|
Основные
характеристики ракеты Р-5М |
Максимальная дальность стрельбы, км
Начальная масса ракеты, кг
Масса головной части, кг
Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг
Тяга ДУ на земле, кгс
|
1200
28610
1300
24760
43860
|
Ракета Р-5М - первая стратегическая ракета - разрабатывалась
на базе ракеты Р-5 в соответствии с Постановлением от 19
апреля 1954 года и предназначалась для доставки атомного
заряда на дальность 1200 км. Работы начались в конце 1953
года.

Подготовка ракеты Р-5М к пуску
381x800
(70 497 bytes) |

Запуск двигателя ракеты Р-5М
600x795
(111 186bytes) |

Ракета Р-5А перед пуском
456x800
(80 097 bytes) |

Спасенная головная часть
ракеты Р-5А на месте падения
600x391
(52 461bytes) |
Необходимо было разработать новую более короткую коническую
головную часть (ГЧ), которая обеспечила бы требуемое для
автоматики уменьшение скорости встречи ГЧ с землей в два
раза.
Наличие ядерного заряда вызвало необходимость повышения
надежности ее системы управления для того, чтобы ошибка
или повреждение в одной цепи системы управления не приводила
к отказу ракеты в целом.
Требовалось также существенно упростить процесс подготовки
ракеты к пуску, уменьшить его трудоемкость, сократить число
обслуживающего персонала. Предстояло разработать технологию
совместных испытаний двух изделий в целом: ракеты и ГЧ с
ядерным зарядом после их стыковки и весь многоступенчатый
технологический график работ на стартовой позиции.
Для повышения надежности ракеты Р-5М все цепи бортовой части
СУ и радиокомплекса были дублированы, автомат стабилизации
имел два независимых канала, рулевой агрегат имел не четыре,
как у всех ранее разработанных ракет, а шесть рулевых машин.
Дублированы источники питания СУ, а для управления дальностью
полета применили трехканальный интегратор. Приборы СУ для
уменьшения воздействия виброперегрузок перенесли из хвостового
в межбаковый отсек. Дополнительно в состав бортовой СУ ракеты
Р-5М была введена новая система аварийного подрыва ракеты
(АПР). Имелось в виду, что если из-за каких-либо отказов
произойдет значительное отклонение ракеты от программной
траектории, то ее надо уничтожить в полете с помощью системы
АПР или прекратить полет путем аварийного отключения двигателя.
Также была введена полностью автоматизированная система
запуска двигателя ракеты Р-5М.
Летные испытания проводились в два этапа: заводские и летно-конструкторские
испытания. Из 14 ракет 13 достигли цели.
Первый успешный пуск ракеты Р-5М провели 21 января 1955
года.
2 февраля 1956 года проведен пуск ракеты Р-5М с реальным
атомным зарядом. Пролетев 1200 км, головная часть без разрушения
дошла до земли в заданном районе. Сработал ударный взрыватель
и произошел наземный ядерный взрыв.
21 июня 1956 года ракета Р-5М принята на вооружение. В 1959
году два ракетных полка, вооруженные ракетами Р-5М первыми
среди ракетных частей заступили на боевое дежурство. Ракета
Р-5М стала первой отечественной стратегической ракетой-носителем
атомного заряда и положила начало созданию ракетно-ядерного
щита Родины.
На базе ракеты Р-5 были созданы геофизические ракеты Р-5А,
Р-5Б, Р-5В.
21 февраля 1958 года ракетой Р-5А установлен мировой рекорд
высоты для одноступенчатой ракеты - 473 км с полезным грузом
массой 1520 кг и спасен объект массой 1350 кг.
|
|
|
Ракета Р-5В.
Установка на пусковой стол.
Запуски этой ракеты проводились до 1975 года
(в том числе по программе "Вертикаль") |
|
|