новости
  на главную

English
   

Движущая сила "ЭНЕРГИИ"

Страницы жизни академика РАН Юрия Павловича Семенова — президента, генерального конструктора Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева.

Первые шаги Юрия Павловича Семенова в ракетно-космической технике связаны с городом Днепропетровском, где в ОКБ-586, руководимом М.К. Янгелем, он сначала (с 1955 года) проходил производственную практику, а затем работал после окончания Днепропетровского государственного университета (с 1958 года). Молодой специалист неоднократно командировался в особое конструкторское бюро (ОКБ-1), которое занималось созданием первых отечественных баллистических ракет дальнего действия.

Конечно, было очень интересно и престижно начинающему специалисту перейти на работу в такую организацию. В 1963 году это предложение, да еще на должность заместителя ведущего конструктора по вновь разрабатываемому кораблю «Союз», Ю.П. Семенову сделал сам С.П. Королев. Это событие определило всю дальнейшую судьбу: вот уже более 40 лет его жизнь посвящена космонавтике и неразрывно связана с организацией, носившей в разное время названия ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО «Энергия», а сегодня — РКК «Энергия» им. С.П. Королева.

В те далекие 60-е годы коллектив ОКБ-1 трудился очень напряженно, открывая одно за другим практически все известные сегодня направления развития отечественной ракетной техники и мировой космонавтики.

Осмотр черепах - первых животных, облетевших Луну в корабле "Зонд-5"

Работы отличались разнообразием и многотемностью: первые в мире пило тируемые корабли «Восток» и «Восход», первые научные спутники Земли «Электрон-1» и «Электрон-2», первые в мире межпланетные станции «Зонд-1», «Луна», «Венера», «Марс», первые спутники-наблюдения «Зенит», спутники связи «Молния-1», боевая межконтинентальная ракета с термоядерным оружием (Р-7), давшая впоследствии долгую жизнь самой надежной в мире ракете космического назначения «Союз», первые отечественные твердотопливные межконтинентальные ракеты 8К95, 8К98. На стадии разработки находились ракетно-космические комплексы Н1-Л3 для полета человека на Луну и Л-1 для ее облета.

В 1967 году Юрий Павлович становится ведущим конструктором пилотируемых космических кораблей 7К-Л1 («Зонд»), создаваемых для отработки техники возвращения космических аппаратов на Землю со второй космической скоростью и облета человеком Луны. Результатом этой программы стали первые фотографии Земли на фоне Луны, а беспилотный «Зонд-5» (1968) облетел Луну, и его спускаемый аппарат приводнился в акватории Индийского океана.

Коллектив предприятия уже работал над созданием пилотируемого многоцелевого орбитального комплекса. Одновременно над разработкой пилотируемой станции военного назначения (аналог американской MOL) трудился и коллектив Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ).

США в то время сосредоточили все свои усилия на работах по созданию орбитальной станции «Скайлэб». Был определен срок запуска — середина 1972 года. Советский Союз явно уступал в приоритетном направлении работ. Чтобы преодолеть это отставание, в ЦКБЭМ была сформирована группа ведущих специалистов, которая подтвердила возможность создания орбитальной станции научного и народнохозяйственного назначения в короткие сроки.

Ведущим конструктором по долговременным орбитальным станциям (ДОС) был назначен Ю.П. Семенов.

В январе 1970 года определился облик будущей станции. За короткий срок были сформулированы основные принципы ее построения и задачи, которые предстояло решить в ходе проекта.

Орбитальный комплекс "Мир"

Первая станция «Салют», созданная в беспрецедентно короткие сроки, начала функционировать на орбите 19 апреля 1971 года. Станция «Скайлэб» (США) была запущена 14 мая 1973 года.

После закрытия пилотируемой программы освоения Луны в 1970 году работы по орбитальным станциям становятся одним из главных направлений деятельности коллектива ЦКБЭМ. В мае 1974 года на базе ЦКБЭМ создается Научно-производственное объединение «Энергия», директором и генеральным конструктором которого назначается академик В.П. Глушко, выдающийся ученый, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

26 декабря 1974 года станция второго поколения «Салют-4» была выведена на орбиту. Следующий, 1975 год стал годом реализации советско-американской программы «Союз—Аполлон» («ЭПАС»). В технических кругах обсуждалась целесообразность прекращения работы пилотируемой экспедиции на отечественной станции на период реализации программы «ЭПАС». Сторонником этой идеи был и генеральный конструктор В.П. Глушко. Однако Ю.П. Семенов считал нецелесообразным остановку выполнения программы на станции.

Дальнейшие события подтвердили правильность принятого решения, так как был получен первый бесценный опыт управления двумя пилотируемыми комплексами, эксплуатируемыми на орбите.

За создание станции «Салют-4» в 1976 году Ю.П. Семенову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Основное внимание генерального конструктора НПО «Энергия» В.П. Глушко в первые годы руководства предприятием было сосредоточено на создании унифицированного ряда ракет космического назначения грузоподъемностью от среднего до сверхтяжелого классов. В качестве полезных нагрузок для таких ракет-носителей рассматривались комплекс аппаратов для освоения Луны и перспективная орбитальная станция большой размерности. Вместе с тем по-прежнему главным направлением деятельности предприятия оставались работы по орбитальным станциям и их дальнейшему развитию. Принципиально новые решения Ю.П. Семенова и его коллег (К.П. Феоктистова и В.С. Овчинникова) о дозаправке двигательных установок станции в полете открывали новые возможности. Была сформирована концепция орбитальной станции, на которой устанавливался второй стыковочный узел, позволяющий восполнять ее топливом и расходуемыми материалами с помощью специально созданных для этих целей транспортных грузовых кораблей (впоследствии названных «Прогресс»), а также производить смену экипажа во время нахождения в полете одновременно двух кораблей «Союз».

Плодотворная деятельность Ю.П. Семенова в области развития программ пилотируемых полетов была высоко оценена руководством. В январе 1978 года он назначается заместителем генерального конструктора НПО «Энергия», главным конструктором космических кораблей и станций, директором программы международного сотрудничества, а в апреле за создание орбитального комплекса «Салют—Союз—Прогресс» ему присуждается Ленинская премия. В 1980 году под его руководством разрабатывается комплексная программа работ НПО «Энергия» с основным акцентом на создание орбитальных систем.

В конце 70-х годов Ю.П. Семенов выделяет работы по созданию транспортного пилотируемого космического корабля «Союз Т» с внедрением цифрового контура управления в приоритетное направление. Первый полет этого корабля с экипажем на борту был осуществлен уже в 1980 году.

Случались и экстремальные ситуации, из которых требовалось найти выход. Так, 11 февраля 1985 года на беспилотном участке полета из-за выхода из строя системы командного управления по ошибке оператора Центра управления полетами была потеряна связь со станцией. Для восстановления ее работоспособности необходимо было решить задачу стыковки пилотируемого корабля с «некооперированным объектом». И вновь под руководством Ю.П. Семенова прорабатываются различные варианты. Результат — космонавты В.А. Джанибеков и В.П. Савиных на корабле «Союз Т-13» по целеуказаниям с Земли и в режиме ручного управления сблизились со станцией и состыковались с ней. Станция была введена в строй.

Космический корабль "Буран"

В эти годы в ускоренном темпе шло создание многоразовой космической системы «Энергия—Буран». Требовались максимальное использование опыта создания космических кораблей и высочайший уровень организационно-технического руководства разработками орбитального корабля «Буран», поэтому генеральный конструктор В.П. Глушко в конце 1981 года настоял на том, чтобы работы именно этого направления возглавил главный конструктор орбитальных станций и космических кораблей Ю.П. Семенов.

Проект «Буран» являлся самым масштабным из всех ранее осуществленных космических проектов. В нем уча ствовало около двух МИЛЛИОНОВ человек, более тысячи предприятий бывшего Советского Союза. Экспериментальная отработка элементов системы продолжалась в круглосуточном режиме без выходных дней около 1600 суток. Все работы проводились при головной роли НПО «Энергия».

В 1987 году высшая академическая общественность страны по рекомендации В.П. Глушко избирает Ю.П. Семенова членом-корреспондентом АН СССР.

Успешный полет корабля «Буран» в автоматическом режиме состоялся 15 ноября 1988 года. Техническим руководителем завершающего этапа программы являлся Ю.П. Семенов. При двух успешных запусках система «Энергия—Буран» подтвердила свои уникальные характеристики. Но в 1992 году тема была закрыта в связи с тем, что опережала потребности отечественной космонавтики.

Несмотря на огромную загруженность проблемами создания МКС «Буран», Ю.П. Семенов продолжал развивать направление использования пилотируемых орбитальных станций. 10 января 1989 года скончался В.П. Глушко. Ю.П. Семенов назначается генеральным конструктором НПО «Энергия», а в 1991 году — генеральным директором, генеральным конструктором объединения. Это стало последним назначением генерального конструктора в масштабах СССР на высшем государственном уровне.

Юрий Павлович принял на себя руководство предприятием, когда финансирование, продолжая оставаться централизованным, постоянно сокращалось и никто еще не мог представить себе, что буквально через полгода самая наукоемкая и высокотехнологичная отрасль начнет разрушаться, а ее сохранение тяжелейшим грузом ляжет на его плечи.

В августовские и послеавгустовские дни 1991 года НПО «Энергия», как и вся ракетно-космическая отрасль, оказалось в критическом положении. Организации, благодаря которым долгие годы достигался паритет и приоритет оборонного комплекса страны, обеспечившие прогресс в науке, технике и народном хозяйстве, обвиняли во всех грехах и бедах, называя их виновниками грядущих экономической и экологических катастроф и прочее, прочее...

И в этих условиях, сознавая всю глубину ответственности за дело великих предшественников, посвятивших свою жизнь развитию отечественной ракетно-космической техники и основанию одной из самых выдающихся научных школ мира, Ю.П. Семенов встал на защиту завоеваний пилотируемой космонавтики России.

Несмотря на невероятно сложные политические и экономические условия, он предпринимает активные действия, чтобы в сложившихся обстоятельствах придать предприятию необходимый статус, который позволил бы сохранить основные направления и тематику работ.

Ситуация усугубилась и тем, что космодром Байконур перешел под юрисдикцию Казахстана. Практически перед каждым пилотируемым пуском для согласования действий (чтобы не сорвать установленные сроки и международные обязательства) Ю.П. Семенову приходилось встречаться с руководством Казахстана и вести очень непростые переговоры на различных уровнях.

Как председатель Совета главных конструкторов, технический руководитель пилотируемых программ России Ю.П. Семенов в течение минувших 15 лет в новых политических и экономических условиях делал и делает все возможное для сохранения и развития уникального научно-технического потенциала предприятия, выполнения Федеральной космической программы.

Вряд ли когда-либо будет превзойден своеобразный рекорд принадлежащий Ю.П. Семенову в области программ пилотируемых космических полетов: он руководил подготовкой, запуском на орбиту и эксплуатацией 11 станций и модулей, 72 транспортных пилотируемых и 106 транспортных грузовых космических кораблей. В общей сложности он проводил в космос более 170 космонавтов и астронавтов.

В июле 2000 года РКК «Энергия», являющаяся ответственной организацией в России за интеграцию российского сегмента в состав Международ ной космической станции (МКС), осуществила запуск российского служебного модуля «Звезда» — ключевого элемента, обеспечившего возможность полета станции в постоянном пилотируемом режиме. А в июне 2002 года в составе МКС начал работу стыковочный отсек-модуль «Пирс», что позволило функционировать в составе станции второму пилотируемому кораблю «Союз», а членам экипажа — выходить на ее внешнюю поверхность в российских скафандрах.

