homepage
LAUNCHERS
LAUNCHING

Russian
   

Rocket-Space Complex N1-L3 being
transported to the launch site

Rocket-Space Complex N1-L3
at the launch pad

Rocket-Space Complex N1-L3
being installed on the paunch pad

Pre-launch processing of Rocket-Space
Complex N1-L3 at the launch pad

Two rockets N1 at the launch site

Rocket-Space Complex N1-L3 in flight

The first launch of complex N1-L3 carried out on February 21, 1969 was accidental. As a result of high-frequency vibrations in the engine 2 gas generator, a pressure reducing connector behind a turbine broke off and leakage of components occurred that caused a fire in the aft compartment and violated the engine control system operation that commanded to shut down engines at 68.7s.
Despite the accident, this launch has proved the validity of the dynamic profile, launch dynamics, LV control processes using the engine thrust misalignment and permitted to obtain test data on LV loads, strength, the LV and launch system exposure of acoustic loads, and other data including operating conditions in real environment.

The second launch of complex N1-L3 carried out on July 3, 1969 and was also accidental because of faulty operation of engine 8 of stage A. A certain cause of the accident was not established. The Accident Committee headed by V. P. Mishin concluded that the most probable cause of the accident was a destruction of the engine oxidizer pump at a transition to the full thrust.
Two years required to analyze the test results, perform studies, and experiments. As a result, proper measures were taken that allowed to exclude all expected causes of the accidents, enhance reliability of engines, other systems and equipment, as well as to secure the launch pad. The primary measures were: the oxidizer pump reliability enhancement; installation of filters in front of the engine pumps to avoid ingress of foreign matters; pre-launch filling and in-flight purging of the stage A aft compartment with nitrogen; introduction of a freon fire extinguishing system; adding of thermal protection for the structure elements, instruments, and cables of systems accommodated in the stage A aft compartment; introduction of engine ignition command inhibition till 50s of flight and the LV emergency escape from the launch site at power disconnection, etc.

The third launch of complex N1-L3 took place on June 27, 1971. All 30 engines of stage A were switched to the preliminary and full thrust modes as consistent with a nominal timeline and were normally operating till their switchdown was commanded from the control system at 50.1s. However, from the beginning of flight, anomalous roll stabilization was observed and a spin angle misalignment was increasing and by 14.s achieved 145.n As far as the engine emergency shutdown command was inhibited till 50s, the flight was actually not controlled till 50.1s. The most probable cause of the accident was an effect of not previously considered disturbances exceeding the roll control moments. For the rocket roll control, in less that a year, steering verniers were designed that used producer oxidizing gas and fuel taken from main engines.

On November 23, 1972 the fourth launch of complex N1-L3 was carried out. The rocket employed for this launch was considerably modified to eliminate the revealed drawbacks and increase the payload mass. The flight was controlled by the onboard Data Management System on commands from gyrostabilized platform (A Chief Designer: N. A. Pilyugin). The propulsion units included steering verniers. A fire extinguishing system was introduced. Mechanical and thermal protection of instrumentation and cable system was improved, etc. The measuring systems were outfitted with a newly developed small-size radio and telemetry equipment (a Chief Designer: A. F. Bogomolov). In total, beyond 13 000 sensors were provided on the rocket.
The rocket has flied for 106.93s without comments, but 7s before the designed separation of stages I and II, an actually instantaneous breakdown of the engine 4 oxidizer pump occurred that caused the rocket destruction.
The next launch was scheduled for the fourth quarter of 1974. By May, relying on the analysis of previous flights and further studies, all design and measures focused on the rocket survivability. Assembly of modified reusable engines began. However, the Academician V. P. Glushko, appointed to be the Director General of NPO Energia in May 1974, by his order and a silent consent of the Ministry of Machinery, terminated all activities associated with complex N1-L3.
In total, by January 1973, expenses for the N1-L3 program reached 3.6 milliards of rubles of which the N1 development cost was 2.4 milliards of rubles ( at that time rate).
The Decree of the Central Committee of CPSU enacting to terminate work on complex N1-L3 and write the costs into losses was released only in February 1976. Thereupon, all rocket stages, pre-launch processing and measuring equipment were destroyed. Herewith, costs in amount of 6 milliards of rubles (at the 1970s rate) spent on the program were written into losses.
Although the experience gained in designing and manufacturing, operating and ensuring reliability of the powerful rocket system N1 has been employed in full measure in developing LV Energia and is likely to find wide application in future projects, it is impossible not to admit that cutting down of work on N1 was a mistake. Later on, to develop a rocket of a similar capacity required 13 years more and 14.5 milliards of rubles.

 

 

 

 

 

Official WEB-site of S.P.Korolev RSC Energia
E-mail:mail@rsce.ru

на главную
средства выведения
ракеты-носители
Комплекс Н1-Л3

English
   

Ракетно-космический комплекс Н1-Л3
в пути на стартовый комплекс

Ракетно-космический комплекс Н1-Л3
около пускового устройства
стартовой позиции

Установка
ракетно-космического комплекса Н1-Л3
на пусковое устройство

Подготовка
ракетно-космического комплекса Н1-Л3
на стартовом устройстве к пуску

Две ракеты Н1
на стартовом комплексе

Полет
ракетно-космического комплекса Н1-Л3

Первый пуск ракетно-космического комплекса Н1-Л3 21 февраля 1969 года закончился аварийно. В результате возникших высокочастотных колебаний в газогенераторе двигателя №2 оторвался штуцер отбора давления за турбиной и образовалась течь компонентов, приведшая к пожару в хвостовом отсеке и нарушению в работе системы контроля работы двигателя, которая на 68,7 с выдала ложную команду на выключение двигателей.
Несмотря на аварию, этот пуск подтвердил правильность выбранной динамической схемы, динамики старта, процессов управления РН с помощью рассогласования тяги двигателей, позволил получить опытные данные по нагрузкам на РН и ее прочности, воздействию акустических нагрузок на ракету и стартовую систему и некоторые другие данные, в том числе эксплутационные характеристики в реальных условиях.

Второй пуск комплекса Н1-Л3 был проведен 3 июля 1969 года и также закончился аварийно из-за ненормальной работы двигателя № 8 блока А. Однозначно причина аварии не была установлена. По заключению аварийной комиссии под председательством В.П. Мишина наиболее вероятной причиной аварии было разрушение насоса окислителя двигателя при выходе на главную ступень.
Два года ушло на анализ результатов испытаний, дополнительные расчеты, исследования и экспериментальные работы. В результате были проведены мероприятия, позволившие исключить все предполагаемые причины аварий, повысить надежность двигателей, других систем и агрегатов, а также обезопасить стартовое сооружение. Основными мероприятиями были повышение надежности насоса окислителя; установка перед насосами двигателя фильтров, исключающих попадание в него посторонних предметов; заполнение перед стартом и продувка азотом хвостового отсека блока А в полете и введение фреоновой системы пожаротушения; введение теплозащиты элементов конструкции, приборов и кабелей систем, расположенных в хвостовом отсеке блока А; введение блокировки команды аварийного выключения двигателей (АВД) до 50 с полета и аварийный увод РН от старта по сбросу питания и т.п.

Третий запуск ракетно-космической системы Н1-Л3 был проведен 27 июня 1971 года. Все 30 двигателей блока А вышли на режим предварительной и главной ступеней тяги в соответствии со штатной циклограммой и нормально функционировали до их выключения системой управления на 50,1 с, однако, с начала полета наблюдалось ненормальное протекание процесса стабилизации по крену, а рассогласование по углу вращения непрерывно увеличивалось и к 14,5 с достигало 145°. Поскольку команда аварийного выключения двигателей была заблокирована до 50 с, то полет до 50,1 с был практически неуправляемым. Наиболее вероятная причина аварии - действие неучтенных ранее возмущающих моментов, превышающих располагаемые управляющие моменты по крену. Для обеспечения управления ракетой по крену менее чем за год были созданы рулевые двигатели, работающие на окислительном генераторном газе и горючем, отбираемых от основных двигателей.

23 ноября 1972 года был произведен четвертый пуск комплекса Н1-Л3. Ракета, стартовавшая в этом пуске, претерпела значительные изменения, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Управление полетом осуществлял бортовой вычислительный комплекс по командам гиростабилизированной платформы (главный конструктор Н.А. Пилюгин). В состав двигательных установок введены рулевые двигатели, система пожаротушения, улучшена механическая и тепловая защита приборов и бортовой кабельной сети и др. Измерительные системы были доукомплектованы вновь созданной малогабаритной радиотелеметрической аппаратурой (главный конструктор А.Ф. Богомолов). Всего на этой ракете было установлено более 13 000 датчиков.
Ракета пролетела без замечаний 106,93 с, но за 7 с до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя № 4, которое привело к ликвидации ракеты.
Очередной пуск намечался на четвертый квартал 1974 года. К маю на ракете были реализованы все проектные и конструкторские мероприятия по обеспечению живучести ракеты, вытекающие из анализа предыдущих полетов и дополнительных исследований. Начался монтаж модернизированных многоразовых двигателей. Однако, назначенный в мае 1974 года руководителем НПО "Энергия" академик В.П. Глушко своим приказом, с молчаливого согласия Министерства общего машиностроения, прекратил все работы по комплексу Н1 -Л3.
Полные затраты по программе Н1-Л3 к январю 1973 года составили 3,6 млрд. руб., из них на создание Н1 - 2,4 млрд. руб. (в ценах тех лет).
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о прекращении работ по комплексу и списанию затрат вышло только в феврале 1976 года. После этого производственный задел ракетных блоков, практически все оборудование технического, стартового и измерительных комплексов было уничтожено. При этом списаны затраты в сумме 6 млрд. руб. ( в ценах 70-х годов), затраченных на тему.
Несмотря на то, что опыт проектно-конструкторских и производственно-технологических разработок, эксплуатации и обеспечения надежности мощной ракетной системы Н1 в полной мере был использован при создании РН "Энергия" и, очевидно, найдет широкое применение в реализации последующих проектов, нельзя не отметить ошибочность прекращения работ по Н1. Позднее, на создание подобной по мощности ракеты ушло еще 13 лет и было затрачено 14,5 млрд. руб.

 

 

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru