Русский

ISS Russian Segment

Service Module Zvezda

Service module Zvezda

Service module Zvezda

Service Module Zvezda is the main (core) module of the ISS Russian Segment.

Purpose:

  • controlling the ISS Russian Segment (that is, controlling all the other ISS RS);
  • providing attitude control for the entire space station from ISS RS side;
  • providing life support for the space station crew;
  • interactions during integrated control of the entire ISS, provided by the central computer of the US segment located in the LAB module.

Key specifications

Parameter Value

Mass in orbit after separation from the LV, kg

20 295

Body length, mm

13 110

Maximum diameter, mm

4 350

Volume of pressurized compartments, m3

89.0

Crew habitable volume, m3

46.7

Life support for the crew of

up to 6

Solar array wing span, mm

29 730

The area of photovoltaic elements, m2

76

Maximum solar array output power, kW

13.8


Major onboard systems of the Service Module that are responsible for its control through all the mission phases: the onboard equipment control system, guidance, navigation and control system and the onboard digital computer system were developed on the basis of experience gained in the Mir space station construction, taking into account new functions that are driven by the ISS RS operation as a part of the space station and its interfaces with the US segment.

Structurally, SM Zvezda consists of four compartments: three pressurized compartments - Transfer Compartment, Work Compartment and Transfer Chamber, as well as unpressurized Propulsion Compartment, which houses a Combined Propulsion Unit.

The Transfer Compartment is intended to provide crew transfer between SM and other ISS modules. It also serves as an airlock during spacewalks. The outer surface is covered with MLI panels and micrometeoroid shields. Transfer Compartment has four windows.

The Work Compartment is intended for accommodating the major part of the SM onboard systems and equipment supporting crew life and work. The total length of the Work Compartment is 7.7 m, the pressurized volume with the equipment is 75.0 m3, the crew habitable volume is 35.1 m3. Interior panels separate the living area from instrumentation area, as well as from the Work Compartment body. The Work Compartment has eight windows. The living areas in the Work Compartment are equipped with crew life support equipment. Located in the smaller diameter area of the Work Compartment is the central station for space station control including control units and caution and warning panels. Located in the larger diameter area of the Working Compartment are two personal crew cabins, sanitary compartment with a washstand and sanitation unit, a galley with refrigerator/freezer, working table with restraints, medical equipment, equipment for physical exercise, a small airlock to dispose of waste containers and launch small satellites.

On the outside, the body of the Work Compartment is covered with multilayer insulation (MLI). Installed on the cylindrical parts are radiators, which also serve as micrometeoroid shields. The areas that are left unprotected by the radiators are covered with honeycomb carbon plastic shields.

The transfer chamber is intended for crew transfer between SM and Soyuz/Progress spacecraft docked to the rear docking port. For external observations, the transfer chamber has two windows, and there is a TV camera attached to it on the outside.

The transfer chamber has one passive docking port located along the SM longitudinal axis. The port is intended for docking of cargo and transportation spacecraft, including Russian spacecraft Soyuz TM, Soyuz TMA, Soyuz TMA-M, Soyuz MS, Progress M, Progress M-M and Progress MS, as well as European automatic spacecraft ATV. For external observations, the transfer chamber has two windows, and there is a TV camera attached to it on the outside.

The propulsion compartment contains combined propulsion system hardware.

Service Module Zvezda was launched on July 12, 2000, at 8 h 56 min 6 s Moscow Daylight Saving Time. Zvezda module docked with the Zarya + Unity modules which had docked earlier on the fourteenth day of its free flight on July 26, at 4 h 45 min Moscow Daylight Saving Time.

July 26 through November 2, 2000, the Service Module stayed within ISS in the so called "unmanned" mode. On August 6, cargo spacecraft Progress M1-3 was launched, which delivered to SM the hardware (about 615 kg) for outfitting its onboard systems to support the space station operation with the crew onboard. On September 8, 2000, launched along with US astronauts onboard a Space Shuttle (Atlantis STS-106 2А.2В) were Y.I. Malenchenko and B.V. Morukov. They unloaded Progress M1-3, installed service equipment, carried out adjustment, repair and maintenance on the SM onboard systems in order to prepare them for the arrival of the first expedition ISS-1.

On November 2, 2000, the International Space Station began to be operated in continuous manned mode.

Service module Zvezda as a part of ISS

Service module Zvezda as a part of ISS

English

Российский сегмент МКС

Служебный модуль "Звезда"

Служебный модуль "Звезда"

Служебный модуль "Звезда"

Служебный модуль "Звезда" является основным (базовым) модулем Российского сегмента МКС.

Назначение:

  • управление Российским сегментом МКС (т.е. управление всеми остальными модулями РС МКС);
  • решение задач управления ориентацией всей станции со стороны РС МКС;
  • обеспечение жизнедеятельности экипажа станции;
  • взаимодействие при интегрированном управлении всей МКС, осуществляемое центральным компьютером Американского сегмента, расположенного в модуле LAB.

Основные технические характеристики

Параметр Значение

Масса на орбите после отделения от РН, кг

20 295

Длина по корпусу, мм

13 110

Максимальный диаметр, мм

4 350

Объем герметичных отсеков, м3

89,0

Объем обитания экипажа, м3

46,7

Обеспечение жизнедеятельности экипажа, чел

до 6

Размах солнечных батарей, мм

29 730

Площадь фотоэлектрических элементов, м2

76

Максимальная выходная мощность солнечных батарей, кВт

13,8


Основные бортовые системы служебного модуля, отвечающие за его управление на всех участках полета: система управления бортовым комплексом, система управления движением и навигацией и бортовая цифровая вычислительная система - создавались на основе опыта, приобретенного при построении станции "Мир", с учетом ряда новых функций, определяемых работой РС МКС в составе станции и его взаимодействием с Американским сегментом.

Конструктивно СМ "Звезда" состоит из четырех отсеков: трех герметичных - переходного отсека (ПхО), рабочего отсека (РО) и промежуточной камеры (ПрК), а также негерметичного агрегатного отсека (АО), в котором размещена объединенная двигательная установка (ОДУ).

Переходный отсек предназначен для обеспечения перехода членов экипажа между СМ и другими модулями МКС. Он также выполняет функции шлюзового отсека при выходе членов экипажа в открытый космос. Наружная поверхность закрыта панелями ЭВТИ и противометеоритными экранами. В ПхО имеется четыре иллюминатора.

Рабочий отсек предназначен для размещения основной части бортовых систем и оборудования СМ, для жизни и работы экипажа. Общая длина РО - 7,7 м, герметичный объем с оборудованием - 75,0 м3, объем обитания экипажа - 35,1 м3. Панели интерьера отделяют жилую зону от приборной, а также от корпуса РО. В РО имеется восемь иллюминаторов. Жилые помещения РО оборудованы средствами обеспечения жизнедеятельности экипажа. В зоне малого диаметра РО находится центральный пост управления станцией с блоками контроля и аварийно-предупредительными пультами. В зоне большого диаметра РО имеются две персональные каюты, санитарный отсек с умывальником и ассенизационным устройством, кухня с холодильником-морозильником, рабочий стол со средствами фиксации, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений, небольшая шлюзовая камера для отделения контейнеров с отходами и малых КА.

Снаружи корпус РО закрыт многослойной экранно-вакуумной теплоизоляцией (ЭВТИ). На цилиндрических частях установлены радиаторы, которые выполняют также функции противометеоритных экранов. Незащищенные радиаторами участки закрыты углепластиковыми экранами сотовой конструкции.

Промежуточная камера предназначена для обеспечения перехода космонавтов между СМ и кораблями "Союз" или "Прогресс", пристыкованными к кормовому стыковочному агрегату. Для внешнего наблюдения в ПрК имеются два иллюминатора, а снаружи на ней закреплена телекамера.

ПрК снабжена одним пассивным стыковочным агрегатом, расположенным по продольной оси СМ. Узел предназначен для стыковок грузовых и транспортных кораблей, в том числе российских кораблей "Союз ТМ", "Союз ТМА", "Союз ТМА-М", «Союз МС», "Прогресс М", "Прогресс М-М", "Прогресс МС", а также европейского автоматического корабля ATV. Для внешнего наблюдения в ПрК имеются два иллюминатора, а снаружи на ней закреплена телекамера.

Агрегатный отсек предназначен для размещения агрегатов объединенной двигательной установки.

Запуск служебного модуля "Звезда" был осуществлен 12 июля 2000 г. в 8 ч 56 мин 6 с по московскому летнему времени. Стыковка модуля "Звезда" к ранее состыкованным модулям "Заря"+"Юнити" состоялась на четырнадцатые сутки автономного полета 26 июля в 4 ч 45 мин по московскому летнему времени.

С 26 июля по 2 ноября 2000 г. служебный модуль находился в составе МКС в так называемом "беспилотном" режиме. 6 августа был запущен грузовой корабль "Прогресс М1-3", доставивший на СМ оборудование для дооснащения (примерно 615 кг) его бортовых систем, обеспечивающих полет станции с экипажем. 8 сентября 2000 г. в числе американских астронавтов на корабле "шаттл" ("Атлантис" STS-106 2А.2В) стартовали Ю.И. Маленченко и Б.В. Моруков. Они выполнили разгрузку корабля "Прогресс М1-3", дооснащение служебного оборудования, отладку, ремонт и профилактические работы с бортовыми системами СМ для их подготовки к прибытию первой основной экспедиции МКС-1.

Со 2 ноября 2000 г. началась эксплуатация Международной космической станции в непрерывном пилотируемом режиме.

Служебный модуль "Звезда" в составе МКС

Служебный модуль "Звезда" в составе МКС