The Soyuz TM manned transport spacecraft

Further upgrade of spacecraft Soyuz T, which resulted in development of its next modification, Soyuz TM, is attributed to the upgrade of long-duration orbital Salyut-type stations, and specifically to the fact that provision was made to increase the inclination of their working orbit up to 65. This assigned a task of compensating for the mass loss of a cargo launched by the launch vehicle amounting to 330-350kg. Such compensation could be provided only in a combined way: on the one hand, by increasing the LV capabilities and, on the other hand, by reducing the spacecraft mass.

In that respect, a two-way upgrade was carried out, namely, the upgrade of the spacecraft systems and the reduction of its mass.

Basic Performance of Spacecraft Soyuz


Name of performance,
unit of measurement
Value
1.
Crew, persons
3
2.
Spacecraft mass, kg
7070
3.
Descent module mass, kg
3000
4.
Spacecraft body length, m

6,98

5.
Maximum diameter, m

2,72

6.
Span of solar arrays, m

10,7

7.
Type of launch vehicle
Soyuz

A number of Soyuz TM systems was modified or replaced with the new ones.

The motion control system was further developed. With the growth of the scope of orbital complexes, the use of the Igla system became inefficient, as it required a continuous orientation of the station docking assembly on the spacecraft and resulted in high propellant consumption. The Igla system was replaced by a new Kurs system, which did not require such orientation, allowed measurements at a distance of 200 km instead of 30 km, had duplicated electronics and electronic diagnostic unit.

In parallel, new onboard digital computer complex software was developed, which allowed the spacecraft to approach the space-stabilized station from about 100km away in a free-flight mode, its close-range fly-by into the zone of the selected docking assembly, and berthing.

A bubble window was installed on the spacecraft habitable compartment, and the second worksite for manual berthing control was arranged on its basis.

   " " A new base unit was introduced in the combined propulsion system of the spacecraft, which used metal tank separators, the tanks themselves became primary structures, an uncooled nozzle was used in the design of the main chamber, helium was used for pressurization, and redundancy (two sections) was introduced into the tank pressurization and propellant consumption system.

Duplicate valves were installed in two manifolds of the approach and attitude control thruster attitude control thruster propellant feed system.

The Zarya radio communication and direction measurement system in the spacecraft radio complex was replaced with a more advanced Rassvet system.

One of the measures to increase the allowable mass of the spacecraft was the upgrade of the emergency rescue system, which was the basis for developing a new design of the ERS rocket motor (RM). Two central engines (main and additional) were replaced by the two-chamber engine. Two chambers of this engine were started by the same logic, but they operated through a combined nozzle unit. Such engine integration into a single structure significantly reduced the ERS RM mass.

At the same time, the aerodynamic configuration of the ERS separable payload module was improved due to reduction of its diameter, and the mass of the balancing weight was reduced. An important exercise was to shift the ERS RM jettisoning from the 123rd to the 115th second of LV flight, that made it possible to combine the impact areas of the LV strap-on boosters and ERS RM and saved an additional mass. In total, the LV payload was increased approximately by 60 kg.

The most important measure to reduce the spacecraft mass was the introduction of new parachute systems, which used a synthetic high-modulus fabric for the shroud lines and light-weight nylon for parachute canopies. This made it possible to reduce the mass of parachute systems by 120 kg (40%), and the mass of the descent module approximately by 140 kg. The volume was cleared, and a payload container was installed in DM. The DM and parachute systems structure was upgraded.

The implemented measures made it possible to perform, if necessary, flights of a two-seat spacecraft to the station flying in orbit with an inclination of 65 using LV 11A511-2. The first flight of the modified unmanned spacecraft was performed in the period from May 21 to May 30, 1986.

A challenging version of the spacecraft was Soyuz TM equipped with a newly designed androgynous peripheral docking system. The spacecraft was part of a series of three spacecraft which were supposed to be used as crew rescue vehicles for crews of the Buran Orbiter in its first manned flights. The first spacecraft of this series was manufactured, but due to the Buran program termination, it was redirected to the Mir program. Its launch (Soyuz TM-16, cosmonauts G.M.Manakov, A.F.Poleshchuk) occurred on January 24, 1993. The automatic rendezvous, manual berthing, docking and crew transfer to the station were performed during the flight, which validated the new docking system and the possibility of using the third lateral port of the Mir station.

Spacecraft Soyuz TM is characterized by a high flight reliability and safety. During its operation from May 21, 1986 to November 10, 2002 thirty four spacecraft of this series were launched and flew in orbit. They accomplished the tasks of space transportation and engineering support of the Mir Orbital Station and began the transportation and engineering support of the International Space Station.

ISS Crew


OVCHININ Alexey OVCHININ
Alexey



HAGUE  Nick HAGUE
Nick



KOCH  Christina  KOCH
Christina



SKVORTSOV Alexandr SKVORTSOV
Alexandr



PARMITANO Luka PARMITANO
Luka



MORGAN   Andrew MORGAN
Andrew

English

Транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМ"

Дальнейшая модернизация корабля «Союз Т», приведшая к созданию его очередной модификации – "Союз ТМ", связана с совершенствованием долговременных орбитальных станций типа «Салют» и, в частности, с тем, что для них предусматривалась возможность увеличения наклонения рабочей орбиты до 65°. Это ставило задачу компенсации потери массы выводимого ракетой-носителем груза в размерах 330-350 кг. Такая компенсация могла быть осуществлена только комбинированным путем: с одной стороны, – за счет повышения возможностей РН и, с другой стороны, – за счет снижения массы корабля.

В связи с этим модернизация велась по двум направлениям: усовершенствование систем корабля и снижение его массы.

Основные характеристики корабля "Союз ТМ"


№№ Наименование характеристики,
размерность
Значение
1.
Экипаж, чел.
3
2.
Масса корабля, кг
7070
3.
Масса спускаемого аппарата, кг
3000
4.
Длина корабля по корпусу, м

6,98

5.
Максимальный диаметр, м

2,72

6.
Размах солнечных батарей, м

10,7

7.
Тип ракеты-носителя
"Союз"

На корабле "Союз ТМ" ряд систем был доработан или заменен на новые.

Дальнейшее развитие получила система управления движением. С ростом масштабов орбитальных комплексов использование системы "Игла" становилось нерациональным, так как требовало непрерывной ориентации станции стыковочным агрегатом на корабль и приводило к большим затратам топлива. Система "Игла" была заменена на новую систему "Курс", которая не требовала такой ориентации, позволяла осуществлять измерения с дальности 200 км вместо 30 км, имела дублированную электронику и блок электронной диагностики.

Соответственно разработано новое программное обеспечение БЦВК, которое позволило кораблю автономно осуществлять сближение со стабилизируемой в пространстве станцией с дальности около 100 км, ее "облет" на малой дальности в зону выбранного стыковочного агрегата и причаливание.

На бытовом отсеке корабля устанавливается блистер с иллюминатором, и на его базе организуется второе рабочее место для ручного управления причаливанием.

Общий вид корабля "Союз ТМ" В комбинированной двигательной установке корабля был применен новый базовый блок, в котором были использованы металлические разделители в баках, сами баки стали несущими, в конструкции главной камеры применялось неохлаждаемое сопло, для наддува использовался гелий, а в схему наддува баков и расхода топлива ввели резервирование (две секции).

В схеме питания ДПО – ДО в двух коллекторах установили дублирующие клапаны.

В радиокомплексе корабля система радиосвязи и пеленгации "Заря" заменена на более совершенную систему "Рассвет".

Одним из мероприятий по повышению допустимой массы корабля стала модернизация системы аварийного спасения, в основе которой лежало создание новой конструкции ДУ САС. Два центральных двигателя (основной и дополнительный) были заменены на двухкамерный двигатель. Две камеры этого двигателя включались по той же логике, но работали через совмещенный сопловой блок. Такая интеграция двигателей в единую конструкцию, существенно снизила массу ДУ САС.

Одновременно за счет уменьшения ее диаметра была улучшена аэродинамическая компоновка ОГБ САС и уменьшена масса балансировочного груза. Важным мероприятием был перенос сброса ДУ САС со 123-й на 115-ю секунду полета РН, что позволило совместить районы падения боковых блоков РН и ДУ САС и дало дополнительный выигрыш в массе. В сумме полезный груз РН был увеличен примерно на 60 кг.

Наиболее важное мероприятие по уменьшению массы корабля заключалось во внедрении новых парашютных систем, в которых был применен синтетический высокомодульный материал для строп и облегченный капрон для куполов парашютов, что позволило уменьшить массу парашютных систем на 120 кг (на 40%), а массу спускаемого аппарата– примерно на 140 кг. Освободился объем, и в СА был установлен контейнер для полезного груза. Была усовершенствована конструкция СА и парашютных систем.

Реализованные мероприятия позволяли осуществлять при необходимости полеты двухместного корабля к станции на орбите с наклонением 65° при использовании ракеты-носителя 11А511У-2. В период с 21 по 30 мая 1986 года был проведен первый полет модифицированного корабля в беспилотном варианте.

Интересным вариантом корабля был "Союз ТМ", оснащенный андрогинной периферийной системой стыковки новой конструкции. Корабль входил в состав серии из трех изделий, которые предназначались для использования в качестве кораблей-спасателей для экипажей орбитального корабля "Буран" в его первых пилотируемых полетах. Первый корабль из этой серии был изготовлен, но в связи с закрытием программы "Буран" сориентирован на тему "Мир". Его пуск ("Союз ТМ-16", космонавты Г.М. Манаков, А.Ф. Полещук) состоялся 24 января 1993 года. В полете выполнено автоматическое сближение, ручное причаливание, стыковка и переход экипажа в станцию, чем подтверждены работоспособность новой системы стыковки и возможность использования третьего, бокового причала станции "Мир".

Корабль "Союз ТМ" отличает высокая надежность и безопасность полетов. За время его эксплуатации с 21 мая 1986 года по 10 ноября 2002 года были осуществлены запуски и полеты 34 кораблей этой серии, которые выполнили задачи транспортно-технического обеспечения (ТТО) орбитальной станции «Мир» и начало ТТО Международной космической станции.