English

17 июня 2013 года

Президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота: "Совет директоров компании "Морской старт" утвердил предварительную программу пусковой деятельности на 2014 год"

 

Виталий Лопота. Фото: ИТАР-ТАСС

Виталий Александрович Лопота.

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" постоянный участник авиакосмического салона, проходящего в Ле Бурже (Франция) и юбилейная 50-я выставке не стала исключением. О своем участии в выставке, перспективах развития пилотируемой космонавтики, возобновлении пусков по программе "Морской старт" в интервью "Интерфаксу-АВН" рассказал президент корпорации, генеральный конструктор Виталий ЛОПОТА.

— - Виталий Александрович, что демонстрирует РКК "Энергия" на салоне в 2013 году?

— Корпорация будет представлена на салоне в Ле Бурже в составе объединенной экспозиции Роскосмоса.

Из направлений работ предприятия будут демонстрироваться деятельность по программе создания и эксплуатации пилотируемых комплексов и кораблей, а также по проекту "Морской старт". В числе экспонатов - уменьшенные модели кораблей "Союз ТМА" и "Прогресс М", пилотируемого корабля нового поколения, Международной космической станции, стартовой платформы "Одиссей" и судна "Си Лонч Коммандер" комплекса "Морской старт". Будут также демонстрироваться фото- и видеоматериалы по этим направлениям деятельности, распространяться печатные информационные материалы.

— Каким в корпорации видят облик будущей сверхтяжелой ракеты-носителя?

— Прежде всего, следует отметить, что решение о создании новой российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса пока не принято. Вместе с тем, в настоящее время в отрасли ведутся предварительные проектные исследования, которые также выполняются и в РКК "Энергия".

Специалистам, как нашего предприятия, так и предприятий-участников программы создания ракеты-носителя "Энергия", представляется наиболее рациональным разработку ракет-носителей сверхтяжелого класса для выполнения космических программ, прогнозируемых на период после 2020 года, проводить на основе технического задела, приобретенного в рамках вышеупомянутой программы. В первую очередь, в этом заделе следует выделить возможности использования и совершенствования самых мощных в мире и эффективных жидкостных ракетных двигателей, работающих на экологически чистых компонентах ракетного топлива - жидком кислороде и керосине. Это уникальные двигатели РД-170М и РД-171М, не имеющие себе равных в мире.

При предварительной проработке облика ракеты-носителя принималось, что она должна обеспечивать решение задач доставки пилотируемого транспортного корабля нового поколения на заданные окололунные орбиты по однопусковой схеме, и ее грузоподъемность должна быть порядка 75 т. Габариты ракетных блоков носителя должны позволять их авиатранспортировку на космодром "Восточный" с завода-изготовителя.

На начальном этапе ракета-носитель предполагается трехступенчатой с максимальным использованием технических и технологических решений, созданных в рамках программы работ по созданию ракеты-носителя "Энергия" сверхтяжелого класса, а также опыта эксплуатации ракеты-носителя "Зенит-2S".

По оценкам, стартовая масса предлагаемой ракеты-носителя с разгонным блоком и пилотируемым кораблем может составить около 2350 т. Старты ракеты-носителя предполагается осуществлять с космодрома "Восточный", начало летных испытаний - в 2020-2022 гг.

Совершенствование ракеты-носителя в части перехода на двухступенчатый вариант с использованием на второй ступени жидких кислорода и водорода позволит существенно улучшить ее технические возможности, обеспечив в вариантах с тремя, четырьмя и шестью боковыми блоками первой ступени достижение грузоподъёмности от 90 до 170 т.

— Когда можно ожидать возобновления пусков по программе "Морской старт"?

— Совет директоров компании "Морской старт" утвердил предварительную программу пусковой деятельности на 2014 год, в которой предусмотрено выполнение четырех запусков из экваториальной зоны в Тихом океане. Первый пуск после перерыва предполагается осуществить в середине 2-го квартала 2014 года запуском спутника Eutelsat 3B.

В текущем году предполагается выполнить один запуск по программе "Наземный старт", намеченный на осень. Этот запуск, планируемый с израильским спутником "Амос-4", должен подтвердить, что реализованы все мероприятия по исключению возможности нештатной работы бортового источника мощности ракеты "Зенит", ставший причиной аварии носителя сразу же после старта при запуске 1 февраля 2013 года, а также другие дополнительные мероприятия, направленные на повышение надёжности ракеты и обеспечение безопасности ее полёта.

— Как в корпорации относятся к планам перевода комплекса "Байтерек" на ракету-носитель "Зенит"?

— Вопрос касается, в первую очередь, компетенции высших государственных структур России, Украины и Казахстана. В части технической и производственной сторон вопроса реализация такого плана будет означать совместную работу предприятий России, Украины и Казахстана. И все это может иметь позитивное значение, если будут заказы на пусковые услуги.

— Скоро снова должен заработать разгонный блок ДМ-03. Какие у него перспективы?

— Ближайший запуск разгонного блока этой модификации намечен на начало июля 2013 года.

Он будет использоваться для выведения на рабочую орбиту блока из трех космических аппаратов системы "Глонасс". В настоящее время по заказу Роскосмоса изготавливается один разгонный блок для запуска КА связи по государственной программе. Ожидается получение ещё нескольких таких заказов. Планируется применение блока и в составе ракет-носителей, создаваемых для эксплуатации на строящемся космодроме "Восточный", а также в проекте "Морской старт".

Так что перспективы у данной современной модификации блока типа ДМ имеются и будут, несомненно, развиваться с учетом реализации запланированных запусков по Федеральной космической программе и другим программам, имея в виду, что технические характеристики блока ДМ-03 по массе доставляемого полезного груза и точности выведения улучшены по сравнению с другими более ранними модификациями.

— Сейчас много говорят про так называемые "прорывные" технологии. Готовит ли корпорация что-либо в данном направлении?

— "Прорывные" технологии по определению подразумевают использование революционных научно-технических решений, имеющих лётную степень готовности. А это связано с соответствующей поддержкой определенных государственных и, в настоящий период, коммерческих структур в части организации работ и выделения необходимых ресурсов для нее, включая финансирование.

В таком контексте сегодня можно говорить о работах по проектам российской ракетно-космической техники нового поколения, в том числе: транспортно-энергетический модуль с электрореактивными двигателями высокой удельной тяги, работающими от солнечной или ядерной космической энергоустановки мегаваттного класса; пилотируемый транспортный корабль; многофункциональные автоматические аппараты на базе негерметичных тяжёлых космических служебных платформ и крупногабаритных конструкций. Их создание и летная отработка предполагается до конца текущего десятилетия, что позволит перейти на качественно иной уровень осуществления деятельности в околоземном космическом пространстве, а также расширить горизонты исследований в дальнем космическом пространстве с использованием автоматических и пилотируемых аппаратов и комплексов в период после 2025-2030 гг.

— В свое время Вы упомянули, что следующий прорыв в науке и технике может быть связан с переходом с двоичной системы на троичную. Ведется ли подобная работа?

— Исследования по данному вопросу ведутся в мире давно и продолжаются в настоящее время, но на уровень широкой прикладной реализации троичная система в электронной технике пока не вышла, хотя в 1960-х годах в нашей стране было изготовлено около 50 первых компьютеров типа "Сетунь" на основе троичной системы исчисления, а в конце 1970 года был создан опытный образец более мощного компьютера типа "Сетунь-70".

Известно по состоянию на сегодня, что, например, в Калифорнийском государственном политехническом университете, США, в 2008 году была построена цифровая компьютерная система TCA2 на 1484-х интегральных транзисторах, а в России в 2011 году - модель троичного контроллера.

— Какие планы по пилотируемой программе на 2014 год?

— В контрольно-испытательном центре РКК "Энергия" ведутся работы по дооборудованию лётного изделия многоцелевого лабораторного модуля "Наука" и его заводские испытания, в том числе с использованием изделия модуля, предназначенного для комплексных электрических испытаний.

Штатное изделие модуля будет оправлено на космодром "Байконур" для запуска, запланированного на декабрь 2013 года. Ввод его в эксплуатацию на станции предусматривается в начале 2014 года. При этом с модуля "Рассвет" на модуль "Наука" будут перестыкованы его элементы - шлюзовая камера и дополнительные радиаторы системы теплорегулирования, которые были установлены для хранения на "Рассвете" и доставлены одним пуском вместе с ним.

В следующем году к модулю "Наука" должен будет пристыковаться корабль-модуль "Прогресс М-УМ", который в качестве полезного груза доставит туда узловой модуль, предназначенный для приема кораблей и научно-энергетических модулей. С этой целью на узловом модуле предусмотрено четыре боковых стыковочных узла и два осевых, один из которых будет постоянно состыкован с модулем "Наука".

В 2014 году к станции предполагается запустить четыре корабля "Союз ТМА-М" и четыре корабля "Прогресс М". Программа запусков ещё в стадии верстки и согласования. К концу текущего года ожидается ее утверждение.

По пилотируемому транспортному кораблю нового поколения ждём этим летом решения о продолжении работ по проекту с началом изготовления макетных и штатного изделий. Надеемся, что в 2014 году эти работы будут идти полным ходом.

Известно, что РКК "Энергия" ведет работы по созданию кораблей типа "Союз" и "Прогресс" новых серий - "Союз МС" и "Прогресс МС". Пуск первого грузового корабля серии "МС" планируется в 2015 г. В 2014 году должны начаться заводские испытания этого корабля. Напомню, что, в отличие от кораблей "Союз ТМА" и "Прогресс М", на кораблях "Союз МС" и "Прогресс МС" будут установлены спутниковая система навигации систем ГЛОНАСС и GPS, современная радиолиния управления со спутниковым каналом связи, модернизированная аппаратура автоматического сближения "Курс", цифровая телевизионная радиолиния, дополнительная противометеороидная защита, а также будет проведен ряд доработок, направленных на повышение надежности и безопасности кораблей, повышение уровня унификации и замену устаревших материалов и комплектующих на современные.

— Как идет работа над перспективным пилотируемым кораблем, какие новые решения будут использованы в нем?

— В настоящее время наши специалисты обеспечивают сопровождение экспертизы технического проекта, представленного к защите в феврале 2013 года, отвечая на вопросы экспертов, поясняя принятые в проекте решения, участвуя в выработке мероприятий по проекту. Кроме того, разработчики и партнеры проекта продолжают проектно-поисковые исследования, направленные на совершенствование конструкции корабля, ищут рациональные технические решения по обеспечению отработки корабля и его систем, осуществляют работы в интересах подготовки производства корабля.

— Раньше одно время шли разговоры, что следующая космическая станция будет развернута на околополярной околоземной орбите. Эта идея "похоронена" или по ней идет какая-то работа?

— Идея создания и эксплуатации пилотируемой станции на околополярной околоземной орбите возникла еще тогда, когда начинались полеты по программе "Салют". К этой идее неоднократно возвращались в последующем на уровне научно-исследовательских работ. Эксплуатация станции на околополярных орбитах связана с рядом особенностей по обеспечению грузопотоков, безопасности полета экипажа и т.д. Чтобы реализовать этот проект, необходима заинтересованность соответствующих структур и ведомств России и, возможно, международных партнеров. Для существующих и прогнозируемых задач, при решении которых необходима работа экипажа на борту, мировое сообщество в настоящее время полагает достаточно обоснованной эксплуатацию пилотируемых комплексов и кораблей на освоенных орбитах высотой до 400-450 км с наклонениями не более чем 51,6 градуса. Вместе с этим следует отметить, что в течение предыдущих двух-трех лет актуализировалась разработка проекта посещаемой орбитальной станции, которую предполагается разместить в окололунной точке Лагранжа гравитационной системы "Земля-Луна", а именно в точке, расположенной за Луной.

— Виталий Александрович, большое спасибо. Успехов вам и вашей корпорации.

 

Оригинал статьи