на главную
средства выведения
Ракета Р-5М

English
   

250x800
(23 632 bytes)
Основные характеристики ракеты Р-5М

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

1200

28610

1300



24760

43860

Ракета Р-5М - первая стратегическая ракета - разрабатывалась на базе ракеты Р-5 в соответствии с Постановлением от 19 апреля 1954 года и предназначалась для доставки атомного заряда на дальность 1200 км. Работы начались в конце 1953 года.


Подготовка ракеты Р-5М к пуску
381x800
(70 497 bytes)

Запуск двигателя ракеты Р-5М
600x795
(111 186bytes)

Ракета Р-5А перед пуском
456x800
(80 097 bytes)

Спасенная головная часть
ракеты Р-5А на месте падения
600x391
(52 461bytes)

Необходимо было разработать новую более короткую коническую головную часть (ГЧ), которая обеспечила бы требуемое для автоматики уменьшение скорости встречи ГЧ с землей в два раза.
Наличие ядерного заряда вызвало необходимость повышения надежности ее системы управления для того, чтобы ошибка или повреждение в одной цепи системы управления не приводила к отказу ракеты в целом.
Требовалось также существенно упростить процесс подготовки ракеты к пуску, уменьшить его трудоемкость, сократить число обслуживающего персонала. Предстояло разработать технологию совместных испытаний двух изделий в целом: ракеты и ГЧ с ядерным зарядом после их стыковки и весь многоступенчатый технологический график работ на стартовой позиции.
Для повышения надежности ракеты Р-5М все цепи бортовой части СУ и радиокомплекса были дублированы, автомат стабилизации имел два независимых канала, рулевой агрегат имел не четыре, как у всех ранее разработанных ракет, а шесть рулевых машин. Дублированы источники питания СУ, а для управления дальностью полета применили трехканальный интегратор. Приборы СУ для уменьшения воздействия виброперегрузок перенесли из хвостового в межбаковый отсек. Дополнительно в состав бортовой СУ ракеты Р-5М была введена новая система аварийного подрыва ракеты (АПР). Имелось в виду, что если из-за каких-либо отказов произойдет значительное отклонение ракеты от программной траектории, то ее надо уничтожить в полете с помощью системы АПР или прекратить полет путем аварийного отключения двигателя. Также была введена полностью автоматизированная система запуска двигателя ракеты Р-5М.
Летные испытания проводились в два этапа: заводские и летно-конструкторские испытания. Из 14 ракет 13 достигли цели.
Первый успешный пуск ракеты Р-5М провели 21 января 1955 года.
2 февраля 1956 года проведен пуск ракеты Р-5М с реальным атомным зарядом. Пролетев 1200 км, головная часть без разрушения дошла до земли в заданном районе. Сработал ударный взрыватель и произошел наземный ядерный взрыв.
21 июня 1956 года ракета Р-5М принята на вооружение. В 1959 году два ракетных полка, вооруженные ракетами Р-5М первыми среди ракетных частей заступили на боевое дежурство. Ракета Р-5М стала первой отечественной стратегической ракетой-носителем атомного заряда и положила начало созданию ракетно-ядерного щита Родины.
На базе ракеты Р-5 были созданы геофизические ракеты Р-5А, Р-5Б, Р-5В.
21 февраля 1958 года ракетой Р-5А установлен мировой рекорд высоты для одноступенчатой ракеты - 473 км с полезным грузом массой 1520 кг и спасен объект массой 1350 кг.


600x394
(55 541 bytes)

568x800
(97 554 bytes)

567x800
(104 407 bytes)
Ракета Р-5В.
Установка на пусковой стол.
Запуски этой ракеты проводились до 1975 года
(в том числе по программе "Вертикаль")

 

 

 

 

 

Официальный сайт РКК "Энергия" им С.П. Королева
E-mail:mail@rsce.ru