В начале 90-х годов по инициативе Ю.П. Семенова начались работы над созданием ракетно-космического комплекса, обеспечивающего оптимальные энергетические затраты при выведении космических аппаратов на околоземные орбиты, исходя из складывающейся геополитической ситуации и ограничений использования космодромов в связи с необходимостью отчуждения земель под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей. Выделив как одно из направлений решения этой проблемы создание ракетно-космического комплекса морского базирования (РККМБ), Ю.П. Семенов в декабре 1991 года органзовал проведение предварительных исследований.

Через 8 лет, 28 марта 1999 года, на рабочую орбиту с плавучей платформы «Одиссей» был осуществлен первый — демонстрационный — запуск космического аппарата «Демосат». Запуск и выведение аппарата на целевую орбиту прошли без замечаний, с высочайшей точностью, что ознаменовало введение уникального комплекса в эксплуатацию. Первый коммерческий запуск космического аппарата «Дирек TV» в октябре того же года открыл новую страницу в истории коммерческого транснационального использования космических средств выведения. По состоянию на 1 марта 2005 года осуществлено уже 15 коммерческих запусков космических аппаратов по программе.

Ракетно-космический комплекс "Морской старт" в акватории

Комплекс «Морской старт» признан лучшим инженерным проектом конца XX столетия.

Не прерываются работы и над новыми пилотируемыми комплексами и средствами (российская высокоширот ная орбитальная станция, пилотируемые многоразовые корабли и системы транспортно-технического обеспечения). Наибольшее продвижение получил проект многоразового шестиместного пилотируемого корабля «Клипер», для которого на заводе корпорации изготавливается полноразмерный конструкторский макет. Проект дополняется предложениями по перспективной системе транспортно-технического обеспечения орбитальных станций и комплексов «Паром». Он вызвал интерес у ряда потенциальных зарубежных партнеров и находится под особым контролем Юрия Павловича.

В программе корпорации — проекты полетов человека к Луне и планетам Солнечной системы, находящиеся в стадии предпроектной разработки. Они несут в себе импульсы новых устремлений, зарождающихся в умах подрастающей смены разработчиков, подготовке и планированию карьеры которых академик Ю.П. Семенов придает особое значение.

Перечислять все интересные разработки по космической тематике, которые велись и ведутся под руководством Юрия Павловича, можно очень долго, но этим не ограничивается сфера его деятельности как руководителя РКК «Энергия».

Решая проблему использования уникального научно-технического потенциала, Ю.П. Семенов уделяет особое внимание работам по конверсионным программам, в числе которых прежде всего следует выделить использование достижений космической энергетики в народном хозяйстве страны, разработку протезно-ортопедических изделий и товаров народного потребления.

При его неукротимом желании предоставить инвалидам возможность вернуться к активной жизни впервые в нашей стране за короткий срок было организовано производство протезно-ортопедических изделий, отвечающих мировому уровню. Это и позволило Президенту России В.В. Путину провести в РКК «Энергия» всероссийское совещание по вопросу развития отечественной промышленности для инвалидов.

Заводской полноразмерный макет многоразового пилотируемого корабля "Клипер"

РКК «Энергия» ведет с АО «АвтоВАЗ» работы по второму опытному образцу экологически чистого электромобиля с электрохимическим генератором, использующим в качестве топлива кислород и водород.

РКК «Энергия» в преддверии 60-летия, как и во времена Сергея Павловича Королева, вновь способна создавать ракетно-космическую технику в любой из областей развития современной космонавтики, опережающую мировой уровень. И в этом заслуга генерального конструктора Ю.П. Семенова, отдавшего ракетно-космической технике 47 лет жизни, из них 41 год — пилотируемому ее направлению.

Владимир СТРЕЛЬНИКОВ

"ФельдПочта" №13(73), 11-17 апреля 2005 года

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru