на главную
средства выведения
Ракета Р-1

English
   

241x800
(33 563 bytes)
Основные характеристики ракеты Р-1

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

270

13430

1075



9400

27200

14 апреля 1948 года было принято Постановление правительства о создании первой ракеты из отечественных материалов на базе немецкой ракеты А-4 (ФАУ-2). Эту ракету, совместно с комплексом ее наземного оборудования, назвали Р-1.
Недостатки ракеты А-4, выявленные в процессе ее летных испытаний, а также почти полное отсутствие теоретических материалов с обоснованием принятых технических решений потребовали при создании ракеты Р-1 такого объема работ, который обычно необходим при разработке новой конструкции. Особенно трудоемкими оказались материаловедческие задачи.


Выгрузка ракеты Р-1 из вагона
600x381
(45 148 bytes)

Перевозка выгруженной ракеты
600x370
(38 775 bytes)

Транспортировка ракеты
600x390
(38 775 bytes)

Завершение подготовки
ракеты Р-1 к пуску
564x800
(68 196 bytes)

Старт ракеты Р-1
571x800
(93 516 bytes)

Стартовая площадка
после пуска ракеты
518x800
(32 581bytes)
Материаловедам нельзя было ограничиваться формальным подбором отечественных материалов, от них требовался критический анализ принятых немцами технических решений. Необходимо было отобрать 86 марок стали, 56 марок цветных металлов, 159 неметаллических материалов и т.п. Требовалось также позаботиться о повышении надежности ракеты.
Несмотря на формальную возможность ограничиться копированием ракеты А-4 для первой серии ракеты Р-1, конструкторы стремились сразу же внедрить новые технические решения, насколько это позволяли сделать весьма сжатые сроки: были существенно переработаны конструкция хвостового и приборного отсеков с целью их усиления, повышена расчетная дальность полета ракеты с 250 до 270 км.
При разработке двигателя ракеты Р-1 первой серии использовались двигатели ракеты А-4 без каких-либо конструктивных изменений, за исключением замены большей части материалов на отечественные.
Для первой серии ракеты Р-1 была использована без изменений и электрическая схема системы управления ракеты А-4, однако конструкция и технические характеристики многих приборов претерпели изменения.
Одновременно с ракетой создавался комплекс наземного оборудования для пусков ракеты с предварительно подготовленной в инженерном отношении площадки (бетонирование, закладка фундаментной плиты под пусковой стол, создание укрытий для передвижных дизельных электростанций и других агрегатов, а также выполнение работ по прокладке наземной кабельной сети).
Технологический процесс работы агрегатов при подготовке ракеты Р-1 к пуску, а также конструкция агрегатов мало чем отличались от ракеты А-4. Главным конструктором наземного комплекса ракеты Р-1 был В.П. Бармин. Созданное впоследствии под его руководством ГСКБ "Спецмаш" стало головной организацией в стране по наземным комплексам.
Первый пуск ракеты Р-1 состоялся 17 сентября 1948 года под руководством Государственной комиссии, председателем которой был С.И. Ветошкин, техническим руководителем С.П. Королев.
На первом этапе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) было испытано 9 ракет Р-1, из которых только одна достигла цели (10 октября 1948 года). Причины аварий были, в основном, из-за низкого качества изготовления агрегатов и систем ракеты, недостаточного объема проверок узлов и приборов, неотработанности некоторых систем.
Для второй серии ракет в целях повышения их надежности пришлось внести много изменений в бортовые приборы системы управления. Было подготовлено 20 ракет (10 пристрелочных и 10 зачетных), из которых 17 выполнили свою задачу. Потребовались дополнительные экспериментальные работы, чтобы обеспечить безаварийные пуски ракеты Р-1.
25 ноября 1950 года ракету Р-1 с комплексом наземного оборудования приняли на вооружение.
 

 

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru