homepage
LAUNCHERS
Rocket R-9

Russian
   

290x800
(23 194 bytes)
Principal characteristics of rocket R-9

Aimed firing range, km:

  • maximum
  • minimum

Launch mass,

Payload unit mass, kg

 

12000 - 13000
3000 - 3500

81

1700

 

Following from the achievements gained by the beginning of 1958 in developing more cost saving engines and warheads of lower mass carrying nuclear charges, the Board of Chief Designers forwarded a proposal to the USSR Government to develop new intercontinental rocket R-9 burning oxygen-kerosene propellant and having a launch mass of 100 t.
After further studies OKB-1 proposed to design two options of the rocket distinguished by propellant components and propulsion units: R-9A (on cryogenic propellants - kerosene and liquid oxygen) and R-9B (on hypergolics - kerosene and nitric acid). Such a proposal was attributed to the fact that at the given juncture it was not completely clear what pair of propellants would ensure better operational conditions in the forces and a shorter pre-launch processing time. That depended on the complexity of systems maintaining propellants in a proper condition for filling, toxicity of propellants, time required for the rocket fueling, and time needed to run-up gyroscopes before a launch. Having regard to the fact that the pre-launch readiness time was about the same for both versions and kerosene-oxygen propellants were preferable from the viewpoint of operational characteristics including the rocket handling safety, OKB-1 insisted on further development of rocket R-9A.


Transportation of rocket R-9 on a transporter-erector to the launch pad
703x460
(69 163 bytes)

Installation of rocket R-9
to the launch pad
700x564
(85 901bytes)

Rocket R-9 installed
on the launch pad
257x800
(30 461bytes)

A rocket serving as weapons is required to stay in a ready-for-action state 1 for a maximum possible time and to be processed for a launch in a minimum time. It was easier to solve those tasks through storing the fueled rocket for a long time, however this was practically impossible for the oxygen rocket. It was necessary that the R-9 fueling time did not exceed the rocket processing total time. Thus, a necessity of a durable storage of the fueled rocket have been avoided. The Government Decree on the development of rocket R-9 of May 13, 1959 stated that supercooled oxygen should be used in the capacity of oxidizer. That would allow to store oxygen in ground tanks and fill it practically without losses in a time not exceeding the time needed for pre-launch processing of the control system instruments (time required for pre-launch processing of gyroscopes was a main "limitation").
In working out the preliminary design, consideration was given to five versions of the rocket ensuring required performance with a maximum possible simplicity, mobility, and a minimum possible mass of the structure.
The goal has been achieved through making a number of design solutions, e. g. through using open truss compartments for mating the rocket stages, a jettisonable aft compartment of stage II, pressurization vapors of a fuel tank of stage II for separation of the warhead, etc.
The rocket dimensions were selected as required for its transportation in an assembled state in one railway car and for the use of welding-stamping equipment of rocket R-7 to manufacture stages of rocket R-9.
The rocket R-9 control system was designed and developed under a leadership of Chief Designer N. A. Pilyugin.
V. P. Barmin (the State Specialized Design Office "Spetsmach") was appointed a Chief Designer of the ground complex.
The stage I engine was designed at OKB headed by V. P. Glushko, the stage II engine - at OKB headed by S. A. Kosberg.
The propulsion unit was designed with the consideration of high-speed filling of fuel tanks with oxygen and kerosene, keeping of the rocket in a fueled state for 24 hours, remote control of operations executed at the launch pad, maximum automation of pre-launch processing, ignition of the stage I engine, both automatically, on a signal of tankage filling completion, and manually, at a required time, not opening hatches and without an access of ground personnel to the rocket equipment and instruments.
Chambers of the stage I engines were gimbaled with a newly developed central hydraulic drive using kerosene as working medium discharged downstream the main engine pressurization pump. On stage II the rocket was controlled via turn nozzles using exhausted turbine gas.
The rocket was remarkable in that the launch pad adapter frame was integrated in it. Consequently, a scope of work on the launch pad was dramatically reduced, since all "ground-space" links were now mated at the processing facility after the adapter frame has been attached to the rocket. And a sufficiently lower number of "ground-adapter frame" utilities had to be mated at the launch pad.
The other dominant feature of the rocket R-9 complex was a system-level solution of problems associated with durable storage of liquid oxygen. A system for overcooling, durable storage, and high-speed filling of the rocket with supercooled liquid oxygen has been developed and the problem of durable storage of oxygen without losses has been solved.
Performance requirements for rocket R-9 assumed the development of two types of ground complexes: "Desna-H" for a ground launch and "Desna-B" for a silo launch. Flight tests of rocket R-9 started on April 9, 1961. The first successful launch took place on April 21, 1961. Initially, many accidental launches were occurring (15 accidental launches from the first 32). Herewith, drawbacks of configuration and structure of certain parts of the launch pad and the adapter frame have been revealed. The adapter frame appeared to be rather cumbersome and heavy. Its mass reached 4.5 t and made 50% of the rocket dry mass. The entire technological cycle of pre-launch processing lasted about two hours. All this led the launch system "Desna-N" to be recognized as not meeting performance requirements and not recommended to enter service. It should be noted that the launch system "Desna-N" was rejected not because of gross design errors. To make feasible high fighting characteristics and performance of rocket R-9A proved through flight tests required the development of a perfect launch site of high combat readiness. The rocket and the launch site had to be approached as a united whole.
OKB-1 became a leading organization and a main ideologist pursuing the ground launch complex for rocket R-9. A new adapter frame three times lighter than the previous one has been designed and manufactured.


Rocket R-9A liftoff
from launch complex Dolina
600x590
(75 788 bytes)

Launch silo for rocket R-9A
600x786
(61 206 bytes)

At the State Specialized Design Office "Spetsmach" a system for high-speed fueling of the rocket with kerosene T-1 has been designed.
At the Central Design Office of Machine Building an efficient device controlled by one operator and capable to install the rocket on the launch pad in 30 seconds has been designed.
At OKB-1, for the first time, an automatic pre-launch processing system has been developed and manufactured at the "Krasnay Zarya" plant. Classic solutions used in the system design were further employed to develop a number of new launch vehicles.
On February 22, 1963 the first successful launch of the rocket from the new launch site "Dolina" took place. That the automatics allowed to exclude the crew participation almost completely was striking. A self-propelled dolly carrying the rocket exited the assembly & test facility and, upon reaching the launch pad lugs, mated with an erector-installation device that lifted it in a vertical position, automatically mated all utilities and fastened the rocket on the launch pad. Then, using the high-speed fueling system, the rocket was filled with propellants and the control and pointing system was made ready for operation. The aforesaid operations have been accomplished in 20 minutes instead of 2 hours required when using the "Desna-N" complex.
Further, a launch silo "Desna-B" was developed for rocket R-9A. The State Specialized Design Office "Spetsmach" was a prime contractor (with V. P. Barmin as the Chief Designer). On September 27, 1963 the first launch of the rocket from the silo took place. The launch was successful.
Upon completion of flight tests, rocket R-9A and its silo and ground launch complexes ("Desna-B" and "Dolina") entered service on July 21, 1965.
Combat rocket complexes including rocket R-9A have been on sentries for more than 15 years and were highly evaluated by the forces.

 

 

 

 

 

Official WEB-site of S.P.Korolev RSC Energia
E-mail:mail@rsce.ru

на главную
средства выведения
Ракета Р-9

English
   

290x800
(23 194 bytes)
Основные характеристики ракеты Р-9

Максимальная дальность стрельбы, км

  • наибольшая
  • наименьшая

Начальная масса ракеты, т

Масса головной части, кг

 

12000 - 13000
3000 - 3500

81

1700

 

Основываясь на достигнутом к началу 1958 года прогрессе в создании более экономичных двигателей и головных частей с ядерным зарядом значительно меньшей массы, Совет главных конструктов направил в Правительство СССР предложение о разработке новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-9 на ракетном топливе кислород-керосин с начальной массой около 100 т.
После дополнительных проработок ОКБ-1 предложило разработать два варианта ракеты, отличающихся используемыми компонентами топлива и двигательными установками: Р-9А (на низкокипящих компонентах топлива керосин - жидкий кислород) и Р-9В (на высококипящих компонентах топлива керосин - азотная кислота). Такое предложение обусловливалось тем, что на тот момент было не вполне ясно какая из пар компонентов обеспечит лучшие условия эксплуатации в войсках и меньшее время подготовки к пуску. Это определялось сложностью систем для поддержания компонентов топлива в готовности к заправке, токсичностью компонентов, временем, необходимым для заправки ракеты, и временем раскрутки гироскопов перед пуском. Учитывая, что время готовности к пуску у обоих вариантов системы примерно одинаковое, а эксплутационные качества, включая безопасность работы с ракетой, предпочтительнее у компонентов керосин-кислород, ОКБ-1 настояло на принятии к дальнейшей разработке ракеты Р-9А.


Транспортирование ракеты Р-9
на транспортно-установочном
агрегате на старт
703x460
(69 163 bytes)

Установка ракеты Р-9
на пусковое устройство
700x564
(85 901bytes)

Ракета Р-9 установлена
на пусковое устройство
257x800
(30 461bytes)

От ракеты, как боевого оружия, требуется максимально возможное время пребывания в готовности № 1 и минимальное время подготовки к пуску. Решение этих задач облегчается при хранении ракеты длительное время в заправленном состоянии, однако для кислородной ракеты это было практически исключено. Следовало добиться того, чтобы время заправки ракеты Р-9 не превышало общее время подготовки ракеты. Таким образом исключалась необходимость длительного хранения ракеты в заправленном состоянии. В Постановлении правительства на разработку ракеты Р-9 от 13 мая 1959 года специально отмечалось, что в качестве окислителя должен применяться переохлажденный кислород. Это позволяло обеспечить хранение кислорода в наземной емкости и заправку его в ракету практически без потерь за время, не превышающее времени подготовки приборов системы управления к пуску (главным "ограничителем" выступало время подготовки гироскопов).
При эскизном проектировании были рассмотрены пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции.
Это было достигнуто принятием целого ряда конструктивно-компоновочных решений, например, применением открытых ферменных отсеков для сочленения ступеней ракеты, сбрасываемого хвостового отсека II ступени, использование паров наддува бака горючего II ступени для отделения ГЧ и т.д.
Габариты ракеты выбирались из возможности транспортировки ее в собранном виде в одном железнодорожном вагоне и использования сварочно-штамповочного оборудования ракеты Р-7 для производства блоков ракеты Р-9.
Проектирование и разработка системы управления ракеты Р-9 проводилась под руководством главного конструктора Н.А. Пилюгина.
Главным конструктором по наземному комплексу был назначен В.П. Бармин (ГСКБ "Спецмаш").
Двигатель I ступени был разработан в ОКБ В.П. Глушко, а двигатель II ступени - в ОКБ С.А. Косберга.
Двигательная установка разрабатывалась с учетом проведения скоростной заправки баков ракеты топливом (кислород - керосин), пребывания ракеты в заправленном состоянии в течение 24 ч, дистанционного управления операциями на старте, максимальной автоматизации подготовки к старту, запуска двигателя I ступени как автоматически, по сигналу окончания заправки баков компонентами, так и вручную, в нужное время без вскрытия люков и без доступа обслуживающего персонала к агрегатам и приборам ракеты.
Качание камер двигателя I ступени осуществлялось впервые разработанным центральным гидравлическим приводом, использующим в качестве рабочей жидкости керосин, отводимый после турбонасосного агрегата основного двигателя. На II ступени управление ракетой осуществлялось поворотными соплами с использованием отработанного турбинного газа.
Принципиальной особенностью ракеты было включение в ее состав переходной рамы пускового стола. Благодаря этому резко уменьшился объем работ на старте, т.к. стыковка всех связей "Земля-борт" теперь производилась на технической позиции, после пристыковки к ракете переходной рамы, а на старте оставалось пристыковать существенно меньшее количество коммуникаций "Земля-переходная рама".
Другой особенностью комплекса ракеты Р-9 явилось системное решение проблем, связанных с длительным хранением жидкого кислорода. Была создана система переохлаждения, длительного хранения и скоростной заправки ракеты переохлажденным жидким кислородом и решена проблема его длительного хранения без потерь.
Тактико-техническими требованиями на ракету Р-9 предусматривалось создание двух типов наземных комплексов: "Десна-Н" - при наземном пуске и "Десна-В" - при шахтном. Летные испытания ракеты Р-9 начались 9 апреля 1961 года. Первый успешный пуск состоялся 21 апреля 1961 года. Вначале было много аварийных пусков (из первых 32 пусков - 15 аварийных). При этом выявились недостатки компоновки и конструкции отдельных узлов пускового стола и переходной рамы. Переходная рама оказалась очень громоздкой и тяжелой, ее масса достигала 4,5 т и составляла 50% массы сухой ракеты. Весь технологический цикл подготовки пуска составлял почти два часа. Все это привело к тому, что стартовый комплекс "Десна-Н" был признан не соответствующим тактико-техническим требованиям и не рекомендован для принятия на вооружение. Необходимо отметить, что комплекс "Десна-Н" был отвергнут не из-за грубых конструктивных просчетов. Высокие боевые и эксплутационные характеристики ракеты Р-9А, подтвержденные ЛКИ, требовали создания совершенного стартового комплекса с высокой боевой готовностью. Требовалось подходить к ракете и стартовому комплексу как к единому целому.
ОКБ-1 стало головной организацией, главным идеологом нового комплекса наземного оборудования для ракеты Р-9. Была разработана и изготовлена новая переходная рама, втрое легче прежней.
В ГСКБ "Спецмаш" разработали систему скоростной заправки ракеты горючим - керосином Т-1.
В ЦКБ транспортного машиностроения было создано эффективное устройство, управляемое одним оператором, способное установить ракету на пусковой стол за 30 сек.
Впервые в ОКБ-1 была создана и изготовлена на заводе "Красная Заря" автоматизированная система подготовки ракеты к старту, причем принятые в ней классические решения использовались в дальнейшем для ряда новых ракет-носителей.


Старт ракетыР-9А
с комплекса "Долина"
600x590
(75 788 bytes)

Шахтное пусковое устройство
ракеты Р-9А
600x786
(61 206 bytes)

22 февраля 1963 года был успешно проведен первый пуск ракеты с нового стартового комплекса "Долина". Поражало то, что автоматизация обеспечивала почти полное отсутствие боевого расчета. Самоходная тележка с ракетой, выйдя из монтажно-испытательного корпуса и достигнув упоров на пусковом устройстве, соединялась с подъемно-установочным устройством, которое поднимало ее в вертикальное положение, автоматически стыковало все коммуникации и закрепляло ракету на пусковом столе.
Затем следовала скоростная заправка компонентами ракетных топлив, подготовка системы управления и прицеливание. На все уходило 20 минут вместо 2 часов на комплексе "Десна-Н". Затем для ракеты Р-9А был создан шахтный вариант стартового комплекса, получивший название "Десна-В". Его головным разработчиком стало ГСКБ "Спецмаш" (главный конструктор В.П. Бармин). 27 сентября 1963 года был проведен первый пуск ракеты из шахты. Он прошел успешно.
После завершения летно-конструкторских испытаний ракета Р-9А с шахтным ("Десна-В") и наземным ("Долина") стартовыми комплексами была принята на вооружение 21 июля 1965 года.
Боевые ракетные комплексы с ракетой Р-9А находились на боевом дежурстве более 15 лет и получили высокую оценку в войсках.

 

 

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru