English

Abstracts

1 (8) januarymarch 2015

The Space Engineering and Technology magazine
1 (8), 2015

Contents

STRATEGY AND PROSPECT FOR SPACE ENGINEERING AND TECHNOLOGY DEVELOPMENT

Tsygankov .S.
50 years of extravehicular activity

The article is dedicated to the 50th anniversary of the first human egress into space, which was implemented by Alexey Leonov on March 18, 1965 from spacecraft Voskhod-2. Consideration is given to essential scientific and technical, humanitarian and philosophical aspects of the phenomenon of extravehicular activity. The paper summaries a structure and functions, areas of scientific, engineering and experimental support of the extravehicular activity, current state of protective equipment, i.e. spacesuit, restraint aids for weightlessness and adaptive tools. The role and functions of S.P. Korolev Rocket and Space Corporation Energia in generation and development of measures and methods ensuring a productive work for the crew outside the orbital station are highlighted. An individual human activity in outer space executed as a mankind space activity is emphasized. An attempt is made to identify an optimization vector of extravehicular activity directed to the end of the twenty-first century.

Key words: extravehicular activity, spacesuit, protective equipment, weightlessness, restraint aids, adaptive tools, development tests, cosmonaut, subject of space activity.

 

DEVELOPMENT, UTILIZATION AND OPERATION OF MANNED SPACECRAFT AND COMPLEXES

Belyaev M.Yu., Desinov L.V., Karavaev D.Yu., Legostaev V.P., Ryazantsev V.V., Yurina O.A.
Features of imaging the Earth surface and using the results of the imaging made by the ISS Russian segment crews

Features of the Earth surface imaging made by the International Space Station Russian Segment crews under the Uragan Program are analyzed. Problems and advantages of the Earth study from the manned orbital station the main of which is a capability of a quick intelligent response to the processes and phenomena suddenly occurring on the Earth surface are described. This capability is provided by the trained cosmonauts being onboard the Station, the availability of modern digital photographic, video and photospectral equipment and use of special mathematical support. Data on the developed software for planning observations with regard to geographical and meteorological conditions and processing the obtained images is given. The main trends in using the obtained space images for practical purposes are presented. The following is given: examples of the made unique images of volcano eruption, high water, flooding, algal bloom, forest fires, dust storms, glacier and iceberg motion dynamics as well as a system of concentric waves on the sea surface near the Darwin Island in the Pacific Ocean and unusual circular structures on the ice of the Baikal Lake. Based on the images obtained from the International Space Station the cause analysis of the catastrophic flooding occurred in Krymsk in 2012 is made.

Key words: Earth surface, space photographic imaging, digital images, monitoring, photographic imagery processing, orthophotoplan, observations planning, imaging features, use of space images.

 

Tsygankov O.S., Grebennikova T.V., Deshevaya E.A., Lapshin V.B., rozova M.A., Novikova N.D., Polikarpov N.A., Syroeshkin A.V., Shubralova E.V., Shuvalov V.A.
Study of the environment finely dispersed on the outer surface of the International Space Station and detection of microbiological objects in space experiment Test

Results of space experiment Test, aimed at studying the state of the outer surface of the modules of the Russian Segment of the International Space Station (ISS), functioning in an aggressive external environment are considered in the work. The space experiment, which aims identify prerequisites and possible mechanisms of the emergence and development of destructive processes on the surface of the ISS is described. Space experiment Test consists of two phases of research: the orbital and ground. Task of orbital phase is accompanying sampling of gas and dust precipitation on the surface of the station from the environment and degradation products of fine material of structural elements caused by exposure to cosmic radiation, corrosion processes, particle bombardment and other debris. For the first time in the world samples have been collected by astronaut-operator during operation extravehicular Activities (EVA) in a container-monoblok (sampler), which is supported by sterilized and hermetic throughout the experiment, including delivery to Earth. Task of ground phase is conducting physic-chemical, toxicological, microbiological and molecular analysis. The analysis showed the presence of viable microorganisms on the outer surface of the ISS, which allows you to put the question of the boundaries of the spread of the Earths biosphere and continue more in-depth study of the ecological state of isolated inhabited space objects.

Key words: International Space Station, dust and gas deposits, the fine environment degradation products of matrices, sampling viable organisms, Earths biosphere.

 

DEVELOPMENT AND OPERATION OF UNMANNED SPACECRAFT, COMPLEXES AND SYSTEMS

Markov A.V., Matveeva T.V., Murtazin R.F., Smirnov A.V., Soloviev V.A., Sorokin I.V., Churilo I.V., Khamits I.I.
Launch procedure of microsatellites using Progress-M-type cargo transport vehicles

Small spacecraft are very important for solving scientific and applied tasks in near-Earth space. The International Space Station (ISS) program provided an opportunity to develop and implement new concepts of inserting microsatellites into orbit which can compete with the traditional method of delivering them into space aboard light-class launchers. Among the concepts there are micro- and nanosatellites launch by the Russian crewmembers of the ISS manually during their extravehicular activity, as well as injection into orbit in the automatic mode from board the ISS USOS when using an airlock and a robotic arm of the Kibo Module equipped with a special launching device for nanosatellites like CubeSat. The indicated concepts have special capabilities to carry out experiments, namely launch of microsatellite using as a launch platform for the Progress-M cargo transport vehicle which is as an important system element for the transport-technical support of the ISS flight. The launch is carried out in the autonomous flight phase of the vehicle upon completion of the main target task (cargo delivery to the Station). Only in this case microsatellite can be injected into the target orbit which does not necessarily have the same altitude as the ISS orbit. The microsatellite orbit parameters can change to the prescribed value at the expense of the propulsion system operation of the cargo vehicle onboard of which there is microsatellite. By this method the Chibis microsatellite was successfully launched into orbit of an altitude of about 500 km in 2012. This microsatellite was developed by the Institute of Space Research of the Russian Academy of Sciences and intended for remote investigation in a wide electromagnetic spectrum of physical processes in the upper atmosphere at lightning discharges using Groza science hardware set installed in it. Success of this responsible operation was provided by thorough preflight preparation for the experiment, during which a lot of labor-intensive computational and engineering problems were solved. These tasks included: development and manufacture of the microsatellite transporting and launching container; a cycle of microsatellitecontainer assembly ground tests; preparation of the microsatellite in the container for launch by the crew of the ISS Russian Segment; mathematical simulation, implementation of a safe ballistic scheme during the microsatellite separation from the cargo vehicle, etc. In this paper the methods used to solve the listed problems and the results obtained are analyzed. The space-proven methodology for launching microsatellites from cargo transport vehicles is presented. The hardware developed for these purposes is also described.

Key words: microsatellite, transporting and launching container.

 

MATERIALS, MANUFACTURING AND PROCESSES FOR ROCKET AND SPACE PRODUCTS

Vorobiev Yu.A., Magzhanov R.M., Semenov V.I., Ustinov V.V., Feldshtein V.A., Chernyavsky A.G.
The effect of high-velocity impacts of meteoroids and space debris on the strength of glass in the windows of the International Space Station modules

The effect of meteoroid and space debris particles on spacecraft is one of the factors that have a significant impact on the reliable and safe operation of long-term manned space stations including the International Space Station (ISS). It is recognized that the required level of the ISS safety can only be achieved through the use of special protective aids (shields) in the module structures. It is impossible to use these shields on the windows of the ISS modules, since in the course of the mission some experiments involving imaging require that the windows stay open and their external panes are exposed to particles of micrometeoroids and space debris. In this connection, of special note is the estimate of the effects of the particle impacts on the damageability and the associated reduction in durability of the glasses, because only the understanding of the process of damage propagation can make it possible to predict the longevity of safe operation of windows and station as a whole. When the question of extending the station life was raised, the need arouse to conduct work to evaluate the probability of window glass failure in the presence of damage on glass surface. To address this problem, theoretical studies had to be conducted and confirmed through experiment. This paper presents the results of experimental and theoretical research in the strength of window glass damaged by particle impacts required for evaluating the remaining endurance. This research made it possible to provide a rationale, with a sufficient degree of confidence, for extending the life of windows on the Russian Segment of the ISS and determine their remaining life at an actual moment in time.

Key words: window, meteoroids, space debris particles, durability, International Space Station, glass, extension, experimental and theoretical research.

 

THERMAL CONTROL AND LIFE SUPPORT SYSTEMS. VITAL FANCTIONS OF COSMONAUTS

Guzenberg A.S., Zheleznyakov A.G., Romanov S.Yu., Telegin A.A., Yurgin A.V
Selecting life support system for the crews of long duration space stations

The existing life support systems on the Russian Segment of the International Space Station (RS ISS) only provide a partial recycling of water and oxygen from human waste products, and therefore, in order to support the ISS operations, additional supplies of water, oxygen, food and life-support hardware with limited service life need to be delivered by cargo vehicles. This situation makes it necessary to develop life-support systems with closed-loop recycling. The paper provides a rationale for the method of selecting a life support system with an increased efficiency of water and oxygen recycling from waste products based on the variable mass of deliverable equipment for the next stage in the ISS development. It also provides block diagrams of the recycling life support systems operating onboard the ISS. The principal results of flight operation of these systems since the end of 2000 through mid-2014 when supporting a crew of three validated the method for selecting the life support system. Recommendation is made for the final configuration of the ISS RS modules to increase the efficiency of water and oxygen recycling from the crew waste products by extracting oxygen from the carbon dioxide using the Sabatier process and reclaiming water from urine and all elements containing moisture.

Key words: human, spaceflight, habitat, life support system, water and oxygen recycling from waste products, variable mass of deliverable equipment, international standards.

 

Bronnikov S.V.
Developing requirements for space station crew training

In order to prepare a space station crew for a space mission, it is necessary to establish and support the operations of the crew training system (CTS). These tasks can be fulfilled, if the CTS operational objectives are defined. The paper provides results of the work performed at RSC Energia to define the CTS objectives, and to develop requirements for technical training of the crews of Space Station. It was shown that the system of a higher tier with respect to the CTS is the automated spacecraft mission management system (ASCMMS), which drives the objectives of the CTS operation. Based on the analysis of the management processes, a conclusion is drawn that there should communication between ASCMMS and CTS at both design and operational phases. The paper addresses the structure of the training objectives, the objective specifier format, major sources of input for the development of the objectives. The notion of the level of crew competency in the task at hand is introduced. The process of objectives development, criterion for the quality of this process, the methods for improving its efficiency are described.

Key words: crew training system, automated space missions management system, space station, system objective, qualification requirements.

 

DOWNLOAD
1 (8) january march 2015

Русский
На главную Написать письмо Контакты Карта сайта

Аннотации

№1 апрель-июнь 2013

Журнал "Космическая техника и технологии"
№1(8), 2015

Главному редактору журнала «Космическая техника и технологии» Виктору Павловичу Легостаеву посвящается

Содержание номера

СТРАТЕГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Цыганков О.С.
Пятидесятилетие внекорабельной деятельности

Статья посвящена 50-летию первого выхода человека в открытое космическое пространство, который был осуществлен Алексеем Леоновым 18 марта 1965 г. из космического корабля «Восход-2». Рассматриваются сущностные научно-технические и гуманитарно-философские аспекты феномена внекорабельной деятельности. В кратком изложении представлены структура и функции, направления научной, конструкторской и экспериментальной поддержки внекорабельной деятельности, современное состояние защитного снаряжения — скафандра, средств фиксации в невесомости и адаптированных инструментов. Освещена роль и функции Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва в становлении и развитии средств и методов обеспечения производительного труда экипажа за бортом орбитальной станции. Акцентируется внимание на индивидуальной деятельности человека в открытом космосе как субъекта-исполнителя космической деятельности человечества. Предпринята попытка наметить вектор оптимизации внекорабельной деятельности, направленный к концу XXI столетия.

Ключевые слова: внекорабельная деятельность, скафандр, защитное снаряжение, невесомость, средства фиксации, адаптированные инструменты, экспериментальная отработка, космонавт, субъект космической деятельности.

 

СОЗДАНИЕ, ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПИЛОТИРУЕМЫХ АППАРАТОВ И КОМПЛЕКСОВ

Беляев М.Ю., Десинов Л.В., Караваев Д.Ю., Легостаев В.П., Рязанцев В.В., Юрина О.А.
Особенности проведения и использования результатов съемки земной поверхности, выполняемой экипажами Российского сегмента МКС

Анализируются особенности съемки земной поверхности, проводимой экипажами Российского сегмента МКС по программе «Ураган». Описываются проблемы и преимущества изучения Земли с борта пилотируемой орбитальной станции. Главное преимущество — возможность оперативного, интеллектуального реагирования на внезапно возникающие процессы и явления на поверхности Земли. Эта возможность обеспечивается нахождением на борту станции подготовленных космонавтов, наличием современного цифрового фотографического, видео- и фотоспектрального оборудования и использованием специального математического обеспечения. Приводятся данные о разработанном программном обеспечении для планирования наблюдений с учетом географических и метеорологических условий и обработки полученных снимков. Приведены основные направления использования полученных космических изображений для практических целей. Даются примеры полученных уникальных снимков извержений вулканов, половодья, наводнений, «цветения» воды, лесных пожаров, пыльных бурь, динамики движения ледников и айсбергов, а также системы концентрических волн на морской поверхности рядом с островом Дарвин в Тихом океане и необычных кольцевых структур на льду озера Байкал. По полученным с МКС снимкам дается анализ причин возникновения катастрофического наводнения в г. Крымск в 2012 г.

Ключевые слова: земная поверхность, космическая фотосъемка, цифровые снимки, мониторинг, обработка фотоснимков, ортофотоплан, планирование наблюдений, особенности проведения съемок, использование космических снимков.

 

Цыганков О.С., Гребенникова Т.В., Дешевая Е.А., Лапшин В.Б., Морозова М.А., Новикова Н.Д., Поликарпов Н.А., Сыроешкин А.В., Шубралова Е.В., Шувалов В.А.
Исследования мелкодисперсной среды на внешней поверхности Международной космической станции в эксперименте «Тест»: обнаружены жизнеспособные микробиологические объекты

Рассматриваются результаты выполненного в 2010–2013 гг. космического эксперимента «Тест», направленного на изучение состояния внешней поверхности модулей Российского сегмента Международной космической станции (МКС). Цель эксперимента — определение предпосылок и возможных механизмов возникновения и развития деструктивных процессов на поверхности МКС. Космический эксперимент «Тест» включал две фазы исследований: орбитальную и наземную. Задача орбитальной — отбор проб газопылевых осадков, выпавших на поверхность станции из окружающей среды, и мелкодисперсных продуктов деградации конструкционных материалов, вызванной воздействием космических излучений, процессов коррозии, бомбардировкой частицами космического мусора и др. Впервые в исследованиях космического пространства космонавтом-оператором в процессе внекорабельной деятельности произведен отбор проб в контейнер-моноблок с пробоотборником. Такие контейнеры поддерживаются стерилизованными и гермоизолированными в течение всего эксперимента, включая доставку на Землю. Задача наземной фазы — проведение токсикологического, физико-химического, микробиологического и молекулярного анализов проб. Уникальные результаты анализа — обнаружение жизнеспособных микроорганизмов в открытом космосе на внешней поверхности МКС — определяют целесообразность продолжения и расширения исследований экологического состояния космических объектов, позволяют ставить вопрос о границе распространения биосферы Земли, а также обсуждать на основе экспериментальных предпосылок как гипотезу панспермии, так и идею рассеивания живого вещества из биосферы Земли в межпланетное пространство.

Ключевые слова: Международная космическая станция, газопылевые осадки, мелкодисперсная среда, продукты деградации материалов, пробы, пробоотборник, жизнеспособные организмы, биосфера Земли.

 

СОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОСМИЧЕСКИХ АВТОМАТИЧЕСКИХ АППАРАТОВ, КОМПЛЕКСОВ И СИСТЕМ

Марков А.В., Матвеева Т.В., Муртазин Р.Ф., Смирнов А.В., Соловьев В.А., Сорокин И.В., Чурило И.В., Хамиц И.И.
Технология запуска микроспутников с использованием транспортных грузовых кораблей типа «Прогресс-М»

Малые космические аппараты имеют большое значение для решения научных и прикладных задач в околоземном космическом пространстве. Программа Международной космической станции (МКС) дала возможность реализовать новые способы выведения микроспутников на орбиту, конкурирующие с традиционной их доставкой в космос с помощью ракет-носителей легкого класса. К этим способам относятся запуск вручную микро- и наноспутников российскими членами экипажа МКС во время внекорабельной деятельности, а также выведение их на орбиту в автоматическом режиме с борта Американского сегмента МКС при использовании шлюзовой камеры и манипулятора модуля Kibo, оснащенного специальным пусковым устройством для наноспутников размерности CubeSat. Среди указанных способов особые возможности для выполнения экспериментов представляет запуск микроспутника с использованием в качестве пусковой платформы транспортного грузового корабля «Прогресс-М», являющегося важным элементом системы транспортно-технического обеспечения полета МКС. Запуск обеспечивается на участке автономного полета корабля после завершения выполнения им основной целевой задачи (доставки грузов на станцию). Лишь в этом случае микроспутник может быть выведен на целевую орбиту, имеющую не обязательно такую же высоту, как орбита МКС. Параметры орбиты малого космического аппарата могут быть изменены до заданной величины за счет работы двигательной установки грузового корабля, на борту которого находится микроспутник. Этим способом в 2012 г. на орбиту высотой 500 км был успешно выведен микроспутник «Чибис», разработанный Институтом космических исследований Российской академии наук и предназначенный для дистанционного исследования в широком спектре электромагнитных излучений физических процессов в атмосфере при высотных грозовых разрядах с помощью установленного на нем комплекса научной аппаратуры «Гроза». Успех этой ответственной операции обеспечивался тщательной предполетной подготовкой эксперимента, в ходе которой было решено немало трудоемких расчетных и инженернотехнических задач. Они включали разработку и изготовление транспортно-пускового контейнера микроспутника; цикл наземных испытаний сборки «микроспутник – контейнер»; подготовку микроспутника в контейнере к запуску экипажем Российского сегмента МКС; математическое моделирование; реализацию безопасной баллистической схемы при отделении микроспутника от грузового корабля и др. В статье проанализированы методы решения указанных задач и полученные результаты. Представлена прошедшая верификацию в условиях реального космического полета технология запуска малых космических аппаратов с борта транспортных грузовых кораблей. Описаны разработанные для этого аппаратурные средства.

Ключевые слова: микроспутник, транспортно-пусковой контейнер.

 

МАТЕРИАЛЫ, ПРОИЗВОДСТВО И ТЕХНОЛОГИИ ИЗДЕЛИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Воробьев Ю.А., Магжанов Р.М., Семенов В.И., Устинов В.В., Фельдштейн В.А., Чернявский А.Г.
Влияние высокоскоростных ударов метеороидов и частиц космического мусора на прочность стекол иллю- минаторов модулей Международной космической станции

Воздействие метеороидов и частиц космического мусора на космические аппараты — один из факторов, существенно влияющих на надежность и безопасность функционирования долговременных пилотируемых орбитальных станций, в частности Международной космической станции (МКС). Признано, что необходимая безопасность МКС достигается только путем применения в конструкциях модулей специальных средств защиты от ударов (экранной защиты). На иллюминаторах модулей МКС использовать эти средства невозможно, так как в процессе полета при проведении некоторых экспериментов, связанных с фотографированием, иллюминаторы находятся в открытом положении, и их внешние стекла подвергаются воздействию метеороидов и частиц космического мусора. В этой связи особого внимания заслуживает оценка влияния ударов частиц на повреждаемость и сопутствующее ей снижение прочностного ресурса стекол, так как только понимание процесса развития повреждений может позволить прогнозировать долговременность безопасной эксплуатации иллюминаторов и станции в целом. Когда встал вопрос о продлении сроков эксплуатации станции, возникла необходимость проведения работ по оценке вероятности разрушения стекол иллюминаторов при наличии на их поверхности повреждений. Для решения этой проблемы необходимо было провести теоретические исследования и подтвердить их экспериментальным путем. В данной статье излагаются результаты экспериментально-теоретических исследований прочности стекол иллюминаторов, поврежденных в результате ударов частиц, необходимые для оценки остаточного прочностного ресурса. Эти исследования позволили с достаточной степенью достоверности обосновать пролонгацию срока эксплуатации иллюминаторов Российского сегмента МКС и определять их жизненный запас в реальный момент времени.

Ключевые слова: иллюминатор, метеороиды, частицы космического мусора, ресурсная прочность, Международная космическая станция, стекло, пролонгация, экспериментально-теоретические исследования.

 

СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМОНАВТОВ

Гузенберг А.С., Железняков А.Г., Романов С.Ю., Телегин А.А., Юргин А.В.
Выбор комплекса жизнеобеспечения для экипажей долговременных космических станций

Существующий комплекс систем жизнеобеспечения Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) обеспечивает только частичную регенерацию воды и кислорода из продуктов жизнедеятельности человека, поэтому для обеспечения эксплуатации МКС необходима доставка грузовыми кораблями дополнительных запасов воды, кислорода, пищи и ресурсных агрегатов систем жизнеобеспечения. Данная ситуация определяет необходимость создания замкнутого комплекса регенерационных систем. В статье обоснован метод выбора комплекса систем жизнеобеспечения с повышенной степенью регенерации воды и кислорода из продуктов жизнедеятельности космонавтов на основе переменной массы доставляемого оборудования для последующей стадии развития МКС. При этом приведены структурные схемы работающих на борту МКС регенерационных систем жизнеобеспечения. Основные результаты летной эксплуатации этих систем с конца 2000 г. до середины 2014 г. при обеспечении трех членов экипажа подтвердили правильность метода выбора комплекса систем жизнеобеспечения. Рекомендовано для окончательного состава модулей РС МКС увеличить степень регенерации воды и кислорода из продуктов выделения экипажа за счет получения кислорода из диоксида углерода с использованием процесса Сабатье и регенерации воды из урины и всех влагосодержащих элементов.

Ключевые слова: человек, космический полет, среда обитания, комплекс систем жизнеобеспечения, регенерация воды и кислорода из продуктов жизнедеятельности, переменная масса доставляемого оборудования, международные стандарты.

 

Бронников С.В.
Разработка требований к подготовке экипажей космической станции

Для того, чтобы подготовить экипаж космической станции к выполнению космического полета, необходимо создать систему подготовки экипажей (СПЭ) и обеспечить ее функционирование. Эти задачи могут быть решены, если заданы цели функционирования СПЭ. В статье приведены результаты выполняемых РКК «Энергия» работ по определению целей СПЭ, разработке требований к технической подготовке экипажей космической станции. Показано, что старшей системой по отношению к СПЭ является автоматизированная система управления космическим полетом, которая определяет цель функционирования СПЭ. На основе анализа процессов управления делается вывод о том, что взаимодействие между автоматизированной системой управления космическим полетом и СПЭ должно осуществляться на этапе их проектирования и эксплуатации. Рассмотрена структура целей подготовки, форма спецификатора, задающего цель, основные источники исходных данных для разработки целей. Введено понятие уровня квалификации космонавта по выполняемой задаче. Описан процесс разработки целей, критерий качества этого процесса, способы повышения его эффективности.

Ключевые слова: система подготовки экипажей, автоматизированная система управления космическими полетами, космическая станция, цель системы, квалификационные требования.

 

СКАЧАТЬ НОМЕР
№ 1 (8) январь — март 2015