Russian

Missiles Systems



Rocket R-1

Principal characteristics

Maximum firing range, km

Launch mass, kg

Warhead mass, kg

Propellants mass
(liquid oxygen, ethyl alcohol,
hydrogen peroxide, gas), kg

PU ground thrust, kgf

270

13430

1075



9400

27200

Rocket R-1


On April 14 1948 the Government Decree has been enacted on the development of the first rocket to be made of domestic materials and derived from missile A-4 (FAU-2). The rocket was designated as R-1 including its ground support equipment.

Off-loading of rocket R-1 from a truck Rocket moving Rocket transportation

Because of drawbacks of rocket A-4 revealed through its flight tests and almost entire lack of theoretical rationale of the accepted engineering solutions the amount of work needed to be implemented to develop rocket R-1 was the same as usually needed to develop a new structure. Materials technology problems appeared to be the most difficult. Materials engineers had not to be restricted to formal selection of domestic materials. They were required to subject technical solutions accepted by Germans to critical analysis. It was necessary to select 86 grades of steel, 56 grades of nonferrous metals, 159 nonmetallic materials, etc. The rocket reliability should be also enhanced.
Despite of the formal possibility to set bounds to making a copy of rocket A-4, for production of the first series of rocket R-1 designers were eager to incorporate new technological solutions so far as could be possible in a rather restricted time frame. The aft and instrumentation compartments have been sufficiently modified to enhance their robustness, the rocket flight design range has been increased from 250 to 270 km.
The first series R-1 engine was derived from engine A-4 without structural changes, except for replacement of the majority of materials with domestic materials.
The A-4 rocket control system electrical circuitry was also used unchanged in the first series of rocket R-1, however many instruments were changed in their design and performance.
In parallel, the Ground Support Equipment was being developed to launch the rocket from the preliminary prepared site (concrete-covered, with a foundation plate laid to install a launch pad, shelters for movable diesel power plants and other equipment, as well as ground cable routing).
During pre-launch processing of rocket R-1, the processing operations and equipment were little different from those used to process rocket A-4. V. P. Barmin was a Chief Designer of the R-1 Ground Complex. The Specialized Design Office "Spetsmach" further set up under his authority became a leading organization for ground complexes.
Rocket R-1 was first launched on September 17, 1948 under the authority of the State Commission headed by S. I. Vetoshkin and technical management of S. P. Korolev.
During the first cycle of flight tests, 9 rockets R-1 were tested of which only one reached the target (October 10, 1948). Causes of the accidents were mainly assigned to a low manufacturing quality of the rocket assemblies and systems, an insufficient amount of checkout testing of units and instruments, non-maturity of certain systems.
To enhance reliability, many modifications were made to the control system flight instruments of the second series of rockets. 20 rockets have been developed (10 adjustment and 10 qualification rockets) of which 17 rockets fulfilled their task. Further experiments were needed to make the R-1 launches free of accidents.
On November 25, 1950 rocket R-1 and its Ground Support Equipment entered service.

Completion of rocket R-1  pre-launch processing Rocket R-1 lift-off  Launch site    after rocket launch

Experimental rocket R-1A


To mature mass and operating characteristics of rocket R-1, its designers proposed to use an integral fuel tank and a warhead separated from the rocket at the ascent phase completion. In this case, only the ascent phase appeared to be rated for the launch vehicle and considerably more favorable regarding mechanical and thermal loads as compared to the atmospheric portion of the descent phase of the flight trajectory. To verify experimentally those new ideas, mainly to investigate peculiar features of the warhead separation process at the ascent phase completion, rocket R-1A has been developed. However, since many organizations showed interest in using the new rocket for their purposes, the experiment program fell far beyond the original plan.
Rocket R-1A became the first rocket to carry science equipment in recoverable containers to upper atmospheric layers (the containers were located in a section of the rocket stabilizers). The solution to separate the warhead turned to be so good that it was employed in all subsequent domestic rockets.


Geophysical rockets R-1B, R-1V, R-1D and R-1E

Rocket R-1D To measure physical parameters in the upper rarefied atmosphere, rocket R-1A was already provided with the instrumentation system conventionally named "FIAN-1". The first geophysical experiments have been accommodated. The obtained data served as a basis to work out a large geophysical research program pursuing interests of the Academy of Sciences of the USSR and designers of modified rocket R-1 intended for that purpose (R-1B, R-1V, R-1D, R-1E).
All four launches of rocket R-1B that took place in July - August 1951 were vertical with one launch failed. The rocket carried experimental animals accommodated in a special pressurized compartment to study their behavior in space environment. On July 1951 dogs Dezik and Tsygan were the first to successfully fly on rocket R-1B.
Rocket R-1D on launch pad Rocket-R1V differed from R-1B only in that the FIAN-1 equipment was replaced by a parachute system to recover the rocket body. In total, two launches have been carried out in July - August 1951.
Unlike rockets R-1B and R-1V where experimental animals had to be returned in a pressurized compartment on a parachute, on rocket R-1D each of the two dogs was catapulted in a space suit mounted on a special cradle provided with a parachute system and a Life Support System. In addition, on rocket R-1D, instead of the FIAN-1 compartment, science hardware was accommodated to study vertical distribution of ionization density in ionosphere and propagation of super long waves in atmosphere and space. All three launches of rocket R-1D that took place in June-August 1951 were successful.
Through launches of rocket R-1E one more attempt has been made to solve the rocket body recovery problem. For this purpose, three powder boosters were provided on the warhead to impart a separation velocity of about 12 m/s to it. However, this was not sufficient enough. A new constructive option of the rocket body return system implied the use of a pyro gun that had not only to activate pilot chutes, but also simultaneously release parachute packages containing main cupolas. Totally, from January 1955 to April 1956, six launches have been carried out of which four were successful.

News Archive

November  2019
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

English

Боевые ракетные комплексы



Ракета Р-1

Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

270

13430

1075



9400

27200

Ракета Р-1


14 апреля 1948 года было принято Постановление правительства о создании первой ракеты из отечественных материалов на базе немецкой ракеты А-4 (ФАУ-2). Эту ракету, совместно с комплексом ее наземного оборудования, назвали Р-1.
Недостатки ракеты А-4, выявленные в процессе ее летных испытаний, а также почти полное отсутствие теоретических материалов с обоснованием принятых технических решений потребовали при создании ракеты Р-1 такого объема работ, который обычно необходим при разработке новой конструкции. Особенно трудоемкими оказались материаловедческие задачи.

Выгрузка ракеты Р-1 из вагона Перевозка выгруженной ракеты Транспортировка ракеты

Материаловедам нельзя было ограничиваться формальным подбором отечественных материалов, от них требовался критический анализ принятых немцами технических решений. Необходимо было отобрать 86 марок стали, 56 марок цветных металлов, 159 неметаллических материалов и т.п. Требовалось также позаботиться о повышении надежности ракеты.
Несмотря на формальную возможность ограничиться копированием ракеты А-4 для первой серии ракеты Р-1, конструкторы стремились сразу же внедрить новые технические решения, насколько это позволяли сделать весьма сжатые сроки: были существенно переработаны конструкция хвостового и приборного отсеков с целью их усиления, повышена расчетная дальность полета ракеты с 250 до 270 км.
При разработке двигателя ракеты Р-1 первой серии использовались двигатели ракеты А-4 без каких-либо конструктивных изменений, за исключением замены большей части материалов на отечественные.
Для первой серии ракеты Р-1 была использована без изменений и электрическая схема системы управления ракеты А-4, однако конструкция и технические характеристики многих приборов претерпели изменения.
Одновременно с ракетой создавался комплекс наземного оборудования для пусков ракеты с предварительно подготовленной в инженерном отношении площадки (бетонирование, закладка фундаментной плиты под пусковой стол, создание укрытий для передвижных дизельных электростанций и других агрегатов, а также выполнение работ по прокладке наземной кабельной сети).
Технологический процесс работы агрегатов при подготовке ракеты Р-1 к пуску, а также конструкция агрегатов мало чем отличались от ракеты А-4. Главным конструктором наземного комплекса ракеты Р-1 был В.П. Бармин. Созданное впоследствии под его руководством ГСКБ "Спецмаш" стало головной организацией в стране по наземным комплексам.
Первый пуск ракеты Р-1 состоялся 17 сентября 1948 года под руководством Государственной комиссии, председателем которой был С.И. Ветошкин, техническим руководителем С.П. Королев.
На первом этапе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) было испытано 9 ракет Р-1, из которых только одна достигла цели (10 октября 1948 года). Причины аварий были, в основном, из-за низкого качества изготовления агрегатов и систем ракеты, недостаточного объема проверок узлов и приборов, неотработанности некоторых систем.
Для второй серии ракет в целях повышения их надежности пришлось внести много изменений в бортовые приборы системы управления. Было подготовлено 20 ракет (10 пристрелочных и 10 зачетных), из которых 17 выполнили свою задачу. Потребовались дополнительные экспериментальные работы, чтобы обеспечить безаварийные пуски ракеты Р-1.
25 ноября 1950 года ракету Р-1 с комплексом наземного оборудования приняли на вооружение.

Завершение подготовки ракеты Р-1 к пуску Старт ракеты Р-1 Стартовая площадка   после пуска ракеты

Экспериментальная ракета Р-1А


Для совершенствования массовых и эксплутационных характеристик ракеты Р-1 разработчики предложили использовать несущий бак горючего и применить отделяющуюся от ракеты в конце активного участка головную часть (ГЧ). В этом случае для носителя расчетным оставался только участок активного полета, значительно более благоприятный по механическим и тепловым нагрузкам, чем атмосферный участок нисходящей ветви траектории полета. Для экспериментальной проверки этих новых идей, главным образом для изучения особенностей отделения головной части в конце активного участка траектории, и была создана ракета Р-1А.
Однако, в связи с тем, что многие организации заинтересовались возможностью использовать новую ракету для своих целей, программа экспериментов вышла далеко за рамки первоначального замысла.
Ракета Р-1А стала первой ракетой, поднявшей научную аппаратуру в спасаемых контейнерах в верхние слои атмосферы (контейнеры располагались в районе стабилизаторов ракеты). Отделение ГЧ оказалось настолько удачным решением, что использовалось во всех последующих конструкциях отечественных ракет.


Геофизические ракеты Р-1Б, Р-1В, Р-1Д и Р-1Е

 Ракета Р-1Д Уже на ракете Р-1А для физических измерений параметров верхней разряженной атмосферы установили приборы системы, условно названной ФИАН-1. Это были первые геофизические эксперименты. Полученные данные послужили базой для подготовки широкой программы научных исследований по геофизике в интересах Академии наук СССР и разработки модификаций ракеты Р-1, специально предназначенных для этой цели (Р-1Б, Р-1В, Р-1Д и Р-1Е).
Все четыре пуска ракеты Р-1Б в июле - августе 1951 года были вертикальными, из которых один оказался неудачным. На борту ракеты находились подопытные животные в специальном герметичном отсеке, исследовалось их поведение в условиях невесомости. 22 июля 1951 года впервые на ракете Р-1В успешно летали собаки Дезик и Цыган.
Ракета Р-1В отличалась от ракеты Р-1Б только тем, что вместо аппаратуры ФИАН-1 монтировалась парашютная система спасения корпуса ракеты. Всего было проведено два пуска в июле - августе 1951 года.
Ракета Р-1Д на пусковом столе На ракете Р-1Д в отличие от ракет Р-1Б и Р-1В, где подопытные животные спасались вместе с герметичным отсеком на парашюте, каждая из двух собак катапультировалась в скафандре, смонтированном на специальной тележке, имеющей парашютную систему и систему жизнеобеспечения. Кроме того, на ракете Р1-Д вместо отсека с аппаратурой ФИАН-1 была установлена аппаратура для исследования распределения по высоте плотности ионизации в ионосфере и изучения распространения сверхдлинных волн в атмосфере и космическом пространстве. Три пуска ракет Р-1Д проводились в июне - июле 1951 года, и все были удачными.
При пусках ракеты Р1-Е была сделана еще одна попытка найти конструктивное решение, обеспечивающее спасение корпуса ракеты. Для этой цели на головной части установили три пороховых ускорителя, сообщавшие ей скорость отделения около 12 м/с. Однако этого оказалось недостаточно. Новый конструктивный вариант системы спасения корпуса ракеты заключался в использовании пиропушки, которая должна была не только вводить в действие вытяжные купола парашютов, но и одновременно освобождать парашютные пакеты, в которые были уложены основные купола парашютов. Всего провели шесть пусков с января 1955 по апрель 1956 года, четыре из которых были удачными.

Архив новостей

Ноябрь  2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30