всего было 164 успешных пуска спутников серии «Молния». Описаны проводившиеся, в т.ч. на пилотируемых объектах, эксперименты по созданию новых высокоэффективных средств связи. Рассмотрена возможность создания глобальной системы связи на основе трех спутников массой 17...20 т на геостационарной орбите с лучшими эксплуатационными характеристиками относительно многоспутниковых систем. Спутник создается путем стыковки на геостационарной орбите космической платформы и двух модулей полезной нагрузки, причем эти модули могут заменяться в процессе эксплуатации. Платформа может быть создана на основе тонкопленочных солнечных батарей мощностью 60...80 кВт и на основе двухрежимной термоэмиссионно-термоэлектрической ядерно-энергетической установки мощностью 400 кВт в режиме электроракетной доставки и 160 кВт в режиме электропитания функциональной аппаратуры с ресурсом 15...20 лет. Приведены результаты создания и более чем 10-летней эксплуатации геостационарных спутников связи — сначала «Ямал-100», а затем «Ямал-200». Спутник создавался по новым для российской космической промышленности технологиям. Показана высокая эффективность созданных на основе отечественных технологий спутников связи. Доля «Ямал-100» в общем балансе функционирующих российских транспондеров составляла 10%, однако он обеспечивал 60% объема трансляции региональных и 50% трансляции центральных ТВ-программ и 25% пользовательского доступа в Интернет. Показано, что на базе созданной платформы «Ямал» открываются широкие возможности для создания автоматических космических аппаратов различного назначения.

Ключевые слова: спутник связи «Молния», спутник связи «Ямал», глобальная система космической связи, солнечные батареи, ядерно-энергетическая установка, электроракетная доставка, транспондер, методология управления системой связи.

 

Солнцев В.Л., Радугин И.С., Задеба В.А.
Основные требования к маршевым двигателям перспективных ракет-носителей сверхтяжелого класса с жидкостными ракетными двигателями

В статье представлены результаты проектных исследований, проведенных РКК «Энергия» по вопросу выбора маршевых двигателей для перспективной ракеты-носителя сверхтяжелого класса, предназначенной для осуществления пилотируемых полетов с космодрома «Восточный». В качестве основного критерия выбора маршевых двигателей принята концепция обеспечения требуемого уровня надежности ракеты сверхтяжелого класса, начиная с первого пуска, за счет применения двигателей, создаваемых на базе отработанных кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей многоразового применения — НК-170, и опережающего начала летных испытаний ракетных блоков первой ступени в составе ракеты среднего класса. Рассмотрена эффективность резервирования двигательных установок ракетных блоков с точки зрения надежности и безопасности эксплуатации ракеты-носителя в целом с учетом реальных характеристик средств аварийной защиты.

Ключевые слова: ракета-носитель сверхтяжелого класса, проектирование космического ракетного комплекса, космодром «Восточный».

 

БАЛЛИСТИКА, АЭРОДИНАМИКА, МЕХАНИКА ПОЛЕТА, ПРОЧНОСТЬ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА

Аксенов А.А., Дядькин А.А., Москалев И.В., Петров Н.К., Симакова Т.В.
Компьютерное моделирование течения и относительного движения возвращаемого аппарата и крышки люка парашютного контейнера в процессе их разделения на участке спуска

Рассмотрено совместное решение задачи определения аэродинамических характеристик и относительного движения возвращаемого аппарата и крышки люка парашютного контейнера при их разделении, выполненное инжиниринговой компанией «Тесис» и РКК «Энергия» с использованием компьютерного (математического) моделирования на базе программного комплекса FlowVision. Задача решалась применительно к возвращаемому аппарату перспективного транспортного корабля, разрабатываемому РКК «Энергия». Исследовано влияние на процесс разделения начальных значений кинематических параметров возвращаемого аппарата (скорость и высота полета, углы атаки и крена, угловые скорости), усилий толкателей крышки, фала вытяжного парашюта и других факторов. Выявлены критические значения параметров, при которых возможны соударения возвращаемого аппарата и крышки люка парашютного контейнера. Даны рекомендации по выбору оптимальных размеров и структуры расчетной сетки, а также шага интегрирования по времени для получения удовлетворительной сходимости при решении задач подобного рода. Для отдельных исследованных режимов представлены зависимости изменения по времени коэффициентов аэродинамических сил и моментов возвращаемого аппарата и крышки люка парашютного контейнера, изменения относительных координат центра масс крышки люка в процессе разделения и ее кинограммы движения, позволяющие проследить влияние на траекторию движения начальных значений варьируемых параметров. Установлено, что неустойчивость течения около возвращаемого аппарата, характерная для этих режимов обтекания (М?~0,6...0,8; a =10...30°), и возникающая при этом асимметрия течения, а также начальная угловая скорость вращения аппарата вокруг продольной оси обусловливают появление поперечной силы, моментов крена и рыскания и, как следствие, пространственное движение крышки люка парашютного контейнера с выходом траектории ее движения из плоскости угла атаки возвращаемого аппарата.

Ключевые слова: разделение, возвращаемый аппарат, аэродинамические характеристики, динамика движения, траектории.

 

СОЗДАНИЕ, ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПИЛОТИРУЕМЫХ АППАРАТОВ И КОМПЛЕКСОВ

Хулапко С.В., Лягушин В.И., Архангельский В.В., Шуршаков В.А., Николаев И.В., Смит М., Машрафи Р.
Определение дозы и энергетического спектра нейтронов внутри и снаружи тканеэквивалентного шарового фантома с использованием пузырьковых детекторов в эксперименте "Матрешка-Р" на Российском сегменте МКС

Представлены результаты измерения эквивалентной дозы и энергетического спектра нейтронов в экваториальных каналах тканеэквивалентного шарового фантома, расположенного в модуле «Рассвет» (МИМ1) Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС). Измерения проводились в период с мая по август 2013 г. (экспедиции МКС-35/36) с помощью специально разработанной для космического эксперимента «Матрешка-Р» научной аппаратуры «Баббл-дозиметр». Проведено сравнение полученных результатов с измерениями мощности эквивалентной дозы в шаровом фантоме в период МКС-13, МКС-15. Энергетический спектр нейтронного излучения в модуле «Рассвет» обнаруживает особенности, характерные для вторичного нейтронного излучения в космическом пространстве («испарительный» и «каскадный» пики в районе энергии 0,6...2,0 МэВ и 15...50 МэВ соответственно), аналогичные полученным ранее данным измерений в других модулях МКС и на станции «Мир». Установлено, что среднесуточная мощность эквивалентной дозы нейтронного излучения составляет на поверхности шарового фантома 154±13 мкЗв/сут, а внутри шарового фантома — 98±13 мкЗв/сут, при этом вклад в дозу внутри фантома от нейтронов с энергией выше 15 МэВ существенно возрастает.

Ключевые слова: баббл-дозиметр, «Матрешка-Р», нейтронное излучение, эквивалентная доза, шаровой фантом, радиационная безопасность.

 

Бидеев А.Г., Семин А.Ю., Кузнецов А.В., Ахмедов М.Р.
Проектирование системы энергоснабжения научно-энергетического модуля для Российского сегмента Международной космической станции

На примере проектирования научно-энергетического модуля Российского сегмента Международной космической станции приведены методика и формулы расчета систем электроснабжения орбитальных космических аппаратов. Изложено обоснование состава систем электроснабжения этого модуля, описан анализ вариантов на производительность, реализуемость и технико-экономическую эффективность. Принципиальной особенностью методики является совместный учет периодического затенения солнечных батарей конструктивными элементами станции, КПД аккумуляторных батарей и аппаратуры регулирования и контроля, а также требований обеспечения теплового режима. На основании расчета принято решение о выборе типа аккумуляторных батарей, обеспечивающего наименьшие суммарные затраты. Методика применима при проектировании орбитальных космических аппаратов с системой электроснабжения на основе солнечных батарей и представляет сведения, полезные при определении состава и технических параметров этой системы.

Ключевые слова: система электроснабжения, солнечные батареи, аккумуляторные батареи, фотоэлектрические преобразователи.

 

СОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОСМИЧЕСКИХ АВТОМАТИЧЕСКИХ АППАРАТОВ, КОМПЛЕКСОВ И СИСТЕМ

Межин В.С., Притыковский Б.П., Авершьева А.В.
Оценка влияния воздушной среды на резонансные частоты и коэффициенты демпфирования солнечных батарей космических аппаратов, регистрируемые при наземных модальных испытаниях

Достоверность нагрузок, действующих на элементы конструкции солнечных батарей космических аппаратов в процессе эксплуатации на орбите, зависит от точности определения их динамических характеристик. Определяемые расчетным путем по разработанным конечно-элементным моделям динамические характеристики солнечных батарей (в силу неточного знания некоторых жесткостных параметров их конструкции) требуют экспериментального подтверждения, которое осуществляется путем проведения наземных модальных испытаний. Поскольку солнечные батареи при их большой площади поверхности являются конструкциями малой массы, на значения их резонансных частот и коэффициентов демпфирования оказывает влияние окружающая воздушная среда. В статье приводится методика расчета и делается количественная оценка влияния воздушной среды на резонансные частоты и коэффициенты демпфирования, определенные в процессе проведения наземных модальных испытаний одной из солнечных батарей, разработанной в РКК «Энергия».

Ключевые слова: динамические характеристики, конечно-элементная модель, модальные испытания, резонансная частота, коэффициент демпфирования, воздушная среда.

 

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ, КОСМИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ, ДВИГАТЕЛЬ, ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Вачнадзе В.Д., Овечко-Филиппов Э.В., Смоленцев А.А., Соколов Б.А.
Разработка, этапы модернизации и итоги пятидесятилетней эксплуатации первого отечественного жидкостного ракетного двигателя замкнутой схемы

Приведены результаты выполненных в ОКБ–1 (РКК «Энергия») работ по созданию первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) замкнутой схемы (с дожиганием генераторного газа) для разгонного блока Л ракетного комплекса «Молния». Его разработка определила переход в ракетной технике на ЖРД замкнутой схемы, что позволило практически полностью использовать энергетические возможности разных типов ракетного топлива, повысить давление в камерах сгорания и значительно улучшить характеристики ЖРД. В двигателях открытой схемы сделать это было невозможно из-за роста потерь на привод турбонасосных агрегатов. Опыт, полученный при создании этого двигателя, дал возможность разработать в РКК «Энергия» маршево-рулевые двигатели для разгонных блоков типа Д, ДМ и орбитального корабля «Буран» с высокими энергетическими характеристиками и надежностью. Результаты этих работ используются РКК «Энергия» и в настоящее время при разработке перспективного многофункционального ЖРД, камера которого охлаждается криогенным кислородом.

Ключевые слова: маршево-рулевой двигатель, замкнутая схема, дожигание генераторного газа, разгонный блок, криогенный кислород.

 

СКАЧАТЬ НОМЕР
№ 2 (9) апрель — июнь 2015