English

Транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМ"

Дальнейшая модернизация корабля «Союз Т», приведшая к созданию его очередной модификации – "Союз ТМ", связана с совершенствованием долговременных орбитальных станций типа «Салют» и, в частности, с тем, что для них предусматривалась возможность увеличения наклонения рабочей орбиты до 65°. Это ставило задачу компенсации потери массы выводимого ракетой-носителем груза в размерах 330-350 кг. Такая компенсация могла быть осуществлена только комбинированным путем: с одной стороны, – за счет повышения возможностей РН и, с другой стороны, – за счет снижения массы корабля.

В связи с этим модернизация велась по двум направлениям: усовершенствование систем корабля и снижение его массы.

Основные характеристики корабля "Союз ТМ"


№№ Наименование характеристики,
размерность
Значение
1.
Экипаж, чел.
3
2.
Масса корабля, кг
7070
3.
Масса спускаемого аппарата, кг
3000
4.
Длина корабля по корпусу, м

6,98

5.
Максимальный диаметр, м

2,72

6.
Размах солнечных батарей, м

10,7

7.
Тип ракеты-носителя
"Союз"

На корабле "Союз ТМ" ряд систем был доработан или заменен на новые.

Дальнейшее развитие получила система управления движением. С ростом масштабов орбитальных комплексов использование системы "Игла" становилось нерациональным, так как требовало непрерывной ориентации станции стыковочным агрегатом на корабль и приводило к большим затратам топлива. Система "Игла" была заменена на новую систему "Курс", которая не требовала такой ориентации, позволяла осуществлять измерения с дальности 200 км вместо 30 км, имела дублированную электронику и блок электронной диагностики.

Соответственно разработано новое программное обеспечение БЦВК, которое позволило кораблю автономно осуществлять сближение со стабилизируемой в пространстве станцией с дальности около 100 км, ее "облет" на малой дальности в зону выбранного стыковочного агрегата и причаливание.

На бытовом отсеке корабля устанавливается блистер с иллюминатором, и на его базе организуется второе рабочее место для ручного управления причаливанием.

Общий вид корабля "Союз ТМ" В комбинированной двигательной установке корабля был применен новый базовый блок, в котором были использованы металлические разделители в баках, сами баки стали несущими, в конструкции главной камеры применялось неохлаждаемое сопло, для наддува использовался гелий, а в схему наддува баков и расхода топлива ввели резервирование (две секции).

В схеме питания ДПО – ДО в двух коллекторах установили дублирующие клапаны.

В радиокомплексе корабля система радиосвязи и пеленгации "Заря" заменена на более совершенную систему "Рассвет".

Одним из мероприятий по повышению допустимой массы корабля стала модернизация системы аварийного спасения, в основе которой лежало создание новой конструкции ДУ САС. Два центральных двигателя (основной и дополнительный) были заменены на двухкамерный двигатель. Две камеры этого двигателя включались по той же логике, но работали через совмещенный сопловой блок. Такая интеграция двигателей в единую конструкцию, существенно снизила массу ДУ САС.

Одновременно за счет уменьшения ее диаметра была улучшена аэродинамическая компоновка ОГБ САС и уменьшена масса балансировочного груза. Важным мероприятием был перенос сброса ДУ САС со 123-й на 115-ю секунду полета РН, что позволило совместить районы падения боковых блоков РН и ДУ САС и дало дополнительный выигрыш в массе. В сумме полезный груз РН был увеличен примерно на 60 кг.

Наиболее важное мероприятие по уменьшению массы корабля заключалось во внедрении новых парашютных систем, в которых был применен синтетический высокомодульный материал для строп и облегченный капрон для куполов парашютов, что позволило уменьшить массу парашютных систем на 120 кг (на 40%), а массу спускаемого аппарата– примерно на 140 кг. Освободился объем, и в СА был установлен контейнер для полезного груза. Была усовершенствована конструкция СА и парашютных систем.

Реализованные мероприятия позволяли осуществлять при необходимости полеты двухместного корабля к станции на орбите с наклонением 65° при использовании ракеты-носителя 11А511У-2. В период с 21 по 30 мая 1986 года был проведен первый полет модифицированного корабля в беспилотном варианте.

Интересным вариантом корабля был "Союз ТМ", оснащенный андрогинной периферийной системой стыковки новой конструкции. Корабль входил в состав серии из трех изделий, которые предназначались для использования в качестве кораблей-спасателей для экипажей орбитального корабля "Буран" в его первых пилотируемых полетах. Первый корабль из этой серии был изготовлен, но в связи с закрытием программы "Буран" сориентирован на тему "Мир". Его пуск ("Союз ТМ-16", космонавты Г.М. Манаков, А.Ф. Полещук) состоялся 24 января 1993 года. В полете выполнено автоматическое сближение, ручное причаливание, стыковка и переход экипажа в станцию, чем подтверждены работоспособность новой системы стыковки и возможность использования третьего, бокового причала станции "Мир".

Корабль "Союз ТМ" отличает высокая надежность и безопасность полетов. За время его эксплуатации с 21 мая 1986 года по 10 ноября 2002 года были осуществлены запуски и полеты 34 кораблей этой серии, которые выполнили задачи транспортно-технического обеспечения (ТТО) орбитальной станции «Мир» и начало ТТО Международной космической станции.